Численность населения по округам. Сколько в России федеральных округов? Список и состав федеральных округов России. в том числе с числом жителей, тыс. человек

Россия является не только самой большой страной на планете, но еще и страной с одной из самых больших неравномерностей по распределению населения. Сейчас по данным Росстата, население нашей страны составляет чуть более 143 миллионов человек , из которых русских (или, точнее, тех, кто назвал себя русскими при переписи) около 111 миллионов. Распределение населения по территории России выглядит следующим образом.

Центральный федеральный округ – 38,5 миллионов жителей на площади 650,7 тысяч кв. километров. Из общей численности населения более трети — жители Москвы. В Центральном федеральном округе самая низкая безработица (не выше 5%) и самый высокий уровень жизни по стране. При этом уровень безработицы в столице составляет около 1,1%.

Плотность населения округа на конец 2011 года составляла около 60 человек на квадратный километр – показатель, который можно считать близким к показателям Центральной Европы. Процентный состав русского населения составляет около 91,5%.

Южный федеральный округ – около 14 миллионов человек на площади 416,8 тысяч квадратных километров. По национальному составу превалируют русские – 86% от общей численности населения округа. Уровень жизни в среднем на 24% ниже, чем в ЦФО, однако в таких субъектах округа как Краснодарский край уровень жизни выше, чем в среднем по Центральному федеральному округу. Плотность населения почти в 2 раза ниже, чем в ЦФО – около 33 человек на кв. километр территории.

Северо-Кавказский федеральный округ – 9,5 миллионов на площади в 175 тысяч кв. километров. Плотность населения здесь составляет около 54 человек на квадратный километр. Нужно отметить: устойчивый стереотип, что СКФО – это место, где этнических русских меньшинство, это лишь миф. На самом деле в Северо-Кавказском федеральном округе проживает более 2,85 миллионов русских, а это около 30% населения. Второе место по численности населения в СКФО занимают чеченцы (более 1,33 миллиона человек). В тройке «призеров» — аварцы (почти 870 тысяч человек).

Уровень жизни в СКФО остается одним из самых низких по России, что связано в первую очередь с высоким процентом безработицы в так называемых национальных республиках. К примеру, в Ингушетии уровень безработицы составляет около 49% (!), а в Чеченской Республики достигает значения в 36%. Однако эти же республики ставят и российские рекорды рождаемости, хотя уже и здесь нечасто можно найти семью, в которой было бы более троих детей.

Приволжский федеральный округ – 30 миллионов человек на площади в 1,038 миллиона квадратных километров. Плотность населения – около 29 человек на кв. км. Численность русского населения в округе составляет 24,1 миллиона человек (67,9%). Приволжский федеральный округ сохраняет первое место в России по доле промышленного производства. Наибольшие промышленные объемы приходятся на Татарстан и Башкирию. В этих республиках сохраняется естественный прирост населения за счет достаточно высокой рождаемости, особенно в сельской местности.

Северо-Западный федеральный округ – 13,65 млн. человек на площади в 1,7 млн. квадратных километров. Плотность населения около 8 человек на кв. км. При этом сохраняется внутриокружная неравномерность распределения жителей. К примеру, в Ленинградской области и Санкт-Петербурге плотность в десятки раз выше, чем, к примеру, в Республике Коми. В СЗФО велика доля городского населения – более 82%.

Численность русского этноса в округе составляет более 85,5%. На втором месте по численности – украинцы, на третьем – коми. Более трети населения округа проживает в Санкт-Петербурге. Распределение уровня доходов в Северо-Западном федеральном округе неоднородное. К примеру, ВРП (валовой региональный продукт) северной столицы составляет свыше 1,7 трлн. рублей, что больше по размеру ВРП сразу нескольких других субъектов того же ЦФО, вместе взятых.

Весьма позитивна ситуация в округе с безработицей. В Питере она не превышает 2,5%, в Карелии – не выходит по официальной статистике за рамки 4%. Зато с демографической ситуацией в округе все крайне сложно. Наблюдается существенный перекос в сторону петербуржской агломерации, зато безлюдными становятся целые районы Коми и Архангельской области. В поисках лучшей жизни многие стремятся перебраться в другие округа, где дела, по их мнению, обстоят лучше.

Уральский федеральный округ – 12,1 млн. жителей на территории в 1,79 млн. кв. километров. Плотность населения – менее 7 человек на квадратный километр. Процент русского населения составляет 82,74%. Учитывая то, что на пространствах этого округа залегают колоссальные объемы полезных ископаемых, очевидно, что население слишком малочисленно для реализации многих проектов.

Благодаря разведанным и активно осваиваемым месторождениями нефти и газа, уровень жизни во многих субъектах округа является одним из самых высоких в России, однако и условия труда здесь такие, что далеко не каждый житель, к примеру, юга страны, решиться перебраться сюда даже при обещаниях высокооплачиваемой работы.

Сибирский федеральный округ – 19,2 млн. жителей на 5,144 млн. квадратных километров. Плотность население – менее 4 человек на кв. километр. Состав русского населения – около 87%. При этом в СФО фиксируется убыль населения темпами, которые являются одними из самых пугающих в России.

В округе есть регионы, в которых сохраняется крайне сложная обстановка с безработицей. К примеру, общая безработица в Республике Тыва составляет более 21,8%. Тыва является дотационным регионом, хотя недра этой республики богаты природными ресурсами: железо, асбест, золото, ртуть, редкоземельные и цветные металлы. Тыва сохраняет один из самых низких уровней инвестиционной активности. По оценкам специалистов, экономическая ситуация в республике в плане инвестиций обозначается маркером «экстремальный риск».

Богаты недра и других сибирских регионов, однако пока ресурсный потенциал превосходит потенциал демографический, чтобы можно было говорить о начале полномасштабного освоения Сибири.

Дальневосточный федеральный округ – 6,3 миллиона человек на огромной площади в 6,2 млн. квадратных километров. Это самый большой и самый малозаселенный федеральный округ Российской Федерации. Количество русского населения составляет 81,7%. Плотность населения говорит сама за себя – чуть больше 1 человека на квадратный километр. С такими демографическими показателями крайне сложно воспользоваться теми богатствами, которые имеются на Дальнем Востоке.

Кроме того, население округа, в основном из-за миграции, продолжает серьезно убывать. За последние 8 лет количество жителей округа снизилось почти на полмиллиона человек. Если такая тенденция сохранится и в будущем, то Дальний Восток станет практически необитаемой территорией, недра которой просто заполнены природными богатствами. А, как известно, к этим богатствам могут потянуться руки и других государств, заинтересованных в собственном благополучии.

Поэтому не может не радовать то, что государственные власти России, наконец-то решили обратить внимание на состояние дел на Дальнем Востоке России. Остается надеяться, что это внимание не останется показным лишь, для того чтобы не ударить в грязь лицом во время саммита АТЭС во Владивостоке.

Источник: Демографический ежегодник России 2002. – М.: Госкомстат РФ, 2003.

Последний уровень, на котором можно рассматривать размещение населения в масштабах всей страны, – это уровень регионов – субъектов РФ. В соответствии с Конституцией РФ все эти регионы имеют равные права, что выражается, в частности, при формировании Федерального Собра­ния Российской Федерации. Но различия по численности на­селения между ними огромны, что представляет собой боль­шую проблему для государственного управления, как на фе­деральном, так и на местном уровнях. Так, город Москва превосходит по населению Эвенкийский автономный округ почти в 500 раз. Наиболее типичными для России являются регионы с численностью населения от 1 до 2 млн. жителей. В них концентрируется около 27% населения страны.

Самыми многонаселенными регионами России являются город Москва (8,5 млн. чел. в 2002 г.) и Московская область (6,4 млн. чел.), которые с точки зрения расселения целесооб­разно рассматривать вместе в качестве единого Московско­го региона. В таком случае только в одном этом регионе концентрируется более 10% населения страны. Более 6 млн. чел. проживает в аналогично объединенном Петербургском реги­оне (город Санкт-Петербург плюс Ленинградская область), что составляет 4,3% населения страны. В сумме эти два круп­нейших региона концентрируют 14,7% жителей России. Мно­гонаселенными в России можно считать также регионы с населением от 3 до 5 млн. жителей. Это Краснодарский край,Нижегородская, Самарская, Свердловская, Ростовская Челябинская области, республики Башкортостан и Татарстан. В сумме на эти восемь регионов приходится 22,6% населения страны. Всего в многонаселенных регионах (около 10% регионов России) проживает почти 40% населения страны.

На противоположном конце распределения регионов по численности населения находятся малонаселенные субъект Российской Федерации с населением менее 500 тыс. чел. в каждом. Самыми малонаселенными регионами являются автономные округа Эвенкийский (18,2 тыс. чел.), Корякский (28,5 тыс. чел.), Таймырский (44,3 тыс. чел.), Ненецкий (44,9 тыс.), Чукотский (73,8 тыс.) и Агинский Бурятский (79,6 тыс. жителей;)Менее полумиллиона человек проживает также в республиках Адыгея, Алтай, Ингушетия, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Тыва, автономных округах Коми-Пермяцком Усть-Ордынском Бурятском, областях Камчатской, Магаданской и Еврейской автономной области. Уже по перечню но, что малонаселенными являются в основном автономии по национальному признаку. В сумме 17 малонаселенных регионов концентрируют около 2% населения страны.

Наиболее быстрыми темпами росло в XX в. население самых северных и восточных регионов России, в которых шло интенсивное освоение природных ресурсов. Так, количестве жителей в Мурманской области с 1926 по 1992 г. выросло 35 раз, население Ханты-Мансийского автономного окру­га – в 30 раз, население Камчатской области – в 25 раз. В то же время население многих областей центральной Рос­сии уменьшилось (Псковской, Новгородской, Тверской, Смоленской, Тамбовской и др.). Но в последнее десятилетие века динамика численности населения в региональном разрезе сменилась практически на противоположную. Самые северные и восточные регионы страны стали терять население особенно быстро из-за массового миграционного оттока жи­телей. Более чем в 2 раза по сравнению с 1991 г. сократилось население в Чукотском автономном округе. Более чем на четверть – в Камчатской и Магаданской областях, Корякском Эвенкийском автономных округах. В это же время некоторые южные и западные регионы сохраняют прирост населе­ния или из-за значительного миграционного притока (Белго­родская область, республика Северная Осетия – Алания и др.), или по причине сохранения заметного естественного прироста (республики Дагестан, Ингушетия и др.).

Средняя плотность населения составляет в России всего 8,5 чел. на 1 км 2 , что более чем в 4 раза ниже среднемирово­го показателя. Даже из государств СНГ, которые за некото­рыми исключениями также не относятся к плотнозаселенным, плотность населения ниже, чем в России, только в Казахстане. Причем если в европейской части страны плот­ность населения сравнительно высока (около 30 человек на 1 км 2) и сравнима со средней плотностью населения в таких регионах мира, как Африка и Америка, то в азиатской час­ти России она является крайне низкой (2,5 человек на 1 км 2). Особенно низка плотность сельского населения, которое более тесно связано с территорией, чем городское – всего 2,3 чел. на 1 км 2 . Именно по плотности сельского населения судят о степени освоенности территории. Значения плотности населения по экономическим районам и федеральным округам страны представлены в табл. 4.3.4.

Население регионов России 2019: численность, к рупные регионы России и фед. округа список

Представлен список всех регионов / областей России, упорядоченный по численности населения на 1 января 2019 года согласно данным Росстата от 28.06.2019 "Численность и миграция населения Российской Федерации в 2018 году" .

Самый населенный регион России - город Москва с населением 12 615 279 человек . Второй крупнейший регион России - Московская область с населением 7 599 647 человек. Третий - Краснодарский край с населением 5 648 235 человек.

Также приведены данные по населению Федеральных округов. Самый населенный федеральный округ - Центральный федеральный округ - 39 378 059 человек.

В целом за 2018 год в России наблюдалась убыль населения, которая составила 99 712 человек, несмотря на миграционный прирост в 124 854 человек. Наибольший общий прирост населения в процентном соотношении наблюдался в Республике Ингушетия и Ленинградской области. Наибольшая общая убыль населения в процентном соотношении наблюдалась в Магаданской и Тамбовской об.

Всего в России 85 регионов - субъектов Российской Федерации, в том числе 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа.

Таблица населения регионов на 1 января 2019 и 01.01.2018 с данными общего, естественного и миграционного прироста.

Также общий прирост (убыль) оценен в процентном соотношении (колонка Общ. %). Также в последней колонке указана доля населения региона в процентном соотношении к общей численности населения России.

Субъект России на 1 января 2019 на 1 января 2018 общий прирост Общ.
%
естестве
нный
миграци
онный
% от
РФ
Российская Федеpация 146 780 720 146 880 432 - 99 712 -0.07 - 224 566 124 854 100
Центральный ФО 39 378 059 39 311 413 66 646 0.17 - 117 307 183 953 26.83
Приволжский ФО 29 397 213 29 542 696 - 145 483 -0.49 - 79 496 - 65 987 20.03
Сибирский ФО 17 173 335 17 230 157 - 56 822 -0.33 - 27 856 - 28 966 11.70
Южный ФО 16 454 550 16 441 852 12 698 0.08 - 37 047 49 745 11.21
Северо-Западный ФО 13 972 070 13 952 003 20 067 0.14 - 30 590 50 657 9.52
1 г. Москва 12 615 279 12 506 468 108 811 0.87 10 048 98 763 8.59
Уральский ФО 12 350 122 12 356 229 - 6 107 -0.05 110 - 6 217 8.41
Северо-Кавказский ФО 9 866 748 9 823 481 43 267 0.44 68 453 - 25 186 6.72
Дальневосточный ФО 8 188 623 8 222 601 - 33 978 -0.41 - 833 - 33 145 5.58
2 Московская область 7 599 647 7 503 385 96 262 1.28 - 9 217 105 479 5.18
3 Краснодарский край 5 648 235 5 603 420 44 815 0.8 - 2 755 47 570 3.85
4 г.Санкт-Петербург 5 383 890 5 351 935 31 955 0.6 4 179 27 776 3.67
5 Свердловская область 4 315 699 4 325 256 - 9 557 -0.22 - 8 257 - 1 300 2.94
6 Ростовская область 4 202 320 4 220 452 - 18 132 -0.43 - 15 742 - 2 390 2.86
7 Республика Башкортостан 4 051 005 4 063 293 - 12 288 -0.3 - 3 430 - 8 858 2.76
8 Республика Татарстан 3 898 628 3 894 284 4 344 0.11 1 607 2 737 2.66
Тюменская область 3 723 969 3 692 400 31 569 0.85 21 045 10 524 2.54
9 Челябинская область 3 475 753 3 493 036 - 17 283 -0.49 - 8 330 - 8 953 2.37
10 Нижегородская область 3 214 623 3 234 752 - 20 129 -0.62 - 16 398 - 3 731 2.19
11 Самарская область 3 183 038 3 193 514 - 10 476 -0.33 - 10 069 - 407 2.17
12 Республика Дагестан 3 086 126 3 063 885 22 241 0.73 33 249 - 11 008 2.10
13 Красноярский край 2 874 026 2 876 497 - 2 471 -0.09 - 2 193 - 278 1.96
14 Ставропольский край 2 795 243 2 800 674 - 5 431 -0.19 - 1 400 - 4 031 1.90
15 Новосибирская область 2 793 384 2 788 849 4 535 0.16 - 3 495 8 030 1.90
16 Кемеровская область 2 674 256 2 694 877 - 20 621 -0.77 - 12 208 - 8 413 1.82
17 Пермский край 2 610 800 2 623 122 - 12 322 -0.47 - 5 814 - 6 508 1.78
18 Волгоградская область 2 507 509 2 521 276 - 13 767 -0.55 - 10 000 - 3 767 1.71
19 Саратовская область 2 440 815 2 462 950 - 22 135 -0.9 - 11 787 - 10 348 1.66
20 Иркутская область 2 397 763 2 404 195 - 6 432 -0.27 - 522 - 5 910 1.63
21 Алтайский край 2 332 813 2 350 080 - 17 267 -0.73 - 9 856 - 7 411 1.59
22 Воронежская область 2 327 821 2 333 768 - 5 947 -0.25 - 12 810 6 863 1.59
23 Оренбургская область 1 963 007 1 977 720 - 14 713 -0.74 - 4 419 - 10 294 1.34
24 Омская область 1 944 195 1 960 081 - 15 886 -0.81 - 3 784 - 12 102 1.32
25 Республика Крым 1 911 818 1 913 731 - 1 913 -0.1 - 6 694 4 781 1.30
26 Приморский край 1 902 718 1 913 037 - 10 319 -0.54 - 5 665 - 4 654 1.30
27 Ленинградская область 1 847 867 1 813 816 34 051 1.88 - 9 690 43 741 1.26
28 Ханты-Мансийский АО-Югра 1 663 795 1 655 074 8 721 0.53 12 145 - 3 424 1.13
29 Белгородская область 1 547 418 1 549 876 - 2 458 -0.16 - 6 581 4 123 1.05
30 Тюменская область без АО 1 518 695 1 498 779 19 916 1.33 4 233 15 683 1.03
31 Удмуртская Республика 1 507 390 1 513 044 - 5 654 -0.37 - 1 656 - 3 998 1.03
32 Тульская область 1 478 818 1 491 855 - 13 037 -0.87 - 11 731 - 1 306 1.01
33 Чеченская Республика 1 456 951 1 436 981 19 970 1.39 23 528 - 3 558 0.99
34 Владимирская область 1 365 805 1 378 337 - 12 532 -0.91 - 9 273 - 3 259 0.93
35 Хабаровский край 1 321 473 1 328 302 - 6 829 -0.51 - 1 898 - 4 931 0.90
36 Пензенская область 1 318 103 1 331 655 - 13 552 -1.02 - 7 734 - 5 818 0.90
37 Кировская область 1 272 109 1 283 238 - 11 129 -0.87 - 6 424 - 4 705 0.87
38 Тверская область 1 269 636 1 283 873 - 14 237 -1.11 - 9 889 - 4 348 0.86
39 Ярославская область 1 259 612 1 265 684 - 6 072 -0.48 - 6 468 396 0.86
40 Ульяновская область 1 238 416 1 246 618 - 8 202 -0.66 - 5 650 - 2 552 0.84
41 Чувашская Республика 1 223 395 1 231 117 - 7 722 -0.63 - 2 397 - 5 325 0.83
42 Брянская область 1 200 187 1 210 982 - 10 795 -0.89 - 7 144 - 3 651 0.82
43 Вологодская область 1 167 713 1 176 689 - 8 976 -0.76 - 4 531 - 4 445 0.8
Архангельская область 1 144 119 1 155 028 - 10 909 -0.94 - 3 816 - 7 093 0.78
44 Липецкая область 1 144 035 1 150 201 - 6 166 -0.54 - 5 757 - 409 0.78
45 Рязанская область 1 114 137 1 121 474 - 7 337 -0.65 - 6 912 - 425 0.76
46 Курская область 1 107 041 1 115 237 - 8 196 -0.73 - 6 900 - 1 296 0.75
47 Архангельская обл. без НАО 1 100 290 1 111 031 - 10 741 -0.97 - 4 040 - 6 701 0.75
48 Томская область 1 077 442 1 078 280 - 838 -0.08 - 175 - 663 0.73
49 Забайкальский край 1 065 785 1 072 806 - 7 021 -0.65 400 - 7 421 0.73
50 Тамбовская область 1 015 966 1 033 552 - 17 586 -1.7 - 7 669 - 9 917 0.69
51 Астраханская область 1 014 065 1 017 514 - 3 449 -0.34 47 - 3 496 0.69
52 Калужская область 1 009 380 1 012 156 - 2 776 -0.27 - 4 712 1 936 0.69
53 Ивановская область 1 004 180 1 014 646 - 10 466 -1.03 - 7 109 - 3 357 0.68
54 Калининградская область 1 002 187 994 599 7 588 0.76 - 1 879 9 467 0.68
55 Республика Бурятия 983 273 984 511 - 1 238 -0.13 3 339 - 4 577 0.67
56 Республика Саха (Якутия) 967 009 964 330 2 679 0.28 5 619 - 2 940 0.66
57 Смоленская область 942 363 949 348 - 6 985 -0.74 - 6 838 - 147 0.64
58 Кабардино-Балкарская Респ. 866 219 865 828 391 0.05 3 759 - 3 368 0.59
59 Курганская область 834 701 845 537 - 10 836 -1.28 - 4 348 - 6 488 0.57
60 Республика Коми 830 235 840 873 - 10 638 -1.27 - 1 362 - 9 276 0.57
61 Республика Мордовия 795 504 805 056 - 9 552 -1.19 - 4 071 - 5 481 0.54
62 Амурская область 793 194 798 424 - 5 230 -0.66 - 1 838 - 3 392 0.54
63 Мурманская область 748 056 753 557 - 5 501 -0.73 - 1 099 - 4 402 0.51
64 Орловская область 739 467 747 247 - 7 780 -1.04 - 5 065 - 2 715 0.50
65 Респ. Сев. Осетия-Алания 699 253 701 765 - 2 512 -0.36 2 000 - 4 512 0.48
66 Республика Марий Эл 680 380 682 333 - 1 953 -0.29 - 1 254 - 699 0.46
67 Костромская область 637 267 643 324 - 6 057 -0.94 - 3 280 - 2 777 0.43
68 Псковская область 629 651 636 546 - 6 895 -1.08 - 5 036 - 1 859 0.43
69 Республика Карелия 618 056 622 484 - 4 428 -0.71 - 3 108 - 1 320 0.42
70 Новгородская область 600 296 606 476 - 6 180 -1.02 - 4 248 - 1 932 0.41
71 Ямало-Ненецкий АО 541 479 538 547 2 932 0.54 4 667 - 1 735 0.37
72 Республика Хакасия 536 167 537 513 - 1 346 -0.25 - 450 - 896 0.37
73 Республика Ингушетия 497 393 488 043 9 350 1.92 6 500 2 850 0.34
74 Сахалинская область 489 638 490 181 - 543 -0.11 - 219 - 324 0.33
75 Карачаево-Черкесская Респ. 465 563 466 305 - 742 -0.16 817 - 1 559 0.32
76 Республика Адыгея 454 744 453 376 1 368 0.3 - 1 104 2 472 0.31
77 г. Севастополь 443 212 436 670 6 542 1.5 - 1 197 7 739 0.30
78 Республика Тыва 324 423 321 722 2 701 0.84 3 681 - 980 0.22
79 Камчатский край 314 723 315 557 - 834 -0.26 - 132 - 702 0.21
80 Республика Калмыкия 272 647 275 413 - 2 766 -1 398 - 3 164 0.19
81 Республика Алтай 218 866 218 063 803 0.37 1 146 - 343 0.15
82 Еврейская автономная обл. 159 913 162 014 - 2 101 -1.3 - 323 - 1 778 0.11
83 Магаданская область 141 234 144 091 - 2 857 -1.98 - 194 - 2 663 0.10
84 Чукотский АО 49 663 49 348 315 0.64 78 237 0.03
85 Ненецкий АО 43 829 43 997 - 168 -0.38 224 - 392 0.03

* Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: Стат. сб./Росстат. – М., 2009. С.60-61.

На разные стороны экономической жизни оказывает влияние и этнический (национальный) состав населения. Каждый народ, исторически адаптируясь к природным условиям населяемого им региона, обладает специфическими производственными навыками, характерными особенностями, традициями в питании, одежде, жилье, поведении (сильно сказывается в этом отношении и влияние религии) и даже развивающиеся процессы интеграции, унификации образа жизни не в состоянии разрушить эту специфику. Учет трудовых навыков и традиций населения необходим для эффективного размещения производства и более полного использования трудовых ресурсов.

Возрастно-половая структура населения имеет значение для определения потребности в услугах различного вида учреждений обслуживания (образования, здравоохранения), ассортимента товаров в торговле, спроса на квартиры с разным числом комнат (в зависимости от размера семьи). Эта структура имеет прямое отношение и к выявлению существующего и перспективного трудового потенциала региона, который определяется исходя из количественной и качественной его оценки. Формирование, распределение и использование трудовых ресурсов осуществляются, как правило, в пределах определенного региона и тесно связаны прежде всего с его народнохозяйственной структурой, специализацией и общим уровнем развития. Все большее значение приобретает образовательный уровень трудовых ресурсов (доля лиц со средним, средним специальным и высшем образованием среди занятых в экономике), который имеет определенные различия между регионами страны.

Самостоятельное значение имеет анализ материального благополучия и социально-культурного развития населения.

При оценке экономического потенциала региона особое значение придают анализу структуры населения региона , которая бывает:

− поселенческая – распределение жителей по населенным пунктам разных типов и размеров;

− демографическая – распределение по полу, возрасту, семьям разного состава;

− социальная – распределение по социальным слоям (стратам);

− образовательно-квалификационная – соотношение различных групп по уровню образования и квалификации.

Производственный потенциал региона характеризует потенциальные возможности производства, протекающего в его пределах, которые определяются особенностями функционирования хозяйственной системы территории. Являясь частью национальной экономики, региональный хозяйственный комплекс представляет собой целенаправленно складывающееся динамичное устойчивое региональное или локальное сочетание предприятий и отраслей, объединяемых тесными внутренними связями.

Успешное функционирование регионального хозяйственного комплекса зависит от максимального учета региональных факторов и особенностей, характер сочетания которых на определенной территории оказывает прямое влияние на формирование и развитие экономики региона, определяет специализацию региона, специфические особенности управления производством, социальными процессами.

Хозяйственный комплекс региона представлен взаимосвязанными отраслями:

по производству товаров : промышленность, сельское хозяйство, строительство, прочие отрасли по производству товаров;

по оказанию рыночных услуг : транспорт, связь, шоссейное хозяйство, торговля и общественное питание, оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения, заготовки, информационно-вычислительное обслуживание, операции с недвижимым имуществом, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, геология и разведка недр, организации, обслуживающие сельское хозяйство, жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания, страхование, наука и научное обслуживание, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, образование. Культура и искусство;

по оказанию нерыночных услуг : жилищно-коммунальное хозяйство, дорожное хозяйство, организации, обслуживающие сельское хозяйство, наука и научное обслуживание, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, образование, культура и искусство, управление.

Если хозяйственный комплекс региона рассматривать, базируясь на системно-структурной точке зрения, то структура экономики может быть представлена в виде локальных систем: по сферам деятельность (промышленность, сельское хозяйство и т.д.), по отраслям производства, по разделению произведенных материальных благ и услуг для внутрирегиональных потребностей и для межрегионального перераспределения, по уровню занятости и т.д.

Структура регионального хозяйственного комплекса – индикатор эффективности его функционирования. По происходящим изменениям структуры можно судить об их характере − прогрессивным, стимулирующим динамичное саморазвитие, или регрессивным, ведущим к депрессии экономики.

Один из основоположников региональной науки У. Айзард считал отраслевую структуру региона важнейшим фактором экономического роста. Он придерживался мнения о зависимости циклических колебаний от отраслевой структуры и в соответствии с этим формулировал ограничивающие условия – выпуск любой отдельной отрасли не должен превышать 40% суммарного валового выпуска (это условие отражает мнение, что район, где имеется только одна отрасль, будет нездоровым в экономическом отношении). Такое ограничение отражает простую гипотезу, согласно которой чрезмерная концентрация производства в одном районе может привести к резким циклическим колебаниям, распространяющимся на всю систему.

Отраслевая структура региона представляет собой совокупность отраслей хозяйственного комплекса региона, характеризующаяся определенными пропорциями и взаимосвязями. Динамика ее изменения позволяет оценить тесноту межотраслевых связей, возможности региона в удовлетворении внутренних потребностей, место региона в территориальном разделении труда.

В соответствии с общественным территориальным разделением труда в составе регионального хозяйственного комплекса выделяют функциональные группы отраслей – специализирующиеся и обслуживающие.

Отрасли специализации играют ведущую роль в экономике региона, составляют основу регионального хозяйственного комплекса и характеризуются следующими признаками:

− выделением в национальном и региональном производстве;

− формированием регионального комплекса, наиболее эффективных и важных его звеньев;

− наличием высокой степени концентрации производства в регионе (в отличие от отраслей местного значения, которые сравнительно равномерно размещение по территории);

− производством в больших масштабах важнейших видов дешевой или дефицитной продукции, влиянием на уровень развития всех других отраслей;

− участием в межрегиональном обмене.

Различают сложившуюся и эффективную специализации.

Под сложившейся специализацией региона понимают концентрацию на территории региона конкретных видов производства, удовлетворяющих не только собственные потребности в продукции, но и потребности других регионов. Под эффективной специализацией региона следует понимать преимущественное развитие в регионе определенных, как правило, крупномасштабных отраслей производства, наиболее эффективно использующих местный ресурсный потенциал для удовлетворения потребностей национальной экономики. Эффективность региональной специализации должна оцениваться с позиций наиболее рационального территориального разделения труда в масштабе страны и наиболее производительного использования ресурсов региона.

Инновационный потенциал – один из важнейших факторов развития экономики региона. Инновационная деятельность предусматривает более эффективное использование ресурсного потенциала региона, укрепление и расширение хозяйственных связей, повышение интенсивности инвестиционных процессов на всех уровнях социально-экономической системы, развитие инфраструктурной базы и повышение роли инноваций в системе экономических интересов региона.

Инновационный процесс, являясь одним из важнейших факторов развития регионов, отличает ряд проблем, отражающих специфику каждой конкретной территории. Среди них выделяют:

− нарастание технологического отставания от экономически развитых стран;

− низкая конкурентоспособность отечественной продукции материальной сферы на мировых ранках;

− недостаточное финансирование фундаментальной и прикладной наук в наукоемких и передовых отраслях;

− физическое и моральное старение материально-технической базы научных учреждений (НИИ, КБ, ПТИ);

− низкая оплата труда и недостаток молодых специалистов в среде научного персонала, занятого исследованиями и разработками;

− низкий удельный вес затрат на технические инновации в объеме отгруженной продукции;

− недостаточно детализированная разработка концепции инновационного развития регионов, прежде всего, старопромышленных и др.;

Инновационный процесс последнего десятилетия в России отличается сокращением числа организаций, выполняющих исследования и разработки (с 4019 в 1998 г. до 3666 в 2008 г.), числа исследователей с учеными степенями (с 105,9 тыс. чел. в 1998 г. до 101,0 в 2008 г.), и сохранением на одном уровне удельного веса объема отгруженной инновационной продукции (5,1% - в 1998 г. и 5,0% - в 2008 г.).

Все регионы различаются между собой по степени восприимчивости к нововведениям, в связи с чем выделяют инновационно-активные и инновационно-пассивные регионы. «Склонность» региона к инновациям определяют с помощью целой системы показателей, охватывающих кадровую составляющую, объем затрат в научно-исследовательских организациях, источники их финансирования. В их число входят: число и доля инновационно-активных предприятий и их динамика; доля инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг; внутренние текущие затраты на исследования и разработки; число созданных и использованных передовых технологий; объем инновационной продукции по уровню новизны и видам деятельности и др.

Оценка научного потенциала региона будет неполной без учета ресурсов, которые имеются в высших учебных заведениях, расположенных на его территории. Научная работа является одним из важных показателей деятельности высшей школы, которой традиционно уделялось в государственных вузах значимое место в иерархии обязанностей преподавателей. Однако за последние 10 лет доля вузов, выполняющих исследования и разработки, сократилась почти на треть и составляет в настоящее время не более 35%, что обусловлено падением престижа труда преподавателя и низким уровнем заработной платы.

Для повышения развития инновационной деятельности регионов необходимо создание холдингов, трастовых компаний и консорциумов в инновационных отраслях, поддержка малого и среднего инновационного бизнеса, разработка проектов совместно с предприятиями, расширение практики проведения научно-технических выставок, конференций, предоставление государственных гарантий инвесторам инновационной деятельности в различных формах.

Рациональное использование инновационного потенциала, обеспечивающее трансфер научных результатов в промышленный комплекс, сельское хозяйство, строительство, сферу услуг, повысит конкурентоспособность региона и позволит сделать значительный шаг к переходу его экономики на инновационный путь развития, что в конечном итоге приведет к достижению главного результата региональной социально-экономической системы – повышению уровню и качества жизни населения.

Региональная диагностика. Экономический анализ региона предполагает изучение практики экономического развития региона и неизбежно ставит перед нами проблему взаимосвязи природных, экономических, социальных, политических процессов, происходящих на разных территориальных уровнях (местном, региональном, национальном и глобальном), что возможно осуществить при помощи экономической диагностики , которая занимается анализом хозяйственной специфики регионов, определением их экономического «здоровья» и «болезней».

Экономическое состояние региона обследуется с помощью системы индикаторов, причем понятие и количественные характеристики «нормы» относительны. В условиях обширной по территории и слишком неоднородной по природным условиям РФ они зависят от многих обстоятельств:

 базы сравнения («норма» для Центральной России одна, Сибири – другая, Крайнего Севера – третья и т.д.);

 критерия «нормы» и подхода к ее расчету;

    уникальности какого-либо экономического признака или сочетания признаков, вследствие чего само понятие «норма» становится бесполезным (в данном случае для выводов привлечение статистических аргументов не требуется вовсе).

Задачи региональной диагностики ассоциируются:

Во-первых, с необходимостью иметь содержательный «паспорт» региона для выработки тактики и стратегии его развития. Вряд ли окажется эффективной региональная политика без уточнения представлений о типе регионов (проблемные, депрессивные и др.) и их функциях, без сведений об их отраслевой и демографической структуре, экономическом потенциале, динамических качествах и т.д.

Во-вторых, результаты комплексных диагностических обследований регионов постоянно востребуются другими органами и уровнями государственного управления. В частности, речь идет об информации, используемой для отраслевой реструктуризации хозяйственного комплекса, для составления среднесрочных и долгосрочных планов социально-экономического развития РФ и т.д.

В-третьих, надежная диагностическая маркетинговая информация в условиях переходной экономики может стать одним из основных аналитических инструментов для банков, корпораций, инвестиционных компаний, бирж, которые имеют прямое отношение к выработке стратегии размещения капиталов и формирования региональных рынков.

Приведем пример экономического диагноза, выполненных О.Г. Дмитриевой в методических целях в ее книге «Региональная экономическая диагностика» (СПб, 1992, с. 17). «В … области имеет место падение темпов экономического роста в связи с истощением природных ресурсов, т.е. депрессия. Падение производства в отраслях специализации спровоцировало мультипликативный нисходящий процесс. Региональный инвестиционный цикл находится на нисходящей стадии, приблитжающейся к своей низшей точке. Отрасли специализации и обслуживающий комплекс требуют пороговых капитальных затрат для восстановления экономического потенциала. Эффективность ограничений по природным ресурсам сочетается с отсутствием эластичности производственной функции по трудовым ресурсам (трудоизбыточностью). Трудоизбыточность, сопровождающаяся повышенными затратами на воспроизводства населения в условиях Севера способствуют снижению общей эффективности функционирования регионального комплекса»

Диагноз: Депрессия, вызванная истощением природных ресурсов в слабо диверсифицированном хозяйственном комплексе, с монопольным положением предприятий отраслей специализации на региональных рынках и трудоизбыточностью».

Диагностика природно-ресурсного потенциала. Природно-ресурсный потенциал (ПРП) региона характеризует совокупность естественных ресурсов и служит предпосылкой и фактором регионального накопления, условием привлечения дополнительных инвестиций, основой развития местной политики.

Количественная оценка ПРП территории достаточна трудна:

 она связана с учетом не только собственно ресурсов, но и природных условий (физико-географическое положение или рельеф местности существенно влияет на экономические возможности региона);

 включает в себя количественную оценку всех потенциалов отдельных видов ресурсов;

 каждый частный природный потенциал имеет свои единицы измерения (гидроэнергетический – единицы мощности, агроклиматический – гидротермические коэффициенты и т.д.), что осложняет проблему сравнения разнородных показателей.

Среди нескольких способов исчисления общего (интегрального) ПРП наиболее распространенным являются – бальный метод и метод стоимостных показателей. В первом случае принимается единая шкала и каждый частный природный потенциал региона в зависимости от своей величины получает свой балл. Он рассчитывается по формуле:

р s = p i

I =1

где Р s - общие потенциалы отдельных природных ресурсов; p i - частные потенциалы отдельных природных ресурсов; n – число составляющих.

После определения частных потенциалов по отдельным ресурсам есть возможность перейти к заключительной операции – определению общего природного потенциала территории, представляющего собой сумму выраженных в баллах потенциалов ресурсов:

Р =  p s

S =1

где Р – общий потенциал территории; N – число составляющих.

Любая принятая шкала баллов будет, разумеется субъективной, но важно чтобы элемент субъективизма был сведен к минимуму.

Перспективным является метод оценки ПРП в стоимостных показателях, который сводится вначале к оценке частных потенциалов, а затем – к суммированию стоимостных показателей по каждому виду ресурсов. Использование этого метода сопряжено со многими трудностями в связи с тем, что мировые цены, которые берутся за основу при определении ПРП, подвержены существенным колебаниям, а при расчете отдельных частных потенциалов важно избежать «двойного счета» (водный потенциал включает гидроэнергетический, рыбохозяйственный, водно-транспортный и т.д.).

При региональном планировании (прогнозировании) иногда возникает необходимость оперировать показателями не только абсолютной, но и относительной обеспеченности ресурсами, т.е. соотнесения величины ПРП региона с его площадью, населением, основными фондами и т.д.

Демографическая диагностика и диагностика рынка труда. Актуальным исследованием является эволюция демографической ситуации, особенно с начала 90-х годов ХХ века. Региональный аспект демографической ситуации важен для проведения социально ориентированной региональной политики государства, для прогнозирования рынка труда.

Этот вид диагностики, в отличие от предыдущего, базируется на хорошо разработанных и апробированных методах демографической статистики и не представляет особый сложностей. При диагностике естественного движения населения важно установить градации качественного состояния естественного прироста в регионе:

 положительный естественный прирост;

 нулевой естественный прирост;

 отрицательный естественный прирост (убыль населения).

В течение последнего десятилетия ХХ века демографическую ситуацию во многих регионах определяло механическое движение населения , т.е. миграции:

 приток беженцев и вынужденных переселенцев;

 положительная величина нетто-миграций в сельской местности;

 снижение уровня интенсивности переселений на территории РФ;

 отток населения из северных регионов страны, Сибири и Дальнего Востока.

При диагностике процессов механического движения населения исследуются следующие показатели:

 активное сальдо миграции (приток населения в регион);

 нулевое сальдо;

 пассивное сальдо (отток населения из региона).

Аналогичная шкала может использоваться и при характеристике внутрирегиональных перемещений населения (между городом и сельской местностью).

При диагностике региональных рынков труда основными качественными градациями их состояния служат: безработица, равновесное состояние (превышение трудовых ресурсов соответствует спросу на них, т.е. предложению рабочих мест) и дефицит трудовых ресурсов. В условиях развития рыночной экономики в нашей стране (относительно небольшой период времени развития рыночных отношений, цикличность кризисов в экономике) следует учитывать:

 скрытую безработицу (в т.ч. феномен «неполного рабочего дня» и «неоплачиваемый отпуск»);

 отличать абсолютную безработицу (избыток трудовых ресурсов) от ситуации, когда дефицит или избыток трудовых ресурсов носит структурный характер (например, избыток экономистов, дефицит инженеров, много женских трудовых ресурсов, не хватает – мужских).

Диагностика расселения . Объективная информация о показателях систем расселения в регионе необходима при осуществлении социальной региональной политики, а также при районных планировках и реализации инвестиционных программ.

Наиболее известным показателем расселения служит плотность населения. Но при более тщательном его анализе выясняется, что он имеет многочисленные «модификации»:

 плотность населения на обжитой, освоенной территории;

 плотность сельского населения;

 плотность городского населения;

 плотность коренного населения.

Среди других известных показателей, характеризующих рисунок расселения, следует отметить коэффициент территориальной концентрации населения , определяемый с помощью метода анализа ближайшего соседства:

R = Ō : 05 s : n

где Ō – среднее расстояние между ближайшими поселениями; S – площадь исследуемой территории; n – число поселений.

Считается, что при более или менее равномерном распределении населенных пунктов (преимущественно в староосвоенных регионах с равнинным характером рельефа) коэффициент территориальной концентрации «балансирует» около отметки «2», при скученном населении в одном пункте – возле отметки «0», при хаотичном распределении – возле отметки «1».

При сравнении регионов с точки зрения их «долевого участия» в формировании территориальной структуры населения используется индекс региональной концентрации , определяемый по формуле:

K pk = 0,5 (S i P i ) x 100%

где S i и P i  доля площади и населения i -го региона в общей площади и населения всей страны.

Более сложен механизм диагностики систем расселения – совокупности населенных пунктов, объединенных общей инфраструктурой. В современной литературе, посвященной анализу систем расселения, выделяются специальные их типы – локальные, внутриобластные, районные, областные и т.д. Система показателей, используемых при диагностике систем расселения, отражает:

а) их количественные параметры (площадь, численность населения, соотношение между численностью населения различных пунктов, а также между городским и сельским населением и т.п.) ;

б) качество (развитие объектов социальной инфраструктуры);

в) тип систем расселения.

Если количественные показатели дают представление об очевидных, легко проверяемых различиях, то о качестве систем расселения можно судить по степени благоприятности для организации объектов социальной инфраструктуры.

Диагностика экономического уровня развития региона. Подобный уровень, отражая в единстве количественную и качественную стороны хозяйственной деятельности, характеризует степень использования всех региональных производственных ресурсов, или эффективность достигнутого экономического потенциала.

В настоящее время на основе официальных расчетов валового (внутреннего) регионального продукта (ВРП) субъектов РФ производятся расчеты коэффициентов долевого участия регионов в ВРП страны в целом. Достоверность таких расчетов, произведенных на основе данных Росстата довольно высокая.

Известны и другие методы соизмерения региональных уровней экономического развития, большинство из которых в условиях рыночной экономики неприемлемо. Так, один из них предполагает упрощенный расчет величины произведенного национального дохода региона пропорционально его доле в общенациональном фонде оплаты труда занятых в материальном производстве. Другой – метод исчисления синтетического взвешенного индекса уровня экономического развития региона.

Диагностика динамических качеств региона . Подходы различны в зависимости от поставленной цели.

В первую очередь, необходимо определить степень устойчивости социально-экономической структуры. Для стабильной экономики характерно наличие, как минимум, трех уровней:

 устойчивой структуры (регионы, испытывающие интенсивный экономический рост или получающие значительный приток инвестиций);

 неустойчивой структуры (депрессивные регионы);

 формирующиеся структуры (регионы, где интенсивно вовлекаются в хозяйственный оборот природные ресурсы).

Аналогичным образом могут быть определены качественные градации экономического развития региона: собственно рост, оживление, стагнация, депрессия. Четких экономических параметров для интенсификации той или иной градации не существует. Однако в рамках единой используемой методики вполне допустимо определение качественных состояний. При определении тенденций экономического развития наиболее важным является установление их источников: например, какие – внутренние (эндогенные) или внешние (колебания общенациональной конъюнктуры) причины порождают экономическую депрессию?

В условиях современного развития рынка наибольшую актуальность приобретает вопрос о стадии инвестиционного цикла в регионе, тем более, что в отличие от общенационального пространства в отдельно взятом регионе она выражена более четко. В экономической науке различают следующие качественные состояния инвестиционного цикла:

1) восходящая стадия (при ежегодном росте инвестиций);

2) высшая точка инвестиционного цикла (достижение максимального уровня инвестиций при дальнейшем падении темпов роста);

3) нисходящая стадия (при ежегодном падении объема инвестиции);

4) низшая точка инвестиционного цикла (достижение максимального падения темпов роста объемов инвестиций).

При диагностике динамических свойств региона важно дать оценку мультипликативного процесса , который часто используется в странах ЕС. Без оценки регионального мультипликатора развития трудно определить возникшие в одной отрасли импульсы экономического подъема, которые естественным образом передаются на обслуживающие и вспомогательные отрасли, а также на деятельность в третичном секторе экономики.

Диагностика отраслевой, функциональной и территориальной структуры региона. Отраслевая структура хозяйства региона отражает внутрирегиональное разделение труда между отраслями и производствами. Ее можно анализировать с различных позиций: с точки зрения уровня специализации (диверсификации), степени устойчивости, уровня комплексности, повторяемости производственного процесса, полноты производственно-технологического цикла и т.д. При этом широко используются как традиционные показатели, так и межотраслевой баланс производства и распределения продукции.

Диагностика отраслевой структуры региона предполагает выявление отрасли (отраслей) специализации, соотношение между отраслями специализации, вспомогательными и обслуживающими. Для более «продвинутых» регионов необходимо определить стадию экономического развития с определением представительности первичных, вторичных, третичных и четвертичных видов деятельности, а также соотношение функций экономического процесса – управления, исследований, собственного производства.

При сравнительном анализе отраслевой структуры регионов определяют уровень диверсификации , характеризующий представленность (разветвленность) в регионе отраслей экономической деятельности. Причем величина отраслевой диверсификации обратна величине отраслевой концентрации. В этой связи методика выявления обоих показателей в сущности едина. Их расчет основан на сопоставлении «веса» отдельных отраслей в регионе и страны в целом

Коэффициент отраслевой концентрации рассчитывается следующим образом:

К отр.к = ∑ [(P J : P ) (C j : C )]

J =1

для всех j , для которых (P J : P ) (C j : C ) 0

где j – индекс отрасли, P j , C j – численность занятых в j -ой отрасли, соответственно, в регионе и стране в целом; P , C – общая численность занятых в экономике, соответственно, в регионе и стране в целом.

В связи с тем, что величина отраслевой концентрации обратна величине отраслевой диверсификации, можно рассчитать коэффициент последней:

К отр.к = 1: К отр.див

Оба коэффициента колеблются в пределах от 0 до 1. Шкала градаций при диагностике уровня диверсификации может выглядеть следующим образом:

 диверсифицированная отраслевая структура;

 слабо диверсифицированная структура;

 моноструктура.

Функциональная структура хозяйства региона отражает членение отраслей по их функциям в межрегиональном и внутрирегиональном разделении труда. При этом в одном случае (при группировке отраслей по их роли в межрегиональном разделении труда) могут выделять: а) отрасли специализации; б) отрасли, дополняющие хозяйственный комплекс и т.д.; в другом случае (при внутрирегиональном подходе) – отрасли и производства могут группироваться как последовательные стадии технологических процессов. Особое значение приобретают вопросы связи функциональной структуры хозяйства региона с местным, общенациональным и мировым рынками.

Территориальная структура хозяйства региона отражает внутрирегиональные территориальные пропорции, а также особенности внутрирайонной территориальной организации производства. Последняя может быть представлена различными формами и сочетаниями производств.

Диагностика комплексности хозяйства региона тесно связана с диагностикой отраслевой структуры хозяйства региона. Комплексность хозяйства региона – это взаимосвязанное, согласованное развитие производств и объектов социальной инфраструктуры, обеспечивающее формирование оптимальной пропорциональности экономики как с точки зрения наиболее рационального использования имеющихся ресурсов, так и с позиций территориального разделения труда.

Об уровне комплексности экономики региона можно судить с помощью показателя, учитывающего степень «самообеспечения» региона:

N s = (P r : P) х (C r : C s )

где N s – уровень комплексности; Р – валовой продукт, потребленный регионом; P r - часть потребленного продукта, произведенная в самом регионе; C r – сводный индекс себестоимости единицы продукции, произведенной в регионе; C s – сводный индекс себестоимости единицы аналогичной совокупности продукции по стране (рассчитывается как средневзвешенный по всей основной номенклатуре).

Расчет приобретает целесообразность в случае, если

C r : ∑ C s 1

Экологическая диагностика региона. Исходным понятием для анализа здесь служит «региональная среда обитания людей». Производным от него является понятие «качество региональной среды обитания» (или «состояние природной среды обитания»).

Основными подходами к ранжированию экологических состояний регионов являются следующие:

естественное состояние – т.е. неизменное деятельностью человека;

равновесное, когда скорость восстановительных процессов выше или равна темпам антропогенных нарушений;

кризисное – состояние, при котором скорость антропогенных нарушений превышает темп самовосстановления природных систем, но еще не происходит коренного их изменения;

критическое – состояние, при котором происходит пока обратимая замена прежде существовавших экологических систем на менее продуктивные;

катастрофическое – состояние, при котором имеет место уже труднообратимый процесс закрепления малопродуктивных экологических систем;

состояние коллапса – необратимая утеря биологической продуктивности экологических систем региона.

Существуют трудности экологической диагностики региона. Так, возникает проблема при попытках оценки экологического состояния региона, связанная с несовпадением границ природных и административных образований. Другая проблема – трудность отбора необходимого круга аналитических показателей и несовершенство методики их расчета. Еще одна проблема – определение нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу региона, т.к. многое в данном случае зависит от циклонального характера воздушно циркуляции.

Таким образом, методики расчета оценки состояния региона уникальны для каждого из них и зависят от совокупности факторов, отражающих его социально-экономическое развитие.

Литература:

    Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. М.: Мысль, 1983.

    Андреев А.В. Основы региональной экономики: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2008.

    Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики: Учебник. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998.

    Калиникова М.О. Управление социально-экономическим потенциалом региона: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009.

    Конституция Российской Федерации.

    Межевич Н.М. Экономический анализ региона. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2007.

    Миронихина Ю.А. «Стратегия социально-экономического развития региона (на примере Рязанской области)». Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва, 2007.

    Региональное измерение государственной экономической политики России / Под общей ред. А.С. Малчинова. – М.: Научный эксперт, 2007.

    Региональная стратегия экономического роста-2015 / [отв.ред. В.А. Ильин]; Вологодский научно-координационный центр ЦЭМИ РАН. – М.: Наука, 2007.

    Регинальная экономика: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2006.

    Теория и методология географической науки: учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2005.

    Управление инновационным развитием региона: монография / Под ред. А.П. Егоршина. – Н.Новгород: НИМБ, 2008.

    Экономическая оценка потенциала регионов: курс лекций. – М.: ГОУ ВПО «РЭА им. Г.В. Плеханова», 2010.

Контрольные вопросы:

    Каковы основные составляющие социально-экономического потенциала региона?

    В чем особенности формирования социально-экономического потенциала региона?

    Что понимается под территориальными ресурсами и насколько сильно они воздействуют на социально-экономическое развитие регионов?

    Назовите регионы России, в составе социально-экономического потенциала которых исключительно велика доля природных ресурсов (земельных, водных, лесных и ресурсов недр).

    Как трудовой потенциал региона оказывает воздействие на социально-экономическое развитие территории?

    Что влияет на формирование регионального хозяйственного комплекса?

    Почему в регионах России низкая результативность использования научно-исследовательского потенциала?

    Каковы задачи региональной диагностики?


Приложение II. Численность и размещение населения федеральных округов, 1926-2002

Таблица II-1. Численность населения федеральных округов на даты переписей* и на 1 января 2002 г.*, тыс. человек

Российская Федерация

Федеральные округа:

Центральный

Северо-Западный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

Европейская часть

Азиатская часть

* наличное население
** постоянное население

Таблица II-2. Прирост (убыль) населения федеральных округов в межпереписные периоды
и в период после переписи 1989 г., тыс. человек

Межпереписные периоды

1926- 1939

1939-1959

1959-1970

1970-1979

1979-1989

1989-2001

Российская Федерация

Федеральные округа:

Центральный

Северо-Западный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

Европейская часть

Азиатская часть

Таблица II-3. Прирост (убыль) населения федеральных округов в межпереписные периоды
и в период после переписи 1989 г., %

Межпереписные периоды

1926- 1939

1939-1959

1959-1970

1970-1979

1979-1989

1989-2001

Российская Федерация

Федеральные округа:

Центральный

Северо-Западный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

Европейская часть

Азиатская часть

Таблица II-4. Доля населения федеральных округов в населении России,
на даты переписей и на начало 2002 г., %

Российская Федерация

Федеральные округа:

Центральный

Северо-Западный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

Европейская часть

Азиатская часть

Таблица II-5. Доля городского населения по федеральным округам России
на даты переписей и на 1 января 2002 г., %

Российская Федерация

Федеральные округа:

Центральный

Северо-Западный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

Европейская часть

Азиатская часть

Таблица II- 6. Прирост (убыль) городского населения федеральных округов

Межпереписные периоды

1926-1939

1939-1959

1959-1970

1970-1979

1979-1989

1989-2001

Российская Федерация

Федеральные округа:

Центральный

Северо-Западный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

Европейская часть

Азиатская часть

Таблица II-7. Прирост (убыль) городского населения федеральных округов в межпереписные периоды и в период после переписи 1989 г., %

Межпереписные периоды

1926-1939

1939-1959

1959-1970

1970-1979

1979-1989

1989-2001

Российская Федерация

Федеральные округа:

Центральный

Северо-Западный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

Европейская часть

Азиатская часть

Таблица II-8. Прирост (убыль) сельского населения федеральных округов
в межпереписные периоды и в период после переписи 1989 г., тыс. человек

Межпереписные периоды

1926-1939

1939-1959

1959-1970

1970-1979

1979-1989

1989-2001

Российская Федерация

Федеральные округа:

Центральный

Северо-Западный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

Европейская часть

Азиатская часть

Таблица II-9. Прирост (убыль) сельского населения федеральных округов в межпереписные периоды и в период после переписи 1989 г., %

Межпереписные периоды

1926- 1939

1939-1959

1959-1970

1970-1979

1979-1989

1989-2001

Российская Федерация

Федеральные округа:

Центральный

Северо-Западный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

Европейская часть

Азиатская часть

Таблица II-10. Число городов по федеральным округам, по переписи 1989 г.

Всего

от 50 до100

от 100 до 500

500 и более

Российская Федерация

Федеральные округа:

Центральный

Северо-Западный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

Европейская часть РФ

Азиатская часть РФ

Таблица II-11. Число городов по федеральным округам на начало 2002 г.

Всего

от 50 до100

от 100 до 500

500 и более

Российская Федерация

Федеральные округа:

Центральный

Северо-Западный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

Европейская часть РФ

Азиатская часть РФ

* без распределения 5 городов Чеченской Республики

Таблица II-12. Численность проживающих в городах по федеральным округам
по переписи 1989 г., тысяч человек

Всего

в том числе с числом жителей, тыс. человек

от 50 до100

от 100 до 500

500 и более

Российская Федерация

Федеральные округа:

Центральный

Северо-Западный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

Европейская часть РФ

Азиатская часть РФ

Таблица II-13. Численность проживающих в городах по федеральным округам на начало 2002 г., тыс. человек

Всего

в том числе с числом жителей, тыс. человек

от 50 до100

от 100 до 500

500 и более

Российская Федерация

Федеральные округа:

Центральный

Северо-Западный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

Европейская часть РФ

Азиатская часть РФ

* без населения 5 городов Чеченской Республики

Таблица II-14. Число поселков городского типа по федеральным округам по переписи 1989 г.

Всего

в том числе с числом жителей, тыс. человек

от 3 до 5

от 5 до10

от 10 до 20

20 и более

Российская Федерация

Федеральные округа:

Центральный

Северо-Западный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

Европейская часть РФ

Азиатская часть РФ

Таблица II-15. Число поселков городского типа по федеральным округам на начало 2002 г.

Всего

в том числе с числом жителей, тыс. человек*

от 3 до 5

от 5 до10

от 10 до 20

20 и более

Российская Федерация

Федеральные округа:

Центральный

Северо-Западный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

Европейская часть РФ

Азиатская часть РФ

* без распределения 3 поселков городского типа Чеченской Республики

Таблица II-16. Численность проживающих в поселках городского типа по федеральным округам по переписи 1989 г., тыс. человек

всего

в том числе с числом жителей, тыс. человек

от 3 до 5

от 5 до10

от 10 до 20

20 и более

Российская Федерация

Федеральные округа:

Центральный

Северо-Западный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

Европейская часть РФ

Азиатская часть РФ

Таблица II-17. Численность проживающих в поселках городского типа по федеральным округам на начало 2002 г., тыс. человек

всего

в том числе с числом жителей, тыс. человек

от 3 до 5

от 5 до10

от 10 до 20

20 и более

Российская Федерация

Федеральные округа:

Центральный

Северо-Западный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

Европейская часть РФ

Азиатская часть РФ

* без распределения населения 3 поселков городского типа Чеченской Республики

Таблица II-18. Распределение городского населения федеральных округов по типам поселений, по переписи 1989 г., %

Проживающие в

Проживающие в городах

городах

всего

в том числе с числом жителей, тыс. человек

от 50 до100

от 100 до 500

500 и более

Российская Федерация

Федеральные округа:

Центральный

Северо-Западный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

Европейская часть РФ

Азиатская часть РФ

Таблица II-19. Распределение городского населения федеральных округов по типам поселений,
на начало 2002 г.*, %

Проживающие в

Проживающие в городах

городах

всего

в том числе с числом жителей, тыс. человек

от 50 до100

от 100 до 500

500 и более

Российская Федерация

Федеральные округа:

Центральный

Северо-Западный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

Европейская часть РФ

Азиатская часть РФ

* без распределения городского населения Чеченской Республики

Случайные статьи

Вверх