Как сформировать счет 502 17 принимаемые обязательства. Принятые бюджетные обязательства - бухгалтерские проводки. Завершение текущего финансового года

Государственный контракт был заключен в 2017 году, но оплата по нему, а также принятие денежных обязательств будут произведены в 2018 году. Можно ли проводки по данному государственному контракту в учете получателя бюджетных средств по 500 счетам делать сразу на очередной год? Какие операции по санкционированию расходов необходимо произвести в конце 2017 года и в первый рабочий день 2018 года (закрытие счетов санкционирования, перенос и перерегистрация показателей санкционирования), если лимиты бюджетных обязательств на 2018 год доведены в 2017 году?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Порядок отражения бухгалтерских записей на счетах санкционирования текущего либо очередного года зависит от того, за счет ЛБО какого года осуществлялось заключение контракта.
Если контракт заключался за счет ЛБО 2017 года, то, несмотря на то, что его исполнение будет осуществляться уже в 2018 году, для отражения принятого бюджетного обязательства применяется счет 1 502 11 000. Сформированный по итогам 2017 года на счете 1 502 11 000 остаток данного бюджетного обязательства на 2018 год не переносится. В 2018 году следует отразить перерегистрацию данного бюджетного обязательства.
Если же заключение контракта осуществляется за счет ЛБО 2018 года, то принятие бюджетного обязательства по нему отражается с применением счета 1 502 21 000. В конце 2017 года операции, отраженные на данном счете, закрытию не подлежат. Перенос показателей санкционирования очередного финансового года на текущий финансовый год осуществляется в первый рабочий день 2018 года.

Обоснование вывода:
Согласно БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства, в частности, путем заключения государственных контрактов, в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств (далее - ЛБО).
Все обязательства, принятые учреждением, необходимо отражать в бюджетном учете с разбивкой по периодам (п. 309 Инструкции, утвержденной Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - N 157н). При этом в четвертой позиции кода счета (в 22 позиции номера счета) отражается числовой признак года, в котором будет исполняться соответствующее обязательство.
Для учета получателями бюджетных средств сумм бюджетных обязательств, принятых учреждением в пределах утвержденных ему ЛБО, применяются соответствующие аналитические счета 1 502 01 000 "Принятые обязательства" (п. 140 Инструкции, утвержденной Минфина России от 06.12.2010 N 162н, далее - N 162н). При этом для учета бюджетных обязательств текущего финансового года применяется счет 1 502 11 000, очередного финансового года - счет 1 502 21 000.
Заключенный в рассматриваемой ситуации контракт будет исполняться в 2018 году. В то же время для принятия в 2017 году бюджетного обязательства для данного контракта важно понимать, за счет ЛБО какого года производилось заключение контракта - за счет ЛБО 2017 либо 2018 года. Данную информацию получатель бюджетных средств может уточнить, к примеру, из плана закупок, плана-графика закупок, бюджетной сметы. Если согласно данным документам заключение контракта осуществлялось за счет прав на принятие обязательств (ЛБО) 2017 года, то для учета соответствующего бюджетного обязательства применяется счет 1 502 11 000. Если же заключение контракта осуществлялось за счет ЛБО 2018 года, то принятие бюджетного обязательства по нему отражается с применением счета 1 502 21 000.
По завершении текущего финансового периода показатели по счетам санкционирования текущего финансового года на следующий год не переносятся ( Инструкции N 157н). При этом показатели (остатки) обязательств текущего финансового года (за исключением исполненных денежных обязательств), сформированные по результатам отчетного финансового года, подлежат перерегистрации в году, следующем за отчетным финансовым годом ( Инструкции N 157н). Показатели (остатки, обороты) по санкционированию первого года, следующего за текущим (очередного финансового года), подлежат переносу на счета санкционирования текущего финансового года в первый рабочий день текущего года ( Инструкции N 157н).
То есть в случае, если контракт, подлежащий исполнению в 2018 году, заключен за счет ЛБО 2017 года, то сформированный в 2017 году на счете 1 502 11 000 остаток данного бюджетного обязательства на 2018 год не переносится. При этом в 2018 году следует отразить перерегистрацию данного бюджетного обязательства. Исходя из положений Инструкции N 162н такая перерегистрация бюджетного обязательства отражается бухгалтерской записью:
Дебет КРБ 1 501 13 000 Кредит КРБ 1 502 11 000 - отражена перерегистрация в 2018 году бюджетного обязательства по контракту, заключенному за счет ЛБО 2017 года, исполнение которого будет осуществляться в 2018 году.
В свою очередь, показатели, отраженные на счетах санкционирования очередного финансового года, подлежат переносу на счета санкционирования текущего финансового года в первый рабочий день наступившего года. В конце 2017 года операции, отраженные на данных счетах, закрытию не подлежат. Порядок отражения бухгалтерских записей по переносу показателей санкционирования приведен в разделе IV Приложения N 1 "Корреспонденция счетов бюджетного учета" к N 162н.
В соответствии с положениями данного раздела перенос показателей санкционирования очередного финансового года на текущий финансовый год оформляется в первый рабочий день наступившего года корреспонденциями:
1) Дебет КРБ 1 501 23 000 Кредит КРБ 1 501 13 000 - перенос показателей ЛБО получателей бюджетных средств очередного финансового года на текущий финансовый год;
2) Дебет КРБ 1 501 15 000 Кредит КРБ 1 501 25 000 - перенос показателей ЛБО, полученных получателями бюджетных средств, очередного финансового года на текущий финансовый год;
3) Дебет КРБ 1 502 21 000 Кредит КРБ 1 502 11 000 - перенос показателей принятых и неисполненных получателем бюджетных средств бюджетных обязательств очередного финансового года на текущий финансовый год.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

500-е счета санкционирования легко запутают даже опытного специалиста В статье расскажем об особенностях и сложностях учета. Приведем примеры, которые помогут разобраться бухгалтеру бюджетного учреждения.

Счета 500-й группы обобщают информацию об исполнении плановых назначений плана ФХД. Какой счет применить в конкретном случае, зависит от объекта учета:

  • обязательства - 0 502 00 000;
  • сметные (плановые, прогнозные) назначения - 0 504 00 000;
  • право на принятие обязательств - 0 506 00 000;
  • утвержденный объем финансового обеспечения - 0 507 00 000;
  • полученное финансовое обеспечение - 0 508 00 000.
  • Важная статья:

Код, который указывают в разряде 22 номера счета (0 500 00 000), зависит от того, к какому финансовому периоду относится обязательство (см. заметку на стр. 20). Рассмотрим, как применять 500-е счета.

Счет 0 502 00 000 «Обязательства»

На счете 0 502 00 000 отражают принятые бюджетные и денежные, принимаемые и отложенные обязательства. Именно они вызывают наибольшие трудности, так как данные по ним включают в отчетность (ф. 0503738, ф. 0503775).

По кредиту счета 0 502 01 000 отражают сумму обязательств, которые приняло учреждение. Это, например, суммы заключенных контрактов, заработной платы, налогов с ФОТ, выплат по исполнительным листам.

А по кредиту счета 0 502 02 000 - сумму денежных обязательств, которые приняло учреждение. Это могут быть подотчетные суммы, стоимость имущества, авансы по контрактам и т. д.

Когда услуги оказаны или имущество поступило, но их еще не оплатили, возникает неисполненное денежное обязательство. В бухгалтерской отчетности такую сумму приводят в графе 11 формы 0503738. И она должна быть равна кредиторской задолженности в форме 0503769.

По счету 0 502 07 000 учитывают принимаемые обязательства. Счет используют, если учреждение заключило контракт конкурентным способом. Суммы экономии показывают по дебету счета.

Пример 1:

Учреждение разместило извещение об аукционе на покупку автомобиля с максимальной ценой 1 млн руб. По итогам аукциона заключили контракт на 830 тыс. руб. (КФО 4).

Бухгалтер в учете сделал записи:

ДЕБЕТ 07 01 0000000000 244 4 506 10 310
КРЕДИТ 07 01 0000000000 244 4 502 17 310

- 1 000 000 руб. - принято обязательство при размещении извещения;


КРЕДИТ 07 01 0000000000 244 4 502 11 310

- 830 000 руб. - принято обязательство при заключении контракта;

ДЕБЕТ 07 01 0000000000 244 4 502 17 310
КРЕДИТ 07 01 0000000000 244 4 506 10 310

- 170 000 руб. - отражена сумма экономии.

500-е счета 0 502 99 000 применяют для отложенных обязательств на иные очередные годы (за пределами планового периода). То есть он появляется в учете, когда бухгалтер формирует, например, резерв на оплату отпусков. В этом случае по кредиту показывают сумму резерва. Проводки делают в паре с проводкой по счету 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов». Суммы принятых обязательств за счет ранее сформированных отложенных обязательств отражают по кредиту счета 0 502 01 000 и дебету счета 0 502 99 000.

Пример 2:

В 2016 году бюджетное образовательное учреждение начислило резерв по предстоящим отпускам в размере 100 тыс. руб. В 2017 году оно использовало созданный резерв.

Бухгалтер оформил данные операции следующими проводками:

ДЕБЕТ 07 02 0000000000 111 4 401 20 211
КРЕДИТ 07 02 0000000000 111 4 401 60 211

- 100 000 руб. - начислен резерв на оплату предстоящих отпусков;

ДЕБЕТ 07 02 0000000000 111 4 506 91 211
КРЕДИТ 07 02 0000000000 111 4 502 99 211

- 100 000 руб. - принято бюджетное обязательство в счет резерва по отпускам;

ДЕБЕТ 07 02 0000000000 111 4 401 60 211
КРЕДИТ 07 02 0000000000 111 4 302 11 211

- 20 000 руб. - начислены суммы на оплату отпусков в 2017 году за счет резерва;

ДЕБЕТ 07 02 0000000000 111 4 502 99 211
КРЕДИТ 07 02 0000000000 111 4 502 11 211

- 20 000 руб. - принято обязательство 2017 года при использовании ранее созданного резерва;

ДЕБЕТ 07 02 0000000000 111 4 506 10 211
КРЕДИТ 07 02 0000000000 111 4 506 91 211

- 20 000 руб. - принято обязательство за счет ранее сформированных отложенных обязательств.

Счет 0 504 00 000 «Сметные (плановые, прогнозные) назначения»

По счету 0 504 00 000 учитывают исполнение плановых назначений в разрезе объектов учета. Дебетовый показатель - это суммы плановых назначений:

  • по расходам (счет 0 504 00 200);
  • по приобретению нефинансовых активов (счет 0 504 00 300);
  • по приобретению финансовых активов (счет 0 504 00 500);
  • по погашению долговых обязательств (счет 0 504 00 800).

Кредитовый показатель отражает сумму сметных назначений:

  • по доходам (счет 0 504 00 100);
  • по выбытию финансовых активов (счет 0 504 00 600);
  • по увеличению обязательств (счет 0 504 00 700).

Аналитический учет операций по этому счету ведут в карточке учета сметных (плановых) назначений.

Пример 3:

Бюджетное учреждение включило в план финансово-хозяйственной деятельности: доход от оказания платных услуг - 2 млн руб.; расходы на выплату заработной платы - 1,5 млн руб.; начисления на выплаты по оплате труда - 300 тыс. руб.; покупку матзапасов - 200 тыс. руб.

Бухгалтер показал это в учете так:

ДЕБЕТ 07 04 0000000000 130 2 507 10 130
КРЕДИТ 07 04 0000000000 130 2 504 11 130

- 2 000 000 руб. - отражена сумма доходов;

ДЕБЕТ 07 04 0000000000 111 2 504 11 211
КРЕДИТ 07 04 0000000000 111 2 506 10 211

- 1 500 000 руб. - отражены расходы на выплату зарплаты;

ДЕБЕТ 07 04 0000000000 119 2 504 11 213
КРЕДИТ 07 04 0000000000 119 2 506 10 213

- 300 000 руб. - отражены расходы по начислениям на оплату труда;

ДЕБЕТ 07 04 0000000000 244 2 504 11 340
КРЕДИТ 07 04 0000000000 244 2 506 10 340

- 200 000 руб. - отражены расходы на приобретение матзапасов.

Счет 0 506 00 000 «Право на принятие обязательств»

На счете 0 506 00 000 отражают объем права учреждения на принятие обязательств в пределах плана ФХД. Кредитовый показатель по счетам аналитического учета отражает объем обязательств в денежном выражении, принятие которых обеспечено плановыми назначениями по доходам или поступлениям. Как использовать счет в учете, смотрите в примерах 1, 2, 3.

500-е счета 0 507 00 000 «Утвержденный объем финансового обеспечения»

По дебету счета 0 507 00 000 указывают сведения о доходах и поступлениях учреждения, которые утверждены планом ФХД на соответствующий финансовый год. А по кредиту --суммы исполнения.

Возврат полученных ранее доходов или поступлений отражают способом «красное сторно» по кредиту счетов аналитического учета (0 507 00 400, 0 507 00 600, 0 507 00 700) и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 508 000 00.

Пример 4:

Образовательное учреждение в плане ФХД утвердило доход от оказания платных услуг - 2 млн руб.

Бухгалтер записал проводку:

ДЕБЕТ 07 02 0000000000 130 2 507 10 130
КРЕДИТ 07 02 0000000000 130 2 504 11 130

- 2 000 000 руб. - отражена сумма доходов.

Счет 0 508 00 000 «Получено финансового обеспечения»

По дебету счета 0 508 00 000 показывают суммы финансовых обеспечений, доходов, поступлений, которые учреждение получило в текущем финансовом году.

Суммы возвратов ранее полученных доходов (поступлений) отражают по дебету счета 0 508 00 000 способом «красное сторно» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 507 00 000.

Пример 5:

Образовательное учреждение вернуло оплату заказчику за неоказанные услуги на сумму 15 тыс. руб.

При составлении проводки бухгалтер воспользовался способом «красное сторно»:

ДЕБЕТ 07 02 0000000000 130 2 508 10 130
КРЕДИТ 07 02 0000000000 130 2 507 10 130

- 15 000 руб. - отражена сумма возврата ранее полученных доходов.

10 марта

С 1 января 2015 года все государственные и муниципальные учреждения должны осуществить переход на новые положения Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (приказ Минфина РФ от 29.08.2014 № 89н). При принятии учреждениями в рамках формирования учетной политики решения о создании резервов предстоящих расходов (отложенных обязательств) возникают трудности в отражении операций на бухгалтерском учете учреждения, связанные с их формированием и использованием.

В соответствии с приказом Минфина России от 29.08.2014 № 89н и Методическими рекомендациями по переходу на новые положения Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (письмо Минфина РФ от 19.12.2014 № 02-07-07/66918) регламентируется всем учреждениям внести соответствующие изменения в учетную политику 2015 года, в том числе установленный порядок отражения в учете событий после отчетной даты . В данном порядке необходимо определить следующие положения:

  • лицо, ответственное за принятие решений об отражении операций после отчетной даты (как правило, главный бухгалтер);
  • перечень событий после отчетной даты;
  • информацию, включаемую в показатели отчетного периода;
  • дату (предельный срок), до которой принимаются первичные учетные документы, отражающие события после отчетной даты;
  • условия существенности указанных событий при отражении результатов деятельности учреждения;
  • иные положения, связанные с событиями после отчетной даты (отложенных обязательств).

В целях начисления предстоящих расходов и отражения отложенных обязательств учреждения пунктами 302.1 и 318 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (в редакции приказа МФ РФ от 29.08.2014 № 89н), введены новые счета 401 60 и 502 09 «Отложенные обязательства». Механизм резервирования предстоящих расходов позволяет формировать реальный финансовый результат деятельности учреждений. При этом механизме денежные обязательства учреждением не принимаются, так как это отложенные обязательства . На данном счете подлежат учету операции, возникающие вследствие принятия обязательства (сделки, события, операции, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение учреждения, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств). К данным операциям относятся следующие предстоящие расходы (отложенные обязательства) учреждения:

  • предстоящая оплата отпусков за фактически отработанное время и компенсация за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего) учреждения;
  • предстоящая оплата по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором;
  • предстоящие оплаты, связанные с принятием учредителем решения о реструктуризации деятельности учреждения, в том числе создании, изменении структуры (состава) обособленных подразделений учреждения и (или) изменении видов деятельности учреждения, а также при принятии решения о реорганизации либо ликвидации учреждения;
  • предстоящие оплаты, возникающие из претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни, в том числе в рамках досудебного (внесудебного) рассмотрения претензий, в размере сумм, предъявленных к учреждению штрафных санкций (пеней), иных компенсаций по причиненным ущербам (убыткам), в том числе вытекающих из условий гражданско-правовых договоров (контрактов);
  • предстоящие оплаты, возникающие в случае предъявления претензий (исков) к публично-правовому образованию, связанные с возмещением вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту, а также ожидаемых судебных расходов (издержек), в случае предъявления учреждению согласно законодательству Российской Федерации претензий (исков), иных аналогичных ожидаемых расходов;
  • обязательства учреждения, возникающие по фактам хозяйственной деятельности (сделкам, операциям), по начислению которых существует на отчетную дату неопределенность по их размеру ввиду отсутствия первичных учетных документов ;
  • по иным обязательствам (иные предстоящие оплаты), не определенным по величине и (или) времени исполнения, в случаях, предусмотренных актом учреждения, принятого при формировании его учетной политики.

При этом порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики. Резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых этот резерв был изначально создан. Признание в учете расходов, в отношении которых сформирован резерв предстоящих расходов, осуществляется за счет суммы созданного резерва.

В соответствии с редакцией Инструкции по бухгалтерскому учету бюджетных учреждений (приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н) и Инструкцией по бухгалтерскому учету автономных учреждений (приказ Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н), а также

Методическими рекомендациями по переходу на новые положения Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (письмо Минфина РФ от 19.12.2014 № 02-07-07/66918) предусмотрен следующий порядок движения резервов предстоящих расходов (отложенных обязательств) с применением 5 раздела Единого плана счетов бухгалтерского учета:

  • суммы принимаемых учреждением отложенных обязательств в размере сформированных резервов предстоящих расходов подлежат отражению в следующем порядке:

Дебет 0 506 90 200 «Право на принятие обязательств на иные очередные годы (за пределами планового периода)»

Кредит 0 502 99 200 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)».

При этом необходимо учитывать, что сумма уменьшения обязательств по сформированному резерву предстоящих расходов, а также принятие обязательства за счет указанного резерва отражается способом «Красное сторно» ;

  • суммы принятых учреждением обязательств, связанных с использованием созданных ранее резервов предстоящих расходов, отражаются в следующем порядке:

Дебет 0 502 09 200 «Отложенные обязательства»

Кредит 0 502 01 200 «Принятые обязательства».

Операции, связанные с формированием и использованием конкретных резервов предстоящих расходов (отложенных обязательств), подлежат отражению в бухгалтерском учете бюджетных и автономных учреждений в следующем порядке:

  • резерв предстоящих расходов и отложенных обязательств (например, под будущую процедуру реорганизации учреждения). В этом случае предусматриваются (прогнозируются) предстоящие расходы, связанные с процедурой реорганизации, и обосновываются все социальные выплаты (пособия) на основе принятого решения учредителем. Таким образом , на счете 401 60 «Резервы предстоящих расходов» оценивается процедура реорганизации учреждения и на момент принятия решения о реорганизации фиксируется риск. Резервирование сумм, связанных с будущей процедурой реорганизации учреждения, на бухгалтерском учете отражаются в виде отложенных обязательств на сумму созданного резерва предстоящих расходов:

Дебет 0 506 90 200

Кредит 0 502 99 200 «Отложенные обязательства на иные очередные годы».

При этом сумма сформированного резерва предстоящих расходов под будущую процедуру реорганизации учреждения подлежит отражению по счету 401 60 «Резервы предстоящих расходов» в следующем порядке:

Дебет 0 109 60 200 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг»

0 401 20 200 «Расходы текущего финансового года»

Кредит 0 401 60 200

Операции, связанные с использованием резерва предстоящих расходов и отложенных обязательств в момент проведения реорганизации учреждения, отражаются в следующем порядке:

  • суммы принятых учреждением обязательств, связанных с использованием созданных ранее резервов предстоящих расходов, списываются:

Дебет 0 502 09 200 «Отложенные обязательства»

Кредит 0 502 01 200 «Принятые обязательства»;

  • использование резерва на покрытие расходов (платежей), в отношении которых этот резерв был изначально создан, отражается:

Дебет 0 401 60 200 «Резервы предстоящих расходов»

Кредит 0 302 00 730 «Расчеты по принятым обязательствам», 0 303 00 730 «Расчеты по платежам в бюджеты»;

  • резерв на оплату отпусков работникам учреждения создается с целью начисления оплаты очередного отпуска за фактически отработанное время, а также будущей компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работников. Создание резерва на оплату отпусков, в том числе компенсации за неиспользованные отпуска - это необходимость фиксации рисков хозяйственной деятельности учреждений. При этом способ начисления резерва на оплату отпусков устанавливается самостоятельно учреждением в рамках принятой им учетной политики. Цель создания данного резерва: сумму по неиспользованным отпускам прошлых лет необходимо обосновывать и заявлять бюджету. В противном случае при увольнении работников учреждения компенсация за неиспользованный отпуск прошлых лет может значительно уменьшить фонд оплаты труда учреждения текущего периода. На счете 502 09 «Отложенные обязательства» фиксируется сумма созданного резерва на оплату отпусков и компенсации в виде отложенного обязательства, а на счете 401 60 «Резервы предстоящих расходов» резервируются суммы компенсирующих выплат за неиспользованный отпуск при увольнении работников и суммы резерва на оплату очередных отпусков в следующем порядке:
  • отражение сумм, связанных с резервом на оплату очередных отпусков и будущей компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работников на бухгалтерском учете в виде отложенных обязательств на сумму созданного резерва предстоящих расходов с учетом страховых взносов:

Дебет 0 506 90 211, 213 «Право на принятие обязательств на иные очередные годы»

Кредит 0 502 99 211, 213

  • начисление суммы сформированного резерва на оплату очередных отпусков и будущей компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работников на бухгалтерском учете учреждения отражается:

Дебет 0 109 60 211 «Затраты на заработную плату в себестоимости готовой продукции, работ, услуг», 0 401 20 211 «Расходы по заработной плате»

Кредит 0 401 60 211 - «Резервы предстоящих расходов по оплате отпусков»;

  • начисление суммы резерва на оплату отпусков и компенсаций в части страховых взносов (отложенных обязательств по перечислению страховых взносов) отражается:

Дебет 0 109 60 213 «Затраты на начисления на выплаты по оплате труда в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»,

0 401 20 213 «Расходы на начисления на выплаты по оплате труда»

Кредит 0 401 60 213 - «Резервы предстоящих расходов по страховым взносам».

Операции по использованию резерва на оплату очередных отпусков и для начисления компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работников (в т.ч. страховые взносы) в течение финансового года отражаются в учете в следующем порядке:

  • суммы принятых учреждением отложенных обязательств, связанных с оплатой очередных отпусков и начислением компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работников (в т.ч. страховые взносы), списываются в момент использования резерва на принятые обязательства:

Дебет 0 502 09 211, 213 «Отложенные обязательства»

Кредит 0 502 01 211, 213 «Принятые обязательства»;

  • использование резерва на начисление расходов на оплату очередных отпусков и компенсаций за неиспользованный отпуск при увольнении работников (в т.ч. страховые взносы) отражается:

Дебет 0 401 60 211 «Резервы предстоящих расходов по оплате отпусков», 0 401 60 213 «Резервы предстоящих расходов по страховым взносам»

Кредит 0 302 11 730 «Расчеты по заработной плате», 0 303 02…730 «Расчеты по страховым взносам…»;

  • резерв на расходные обязательства по оспариваемым делам в судах необходимо формировать учреждениям, так как обязательство по судебным искам к юридическим лицам должно создаваться (планироваться) не на момент его исполнения. В бухгалтерском учете формирование данного резерва (отложенных обязательств) и использование этого резерва необходимо отражать в следующем порядке:
  • суммы отложенных обязательств в размере сформированного резерва для оплаты обязательств, оспариваемых в судебном порядке, отражаются:

Дебет 0 506 90 200 «Право на принятие обязательств на иные очередные годы»

Кредит 0 502 99 200 «Отложенные обязательства на иные очередные годы»;

  • начисление сумм резерва для оплаты обязательств, оспариваемых в судебном порядке (по судебным разбирательствам), отражается:

Дебет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта» (040120290)

Кредит 0 401 60 200 «Резервы предстоящих расходов» (040160290).

Операции по использованию резерва для оплаты обязательств, оспариваемых в судебном порядке в течение финансового года, подлежат отражению на бухгалтерском учете в следующем порядке:

  • суммы принятых учреждением обязательств, связанных с использованием созданного ранее резерва для оплаты обязательств, оспариваемых в судебном порядке, отражаются:

Дебет 0 502 09 200 «Отложенные обязательства» (050209290)

Кредит 0 502 01 200 «Принятые обязательства» (050201290);

  • начисление расходов по оплате обязательств, в том числе признанных в судебном порядке, за счет резерва, созданного по судебным разбирательствам, отражается:

Дебет 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» (040160290)

Кредит 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» (030291730), 030300000 «Расчеты по платежам в бюджеты» (030305730);

  • резерв на возмещение ущерба, причиненного физическому лицу, включая судебные издержки, государственную пошлину и т.п. Отражение в учете операции, связанной с данным резервом, производится аналогично движению резерва на расходные обязательства по оспариваемым делам в судах;
  • резерв на расходы по утилизации имущества учреждения создается на момент приобретения имущества и используется, например, при ликвидации объектов основных средств, при захоронении материалов, потребленных в медицинских учреждениях и т.п. При создании данного резерва возникает проблема в оценке резерва на утилизацию имущества, поэтому при необходимости данный резерв должен индексироваться и по окончании года корректироваться.

Операции, связанные с формированием и использованием резерва (отложенных обязательств) по утилизации имущества учреждения, отражаются на бухгалтерском учете в следующем порядке:

  • суммы отложенных обязательств в размере сформированного резерва на расходы по утилизации имущества учреждения отражаются:

Дебет 0 506 90 200 «Право на принятие обязательств на иные очередные годы» (050690226)

Кредит 0 502 99 200 «Отложенные обязательства на иные очередные годы» (050299226);

  • начисление суммы резерва на восстановление последствий эксплуатации основных средств, включаемой в стоимость основных средств (оценочные значения) в момент приобретения имущества, отражается:

Дебет 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» (010601310, 010501340 и т.п.)

Кредит 0 401 60 200 «Резервы предстоящих расходов» (040160226).

Операции по использованию резерва, связанного с утилизацией имущества учреждения для оплаты обязательств, в течение финансового года, отражается в учете в следующем порядке:

  • суммы принятых учреждением обязательств, связанных с использованием созданного ранее резерва для оплаты обязательств по утилизации имущества учреждения, отражаются:

Дебет 0 502 09 200 «Отложенные обязательства» (050209226)

Кредит 0 502 01 200 «Принятые обязательства» (050201226);

  • использование резерва на утилизацию имущества на момент его выбытия с учета, связанного с начислением расходов по утилизации основных средств (материалов), для восстановления последствий эксплуатации, отражается:

Дебет 0 401 60 200 «Резервы предстоящих расходов» (040160226)

Кредит 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» (030226730);

  • резерв по понесенным расходам, по которым на отчетную дату не поступили расчетные документы, создается на основе оценочных значений.

Операции, связанные с формированием и использованием резерва (отложенных обязательств) по понесенным расходам, по которым на отчетную дату не поступили расчетные документы, подлежат отражению на бухгалтерском учете в следующем порядке:

  • суммы отложенных обязательств в размере сформированного резерва по понесенным расходам, по которым на отчетную дату не поступили расчетные документы, отражаются:

Дебет 0 506 90 200 «Право на принятие обязательств на иные очередные годы»

Кредит 0 502 99 200 «Отложенные обязательства на иные очередные годы»;

  • начисление суммы резерва по понесенным расходам, по которым не поступили расчетные документы (на основе оценочных значений), отражается:

Дебет 0 109 00 200 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг», 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта»

Кредит 0 401 60 200 «Резервы предстоящих расходов».

Операции по использованию резерва по понесенным расходам, по которым на отчетную дату не поступили расчетные документы, при поступлении этих расчетных документов в течение текущего финансового года, отражается в учете в следующем порядке:

  • суммы принятых учреждением обязательств, связанных с использованием созданного ранее резерва для оплаты этих обязательств, при поступлении расчетных документов, отражаются:

Дебет 0 502 09 200 «Отложенные обязательства»

Кредит 0 502 01 200 «Принятые обязательства»;

  • начисление расходов по оплате обязательств за счет созданного резерва, при поступлении расчетных документов, отражается:

Дебет 0 401 60 200 «Резервы предстоящих расходов»

Кредит 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам».

При необходимости бюджетные и автономные учреждения в рамках формирования учетной политики могут создавать другие резервы (отложенные обязательства), например, по уплате налога на прибыль (за счет дохода) в следующем порядке:

  • начисление суммы резерва по отложенному обязательству по уплате налога на прибыль по приносящей доход деятельности, отражается:

Дебет 2 401 10 100 «Доходы экономического субъекта» (240110130)

Кредит 2 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» (240160130);

  • начисление налога на прибыль за счет созданного резерва, для оплаты налога на прибыль за отчетный период, отражается:

Дебет 2 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» (240160130)

Кредит 2 303 03 730 «Налог на прибыль».

В соответствии с правилами Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н) рекомендуется создание данных резервов под предстоящие расходы, связанные с выплатами ежегодного вознаграждения за выслугу лет и вознаграждений по итогам работы за год, с покрытием расходов по ремонту основных средств и другие цели.

Для создания соответствующих резервов учреждение должно предусмотреть их учетной политикой учреждения на соответствующий год, определить норму расчета ежемесячных отчислений в текущем году и при необходимости остатка резерва на начало следующего года.

Например , если учреждение предоставляет отпуска за текущий год в следующем году, то оно может иметь остаток резерва на начало года. При этом сумму резерва на оплату отпусков уточняют исходя из количества дней неиспользуемого отпуска, среднедневных сумм оплаты труда работников и обязательных отчислений в государственные внебюджетные фонды. Остаток резерва на капитальный ремонт объектов основных средств (ремонтный фонд) на конец года допускается в случаях, предусмотренных нормативными актами учредителя.

Учреждениям, формирующим в рамках учетной политики резервы предстоящих расходов, необходимо учитывать, что по окончании текущего финансового года перед составлением годовой отчетности после инвентаризации расчетов начисленные на счете 401 60 «Резервы предстоящих расходов» суммы резервов доводят до величины фактических расходов. При этом если фактические расходы превышают суммы начисленных резервов, то на разницу составляется дополнительная запись по доначислению резерва. Если фактические расходы текущего финансового года окажутся меньше начисленного резерва, то на разницу оформляется сторнировочная запись («красное сторно» ).



В прошлом номере журнала* мы рассматривали положения, регламентирующие порядок учета принятых денежных обязательств государственными (муниципальными) учреждениями. Из этой статьи вы узнаете, каким образом вести учет данных обязательств в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8», в том числе при изменении их объема и перерегистрации, а также как сформировать в программе регистры учета.


Учет принятых денежных обязательств

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» учет денежных обязательств ведется на счетах:

  • 502.12 «Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год»;
  • 502.22 «Принятые денежные обязательства на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)»;
  • 502.32 «Принятые денежные обязательства на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным)»;
  • 502.42 «Принятые денежные обязательства на второй год, следующий за очередным».

Согласно Инструкции по применению ЕПСБУ по счетам 502.12, 502.22, 502.32, 502.42 установлено ведение аналитического учета в разрезе принятых обязательств (по субконто Принятые обязательства типа Справочник ), видов расходов (по субконто КЭК типа Справочник Коды экономической классификации (КЭК) ) и лицевым счетам (по субконто Разделы лицевых счетов типа Справочник ), а также по видам финансового обеспечения деятельности (КФО) и классификационным признакам счетов (КПС) согласно структуре рабочего плана счетов учреждения.

Для счетов установлен номер журнала операций «9». Это значит, что в проводках по счету будет установлен номер журнала операций 9, операции по счету будут отражаться в Журнале по санкционированию № 9.

Регистрация денежных обязательств

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» для отражения на счетах бухгалтерского учета сумм принятых учреждением денежных обязательств текущего года применяется документ .

Документ может быть введен как самостоятельно, так и на основании документов:

  • Покупка материалов (в пути);
  • Покупка материалов;
  • Покупка ОС (в пути);
  • Покупка ОС, НМА;
  • Покупка НПА;
  • Аванс подотчетному лицу;
  • Отражение зарплаты в учете;
  • Услуги сторонних организаций;
  • Принятие ОС со счета 107 на счет 106;
  • Таможенная декларация по импорту.

При вводе на основании большинство реквизитов заполняются автоматически из документа-основания. Также автоматически заполняется реквизит Основание , в котором указывается соответствующий документ-основание.

Останется лишь указать Лицевой счет и Раздел лицевого счета , на которых будет отражено кассовое выбытие по исполнению денежного обязательства (рис. 1).

Рис. 1

Таким образом, если в программе зарегистрирован факт поступления товаров, работ, услуг, то документ «Принятое денежное обязательство» может быть введен на основании документов поступления.

Также бухгалтерские записи по принятию денежных обязательств могут формироваться при проведении указанных выше документов, которыми регистрируется поступление товаров, работ, услуг.

Способ регистрации денежных обязательств - формировать автоматически или нет проводки или документы Принятое денежное обязательство - задается в Настройках параметров учета (меню Бухгалтерский учет - Настройка параметров учета , интерфейс Полный ) на закладке Ввод ден. обязательств .

Обратите внимание! Если по соответствующему обязательству (элементу справочника Договоры и иные основания возникновения обязательств ) уже зарегистрировано денежное обязательство (ДО) на сумму аванса, то в автоматически сформированном документе Принятое денежное обязательство следует уменьшить суммы на сумму ДО по авансу.

Для регистрации денежного обязательства на сумму аванса, предусмотренного по условиям договора, а также в других случаях документ Принятое денежное обязательство вводится самостоятельно.

При вводе нового документа Принятое денежное обязательство Дата документа устанавливается равной рабочей дате программы, она может быть изменена. Номер документа присваивается автоматически при записи документа.

Учреждение - указывается учреждение, принявшее обязательство.

Если учет ведется в разрезе Источников финансового обеспечения (балансов) , для формирования проводок следует указать вид Источника финансового обеспечения (ИФО) .

В документе предусмотрено оформление одной операции - Принятие денежного обязательства текущего года . В соответствии с ней указываются корреспондирующие счета, которые будут отражены в проводках, формируемых при проведении документа:

  • Счет дебета - 502.11 «Принятые обязательства на текущий финансовый год»;
  • Счет кредита - 502.12 «Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год».

В документе следует указать реквизиты первичного документа - основания для принятия денежного обязательства и сумму обязательства в разрезе видов расходов (рис. 2).

Рис. 2

Как было отмечено выше, в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» по счету 502.12 «Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год», также как и по счету 502.11 «Принятые обязательства на текущий финансовый год» ведется аналитический учет по лицевым счетам (по субконто Разделы лицевых счетов типа Справочник ). Это позволяет отследить всю цепочку исполнения сметы (плана ФХД) от доведенных ЛБО (утвержденных сметных, плановых назначений) до проведения кассовой выплаты.

Поэтому в документе Принятое денежное обязательство следует указать Лицевой счет и Раздел лицевого счета , на которых будет отражено кассовое выбытие по исполнению денежного обязательства.

В таблице указываются:

  • КФО - выбрать код финансового обеспечения обязательства;
  • Раздел лицевого счета - выбрать раздел лицевого счета, по которому учитывается принятое обязательство;
  • КПС, КЭК - указать коды бюджетной классификации и КОСГУ, по которым принимается обязательство;
  • Договор или иное основание возникновения обязательств - из соответствующего справочника выбрать основание принятия денежного обязательства.

Если в учреждении ведется дополнительная аналитика по целям, мероприятиям, дополнительной классификации, следует включить видимость реквизитов Код цели, Код мероприятия, Дополнительная классификация (пункт Настройка списка контекстного меню).

Сумма на текущий год - соответствующая указанному виду расходов сумма принятого денежного обязательства на текущий финансовый год.

В информационной строке Итого подсчитывается итог таблицы, который рекомендуем сравнить с суммой аванса или документа-основания для принятия денежного обязательства.

Заполненный правильно документ следует записать (кнопка Записать ) и провести (кнопки ОК или Провести ).

При проведении документа формируются бухгалтерские записи по принятию денежного обязательства в уменьшение принятого обязательства текущего года:

Дебет 0.502.11.000 Кредит 0.502.12.000

Из документа программа формирует бухгалтерскую справку (ф. 0504833) (кнопка Бухгалтерская справка ). По авансовым платежам документ Принятое денежное обязательство может быть введен на основании договора (элемента справочника Договоры и иные основания возникновения обязательств ), в котором предусмотрен аванс - зарегистрирован документ План-график финансирования обязательства с суммой аванса *.

Примечание : Подробнее об отражении в программе принятия денежных обязательств (формировании проводок по принятию денежных средств) вы сможете прочитать в следующих номерах журнал.

Изменение объема денежных обязательств

Согласно пункту 311 Инструкции по применению ЕПСБУ суммы изменений объема денежных обязательств учреждения, принятых в текущем финансовом году, отражаются по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 050201000 «Принятые обязательства» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 050202000 «Принятые денежные обязательства». При этом сумма уменьшений принятых денежных обязательство отражается способом «красное сторно».

Для отражения в программе изменения объема денежных обязательств надо ввести новый документ Принятое денежное обязательство . Новый документ удобно создавать копированием документа Принятое денежное обязательство , сумму которого требуется изменить (см. рис. 3).

Рис. 3

Для увеличения суммы принятого денежного обязательства в новом документе следует ввести сумму увеличения. Для уменьшения суммы принятого денежного обязательства в новом документе следует ввести сумму уменьшения со знаком минус.

Перерегистрация денежного обязательства

Согласно пункту 310 Инструкции по применению ЕПСБУ операции по санкционированию обязательств участника бюджетного процесса, обязательств бюджетного, автономного учреждения (далее - обязательства учреждения), принятых в текущем финансовом году, формируются с учетом принятых и неисполненных учреждением обязательств (денежных обязательств).

Если денежное обязательство было принято, но в текущем году не исполнено, после перерегистрации неисполненной части обязательства в новом году следует перерегистрировать и денежное обязательство в объеме, запланированном к исполнению.

В программе для этого можно скопировать соответствующий документ «Принятое денежное обязательство» и при необходимости скорректировать его сумму.

Формирование регистров учета принятых денежных обязательств

Журнал по санкционированию

Согласно пункту 314 Инструкции по применению ЕПСБУ учет операций с принятыми учреждением денежными обязательствами осуществляется в Журнале по операциям санкционирования на основании первичных документов (учетных документов), установленных финансовым органом соответствующего бюджета (учреждением) с отражением корреспонденций по соответствующим счетам санкционирования расходов бюджета, предусмотренных для соответствующего типа учреждений Инструкцией по применению Плана счетов .

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» операции по счету 502.12 «Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год» отражаются в отчете Журнал операций , который позволяет сформировать Журнал по санкционированию по форме 0504071 .

Форма 0504071 и порядок ее заполнения установлены приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н. Согласно Методическим указаниям по формированию Журналов операций (пункт 3 Приложения 5 к приказу Минфина России от 15.12.2010 № 173н) журналы операций (ф. 0504071) формируются на основании единой формы документа, в которую записываются наименование и номер создаваемого документа.

Для формирования Журнала по санкционированию в настройке параметров отчета Журнал операций следует указать номер журнала - 9.

Следует отметить, что Методические указания по формированию Журналов операций не содержат отдельных указаний по формированию Журнала по санкционированию .

Поскольку по счету 502.12 «Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год» установлено ведение учета в разрезе разделов лицевых счетов, отчет можно получать отдельно по определенному лицевому счету (разделу лицевого счета), установив в качестве разделителя операций субконто Разделы лицевых счетов .

Также для журнала № 9 можно установить вывод раздела лицевого счета в графе Наименование , установив в качестве показателя субконто Разделы лицевых счетов .

Журнал операций № 9 по санкционированию можно формировать отдельно по счету 502.12. Для этого счет надо включить в отбор (см. рис. 4).

Рис. 4

Выполненную настройку варианта отчета можно сохранить с помощью кнопки Сохранить настройки отчета для последующего использования. Сохраненную настройку можно применить с помощью кнопки Загрузить настройки отчета .

Журнал учета принятых обязательств

Аналитический учет принятых учреждением обязательств (денежных обязательств) ведется в Журнале учета принятых обязательств , в разрезе видов расходов (выплат), предусмотренных сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения. Такая норма содержится в пункте 320 Инструкции по применению ЕПСБУ.

Форма Журнала учета принятых обязательств 0504064 и порядок ее заполнения установлены приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н.

Согласно приказу Минфина России от 15.12.2010 № 173н форма 0504064 называется «Журнал регистрации обязательств».

Согласно Методическим указаниям по формированию регистров учета (пункт 3 Приложения 5 к приказу Минфина России от 15.12.2010 № 173н) Журнал регистрации обязательств (ф. 0504064) применяется учреждением для учета обязательств (денежных обязательств) текущего финансового года.

В Журнале учета принятых обязательств (ф. 0504064) указывается основание для принятия обязательства (денежных обязательств) (наименование, номер и дата документа), номер счета бухгалтерского учета и сумма (в рублях, в иностранной валюте), дата постановки обязательства (денежного обязательства) на учет и дата снятия с бухгалтерского учета.

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» для формирования Журнала учета принятых обязательств применяется отчет (меню Бухгалтерский учет -> Регламентированные регистры бухгалтерского учета -> Журнал регистрации обязательств ).

Журнал регистрации обязательств можно формировать отдельно по счету 502.12. Для этого счет надо включить в отбор (см. рис. 5).,

Рис. 5

В сформированном отчете отражаются основание для принятия денежного обязательства-наименование, дата и номер договора, контракта (элемента справочника Договоры и иные основания для принятия обязательств ), номер счета бухгалтерского учета, на котором отражено денежное обязательство, сумма денежного обязательства, дата постановки денежного обязательства на учет и дата снятия с бухгалтерского учета.

В качестве суммы принятого денежного обязательства указывается сумма проведенных документов Принятое денежное обязательство , зарегистрированных в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» по данному основанию в периоде формирования данного отчета.

В качестве даты постановки денежного обязательства на учет указывается дата соответствующего документа Принятое денежное обязательство .

Если по основанию для принятия обязательства зарегистрировано более одного документа Принятое денежное обязательство , например, на сумму аванса и на сумму окончательного расчета за поставленные товарно-материальные ценности (выполненные работы, оказанные услуги), то будет показана дата первого по времени документа Принятое денежное обязательство .

В качестве даты снятия денежного обязательства с бухгалтерского учета указывается дата кассового выбытия - дата проведения соответствующего документа (документов) (рис. 6).

Рис. 6

В графе Примечание указываются даты и суммы документов по исполнению соответствующего денежного обязательства.

Строки графы Примечание программа позволяет расшифровать. Сделать это можно двойным щелчком левой клавиши мыши: открывается соответствующий документ Заявка на кассовый расход, Платежное поручение, Кассовое выбытие .

Также по счету 502.12 можно формировать любые стандартные отчеты.

В программе предусмотрено отражение данных по счету 50202 при автозаполнении регламентированных отчетов «Ф. 0503128, Отчет о принятых бюджетных обязательствах», «Ф. 0503138», Отчет о принятых расходных обязательствах по приносящей доход деятельности» и «Ф. 0503738, Отчет об обязательствах, принятых учреждением».

Бюджетные обязательства (счет 502) - это обязательства государственной организации по совершению расходов в течение определенного финансового периода, что регламентировано ст.6 БК РФ. Организация госсектора, которая получает бюджетные деньги, берет на себя различного рода обязательства в пределах выделенных ей лимитов (ЛБО). Учет таких обязательств в учреждениях бюджетного сектора необходимо вести на основании документации, подтверждающей их принятие.

Бюджетные обязательства (БО) появляются при заключении соглашений с физическими лицами или сторонними компаниями. Правила принятия БО регулируются в п.3 ст. 219 БК РФ. Сведения о возникшем БО подаются в казначейство в течение 3х дней после заключения сделки.

Организации также имеют и финансовые обязательства, подразумевающие, что учреждение должно перечислить деньги исполнительной стороне согласно подписанному соглашению.

Обычно БО влечет за собой появление и денежного обязательства. Государственный распорядитель выделяет организации деньги в пределах плановых лимитов на оплату БО. При получении учреждением этих средств, у него сразу же появляется денежное обязательство.

Например, организация госсектора подписала контракт с компанией-поставщиком оргтехники на сумму 400 т. рублей. При подписании договора возникают БО на сумму 400 т. рублей. Согласно договору поставщик в оговоренный день доставил первую партию техники на сумму 250 т. рублей. Выставленный счет на эту сумму является фактом возникновения денежного обязательства на оплату доставленной техники. Бюджет переводит эти средства на счет организации для закрытия возникших финансовых обязательств.

Счет 502 01 Принятые обязательства

Проводки по Кт сч. 502 01 000, показывающие принятие БО, применяются в корреспонденции с Дт счетов:

  • 501 00 - используется государственным учреждением;
  • 506 00 - для учета расходов бюджетных или автономных учреждений.

Например, если получатель бюджетных средств подписал соглашение со сторонней организацией на оказание услуг консультационного характера, то факт принятия БО отразится бухгалтерской записью:

Дт 1 506 13 226;

Кт 1 502 11 226.

Это показывает, что принятые БО оплачиваются бюджетными деньгами (1), принятые БО распределены по лимиту (506), выделение ЛБО произведено в текущем году (13), оплата производится за выполненные услуги (). По кредиту отражается принятие бюджетных обязательств и они относятся к текущему году.

Счет 502 02 Принятые денежные обязательства

Денежные обязательства отражают обязанность учреждения бюджетного сектора оплатить бюджету, физлицам или сторонним компаниям денежные средства за выполненные условия договора, соглашения или на основании законодательных и правовых инструкций РФ.

«Принятые денежные обязательства» отражаются в бухучете бюджетного учреждения записью:

Дт 502 01 ХХХ;

Кт 502 02 ХХХ.

Рассмотрим, как закрыть счет 502 12 в конце года на приведенном выше примере. Бухгалтерская запись будет такой:

Дт 1 502 11 226;

Кт 1 502 12 226.

Где 12 означает, что финансовые обязательства приняты в текущем году. На конец финансового периода на этом счете не должны оставаться средства, так как рекомендуется полное освоение выделенных ЛБО текущего года до конца периода. По завершению текущего финансового периода суммы по санкционированным счетам на следующий год переносить нельзя. Остатки по счетам текущего года необходимо перерегистрировать на следующий год.

Счет 502 07 Принимаемые обязательства

На 502 07 отражают количество денег, которые были указаны в стоимости соглашения при определении исполнителей, выбранных на конкурсной основе. В бухгалтерском учете временем принимаемых БО считается дата, когда была размещена информация о проведении конкурсных мероприятий на специальном сайте закупок.

Принимаемые обязательства отражаются в учете следующими записями:

Дт 506 10 ХХХ;

Кт 502 07 ХХХ.

Сумма берется по наибольшей стоимости лота, указанной в конкурсных документах:

Дт 502 07 ХХХ;

Кт 502 01 ХХХ.

Проводка показывает сумму заключенного контракта с указанием периода, в течение которого должны быть выполнены все его условия:

Дт 502 07 ХХХ;

Кт 506 10 ХХХ.

Проводка показывает корректировку суммы, если в результате конкурса стоимость договора оказалась меньше стартовой цены лота:

Дт 506 10 ХХХ;

Кт 502 07 ХХХ.

Принятое БО исправляется методом сторнирования на сумму подписанного соглашения.

Счет 502 17 и проводки по нему

Учет по аналитическим счетам производится с разбивкой по финансовым периодам и видам расходов. Периоды исполнения БО подразделяются на коды: текущий год (код 1), очередной год (код 2), второй год после текущего (код 3), второй год после очередного (код 4) и другие очередные периоды (код 9).

502 17 содержит средства принимаемых учреждением БО, которые списываются бухгалтерской записью:

Дт 506 10 ХХХ;

Кт 502 17 ХХХ.

Факт заключения соглашения отразится проводкой:

Дт 502 17 ХХХ;

Кт 502 11 ХХХ.

Это означает, что принятые БО по соглашениям, которые подписаны по итогам конкурсных закупок, в текущем году.

Счет 502 27 и проводки по нему

Когда проведение конкурсных мероприятий и размещение извещения попадает на конец года, то принимаемые обязательства на очередной период финансирования проводятся так:

Дт 506 20 ХХХ;

Кт 502 27 ХХХ.

Но вначале нового года необходимо перенести оставшиеся средства принятых БО на санкционированные расходы текущего периода проводкой:

Дт 502 27 ХХХ;

Кт 502 17 ХХХ.

Счета 502 37 и 502 47 и проводки по ним

От главного распорядителя могут быть получены ЛБО, которые можно использовать не только в текущем году, но и на следующий период, и последующий за очередным. В этих случаях принимаемые БО списываются бухгалтерами следующим образом:

Дт 506 30 ХХХ (506 40 ХХХ);

Кт 502 37 ХХХ (502 47 ХХХ).

Эти проводки отражают принимаемые обязательства на первый (второй) год, следующий за очередным.

Счета 502 09 и 502 99 и проводки по ним

Часто в хозяйственной жизни учреждения госсектора возникают расходные обязательства, которые не позволяют определить точное количество денег и периоды выплат. Такие средства стали относить к отложенным БО. Учет таких БО ведется на 502 09 (502 99), а для обобщения информации по этим средствам ввели сч. 401 60.

На санкционированных счетах отложенные обязательства отражены записями:

Кт 502 99 ХХХ.

Проводка показывает, что организация приняла БО в количестве сформированных резервов предстоящих расходов:

Дт 501 13 ХХХ; 503 13 ХХХ; 506 10 ХХХ;

Кт 502 11 ХХХ.

Это показывает, что принятые БО учитываются за счет резерва:

Дт 501 93 ХХХ; 503 93 ХХХ; 506 90 ХХХ;

Кт 502 99 ХХХ.

Методом сторнирования исправляется сумма отложенных обязательств, так как принятые БО выполняются за счет резервов.

Случайные статьи

Вверх