Как в бухгалтерии отразить передачу топливных карт. Как отразить в учете приобретение топливных карт на гсм. Принятие к учету и списание бензина в течение месяца

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ 2017: как учитывается топливная карта в бухгалтерии?.

Топливные карты позволяют определить, где, когда, сколько и на какую сумму сотрудник приобрел ГСМ. Поэтому в настоящее время такие карты имеют большой спрос среди компаний. Как в бухгалтерском и налоговом учете отражать затраты на их покупку, расскажем в статье, которая основана на материалах книги «Годовой бухотчет - 2012».

Бухгалтерский учет топливной карты, отражение затрат

Топливные карты не удовлетворяют признакам денежного документа, изложенным в инструкции по применению и методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденным приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49. К таким признакам, например, относят:
- удостоверенное право на получение определенного товара (услуги) на определенную сумму, причем, как правило, безусловное право;
- из документа должно следовать, на какую сумму в денежном выражении (номинал денежного документа) можно приобрести товар (это основной отличительный признак денежного документа);
- при предъявлении денежного документа, как правило, предоставляется услуга на всю его номинальную стоимость, что свидетельствует о приобретении данного товара (услуги), то есть можно говорить о некоторой "одноразовости" денежного документа.

Топливные карты этим признакам не соответствуют. Так, карта может быть заблокирована при отсутствии своевременной оплаты, и топливо для автомобиля при ее предъявлении отпущено не будет. В результате нарушается принцип безусловности денежного документа. Кроме того, топливная карта не имеет номинала, то есть, стоимости, на которую можно приобрести топливо. По сути, это техническое средство, выдаваемое водителям для отпуска нефтепродуктов на АЗС. Работнику компании при выдаче топливной карты фактически не передаются денежные средства. Поэтому для отражения данных операций использование счетов 71 "Расчеты с подотчетными лицами" и 50 "Касса", субсчет 3"Денежные документы" не обосновано. Учитывать топливные карты на счете 10 "Материалы" как самостоятельный объект учета в связи с тем, что они имеют материальную форму, также не следует. Дело в том, что в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:
- используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);
- предназначенные для продажи;
- используемые для управленческих нужд организации.

Следовательно, активы, определенные в качестве МПЗ, должны иметь ценность сами по себе либо использоваться компанией в качестве предметов труда. Топливные карты данному требованию не отвечают. Затраты, связанные с приобретением топливных карт, можно расценивать как дополнительные расходы на приобретение топлива. То есть, включать в , приобретенного по ним. Однако так поступать можно не всегда. Зачастую карты являются многоразовыми, и их стоимость сложно соотнести с определенной партией полученного топлива. В данной ситуации их стоимость можно включить в состав расходов по обычным видам деятельности (пункт 5 ПБУ 10/99).

При этом в зависимости от того, на какой счет затрат списывается стоимость топлива, израсходованного тем или иным автомобилем, следует списывать и стоимость карты, выданной водителю для заправки. Для учета карт , стоимость которых включена в расходы компании, можно использовать забалансовые счета. Например, 012 "Топливные карты". Это необходимо для организации контроля за их использованием. Кроме того, компания может вести журнал учета выдачи и возврата карт. В нем нужно предусмотреть, в частности, следующие реквизиты:
- дату выдачи и возврата карты;
- номер топливной карты;
- лимит выдачи топлива по карте;
- марку топлива;
- марку, государственный номер автомобиля, который заправляется топливом;
- Ф.И.О. держателя топливной карты и его подпись.

Пример бухгалтерского учёта расходов на топливную карту

Организация приобрела топливную карту. Ее стоимость составила 944 рублей (в том числе НДС - 144 рублей). Операции по покупке карты отразит следующими записями:
- дебет 19 кредит 60: 144 рубля - учтен входной НДС по карте;
- дебет 20 (26, 44) кредит 60: 800 рублей (944 - 144) - списана стоимость карты;
- дебет 68 кредит 19: 144 рубля - принят к вычету НДС по топливной карте;
- дебет 012: 800 рублей - стоимость карты учтена на забалансовом счете.

Учёт топливных карт при исчислении налога на прибыль

Затраты на покупку (выпуск, обслуживание, восстановление при утере) топливной карты могут быть отнесены к расходам при исчислении налога на прибыль. В зависимости от вида деятельности компании затраты на топливную карту вправе учитывать как:
- материальные расходы (статья 254 налогового кодекса);
- расходы на содержание служебного транспорта (подпункт 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ);
- прочие расходы, связанные с производством и реализацией (подпункт 49 пункта 1 статьи 264 НКРФ).

Свой выбор фирма должна закрепить в учетной политике организации. Если топливную карту выдают с условием возврата при оплате ее залоговой стоимости, то в налоговом учете сумма залога не является ни доходом, ни расходом, поэтому она не участвует при (подпункт 2 пункта 1 статьи 251, пункт 32 статьи 270 НК РФ).

Вопрос: Будет ли нарушением правил бухгалтерского (бюджетного) учета ведение учета топливных карт на счете 03 "Бланки строгой отчетности"? Некоторые эксперты предлагают учитывать топливные карты на забалансовом счете 27 "Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)" или на специально созданном забалансовом счете. По их мнению, учет топливных карт на забалансовом счете 03 некорректен, поскольку карты не обладают признаками бланков строгой отчетности. Как правильно учитывать топливные карты и приобретение ГСМ по ним?

Ответ от 05.07.2016

Порядок бухгалтерского учета топливных карт в инструкциях по бухгалтерскому учету для учреждений госсектора не установлен. Следовательно, учреждение, исходя из экономического содержания операции, вправе разработать его самостоятельно и закрепить в учетной политике.

Согласно п. 1.7 Технических требований к электронным контрольно-кассовым машинам (ККМ) для осуществления денежных расчетов с населением в сфере торговли нефтепродуктами и газовым топливом (утв. решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам, протокол № 14 от 10.11.1994) магнитные и чиповые карты являются эквивалентами заранее оплаченного определенного количества нефтепродуктов.

С этой точки зрения топливную карту можно было бы рассматривать как денежный документ аналогично талонам на ГСМ (п. 169 Инструкции , утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н , далее – Инструкция № 157н). Однако карта не имеет одного из основных признаков денежного документа – номинальной стоимости. Кроме того, карту можно пополнить и заблокировать, срок ее действия не ограничен, в то время как при предъявлении денежного документа обычно предоставляется товар (услуга) на всю его номинальную стоимость. Поэтому организовать достоверный учет топливных карт на счете 201 35 не представляется возможным.

Топливная карта содержит техническую информацию о видах топлива и установленных суточных лимитах (в литрах или рублях). Она не является средством расчета (платежа) за приобретаемое топливо. Суды отмечают, что топливные карты используются как средство строгой отчетности, позволяя их держателю получить от имени покупателя определенное количество нефтепродуктов (постановление АС Северо-Западного округа от 03.03.2016 № Ф07-2618/2016 по делу № А56-2768/2015, постановления ФАС Поволжского округа от 05.06.2008 № А12-987/08-С22, от 03.04.2008 № А12-16953/07-С22).

Если рассматривать карты исключительно как техническое средство для учета операций получения топлива (носитель информации), то для обеспечения их сохранности и контроля за выдачей наиболее оправдана организация учета карт на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности". Это не означает, что топливные карты являются бланками строгой отчетности. Учет карт и бланков должен вестись раздельно. Речь идет о том, что данный счет позволяет учесть всю необходимую информацию о картах с наименьшим количеством трудозатрат.

Учет на забалансовом счете 03 ведется в разрезе ответственных за их хранение и (или) выдачу лиц, мест хранения. Внутренние перемещения бланков строгой отчетности в учреждении отражаются по забалансовому счету на основании оправдательных первичных документов путем изменения ответственного лица и (или) места хранения.

Применительно к топливным картам имеет значение и тот факт, что учет на забалансовом счете 03 может вестись как в условной оценке (один бланк, один рубль), так и по стоимости приобретения бланков. Дело в том, что в зависимости от условий договора топливные карты могут передаваться как бесплатно, так и за плату.

Аналитический учет смарт-карт можно вести в разрезе каждой карты по номеру или закрепить каждую карту за автомобилем или за водителем. Списание карты с забалансового счета производится в случае ее утраты или расторжения договора с топливной компанией.

В письме Минфина России от 03.06.2008 № 02-14-10а/1611 также выражено мнение, что карты эмитентов, не являющихся кредитными организациями, которые предназначены для получения юридическими лицами (в т.ч. уполномоченными физическими лицами, держателями карт) предварительно оплаченных товаров, работ, услуг (карты ГСМ), необходимо учитывать на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности".

Следовательно, вводить специальный забалансовый счет для учета топливных карт нецелесообразно. Ведение учета ценностей на забалансовом счете 27 предполагает наличие у них балансовой стоимости (п. 385 Инструкции № 157н), которой в случае с топливными картами может и не быть.

Таким образом, организация учета топливных карт на забалансовом счете 03 представляется оптимальной. Главное – закрепить такой порядок в учетной политике. Тогда ни о каком нарушении методологии бухгалтерского учета не может быть и речи.

Как правило, поставщик обобщает данные о нефтепродуктах, отпущенных по топливным картам на автозаправочных станциях, за определенный период времени (месяц) и оформляет единую накладную (счет-фактуру, реестр операций и т.д.).

Чтобы оперативно принимать к учету полученные ГСМ, для водителей (ответственных лиц) в учреждении могут быть установлены более сжатые сроки для представления документов, которые подтверждают получение нефтепродуктов. В составе таких документов обязательно должны быть чеки ККТ электронного терминала. Сводные документы об отпуске нефтепродуктов, представленные поставщиками по окончании периода, могут служить для сверки с показателями бухгалтерского учета.

Стоимость топлива списывается в состав расходов на основании данных путевых листов.

В бухгалтерском учете бюджетного (автономного) учреждения приобретение ГСМ с использованием топливных карт можно отразить следующими записями (на примере деятельности в рамках выполнения задания):

Документ-основание

Бухгалтерская запись

дебет счета

кредит счета

Перечислена предварительная оплата поставщику за топливные карты

увеличение забалансового счета 18 (код 226 КОСГУ)

Перечислена предварительная оплата поставщику за топливо

Выписка из лицевого счета с приложенными документами

увеличение забалансового счета 18 (код 340 КОСГУ)

Учтены расходы по изготовлению топливных карт при их поступлении в учреждение

Акт приема-сдачи, накладная

Зачтен аванс при расчетах за топливные карты

Акт приема-сдачи, накладная

Приняты к учету на забалансовый счет 03 топливные карты в условной оценке

Акт приема-сдачи, накладная

Выданы сотрудникам топливные карты

Акт приема-передачи

"Топливные карты у сотрудников"

"Топливные карты в кассе"

Принято к учету топливо, отпущенное по карте

Накладная, отчет водителя

Зачтена сумма предоплаты за топливо

Накладная, отчет водителя

Списано израсходованное топливо

Путевой лист

Подтвердят пробег, а справка от бухгалтерии покажет расход топлива.

При наличии только контроля использования ГСМ подтверждением будут путевые листы и бумажные отчеты из системы.

Если в транспорте контролируется только пробег, то заверенные ответственным за эксплуатацию автомобиля бумажные отчеты из системы и бухгалтерская справка будут являться основанием для учета ГСМ.

При оснащении автомобиля системами контроля над пробегом и расходованием ГСМ хватит подписанных отчетов из системы ответственным лицом.

ГСМ при учете налогов

Налоговое законодательство не требует вести обязательное нормирование расходов ГСМ.

Если было принято решение в пользу нормирования, то, чтобы проводить в дальнейшем списание топлива в расходы, надо принять во внимание следующее:

  • При ОСНО весь потраченный объем ГСМ вносится в графу «Расходы» в последний рабочий день месяца (ст. 264 НК РФ). НДС, который указан в счете-фактуре поставщика, учитывается в вычете, когда отражена стоимость купленных ГСМ на дебиторском счете 10 «Материалы» (письмо Министерство финансов № 03-07-11/335).
  • Учет ГСМ по топливным картам при упрощенной системе налогообложения происходит путем внесения в графу «Расходы» приобретенных и использованных ГСМ. Рекомендуем ознакомиться со ст. 346.16 НК РФ, письмом ФНС № ШС-37-3/15988 , письмо Минфина РФ № 03-11-09/413 .

Как учесть ГСМ в бухгалтерии предприятия

Бухгалтерский учет ГСМ отражается в проводках. При покупке топлива делаются следующие проводки:

  • Д 60 – аванс – К 51 (переведенная сумма за ГСМ отражаются как аванс).
  • Д 68 – К 60 – аванс (принятие к вычету НДС по авансу после получения соответствующего счета-фактуры).

Покупку ГСМ по топливным картам необходимо отмечать числом, в котором был получен отчет эмитента карт. После получения отчета организация может зафиксировать использование ГСМ на основе путевых листов или заверенных бумаг из системы контроля над пробегом и/или расходованием ГСМ. В бухгалтерии будут следующие проводки:

  1. Д 10 – К 60 (постановка на учет ГСМ на основе отчетов эмитента топливных карт).
  2. Д 19 – К 60 (отражение НДС по ГСМ).
  3. Д 68 – К 19 (принятие к вычету налога на добавленную стоимость со стоимости ГСМ).
  4. Д 60 – аванс – К 60 (восстановление НДС, который приняли к вычету с авансового платежа).
  5. Д 60 – К 60 – аванс (сумма за ГСМ по топливным картам зачтена как оплата ГСМ).
  6. Д 20 (26, 44) – К 10 (учет оплаченной суммы за ГСМ в графе «Расходы»).

Бывают случаи, когда изготовление топливной карты оплачивается отдельно. В этом случае разрешено списать стоимость карты в расходы (ПБУ 10/99) после ее получения. Учет карты разрешен на вспомогательном счете (например, открыть для этих целей счет 012). Оценка карт, находящихся на подобном счете, условная, к примеру 20 рублей за единицу.

Проводки в этом случае будут выглядеть так:

  1. Д 20 (26, 44) – К 60 (отражение цены топливной карты).
  2. Д 19 – К 60 (отражение НДС с цены топливной карты).
  3. Д 68 – К 19 (принятие к вычету налога на добавленную стоимость с цены топливной карты).
  4. Д 012 (условно оцененные карты зачислены на вспомогательный счет).

Понятие «топливная карта» отсутствует в российском законодательстве. Ранее этот термин содержался в Распоряжении Правительства Москвы от 5 ноября 2008 года № 2591-РП «О порядке предоставления топливных карт владельцам малолитражных автомобилей», согласно которому топливная карта (смарт-карта со встроенной микросхемой) – техническое средство учета отпуска нефтепродуктов на АЗС, на которых допущены к приему топливные карты, представляющее собой носитель информации, подтверждающей право на получение нефтепродуктов. Однако данный документ утратил силу с 18 июня 2013 года.

Согласно разъяснениям УФНС РФ по г. Москве, данным в письме от 30 июня 2010 года № 16-15/068679@, топливные карты не имеют статуса кредитных или иных платежных карточек, эмитентом которых является кредитное учреждение, они используются как средство строгой отчетности, позволяющее держателю карты получить от лица покупателя определенное количество товара. Карта фиксирует объем приобретенного топлива в литрах и позволяет ее держателю заправлять топливный бак в пределах расходного лимита, который устанавливается в заявке организации-покупателя.

Как правило, порядок расчетов с поставщиками горючего по топливным картам устанавливается в договоре. В нем стороны должны определить лимит топлива, который может быть отпущен ежедневно (за месяц), размер предоплаты за ГСМ и обслуживание карты, а также иные условия (например, предоставление скидки, порядок сверки расчетов). Ежемесячно поставщик топлива представляет организации-покупателю счет-фактуру, акт приема-передачи на проданные ГСМ (накладную), а также отчет (или реестр) операций по картам. В отчете должно быть указано, когда и сколько топлива было приобретено.

Бухгалтерский учет карт

Топливная карта может быть как получена бесплатно, так и приобретена за плату. В первом случае порядок ведения бухгалтерского учета законодательством не установлен. Нормами также не урегулировано отражение на счетах учета операций с нулевой стоимостной оценкой. Поэтому организация стоимость полученных топливных карт на балансовых счетах отдельно не отражает.

При этом в учетной политике может быть установлено, что с целью обеспечения сохранности топливных карт на основании абзаца 4 пункта 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного Приказом Минфина России от 30 марта 2001 года № 26н, их учет организуется на специально открытом для этих целей забалансовом счете , например, 012 «Топливные карты» в условной оценке. Аналитический учет может вестись в разрезе номеров карт, автомобилей, либо сотрудников – водителей.

Также организации целесообразно вести журнал учета выдачи и возврата топливных карт.

При получении карты от поставщика и передаче ее водителю в учете делается запись Дебет 012. При утрате топливной карты, ее возврате водителем либо расторжении договора с поставщиком – Кредит 012.

В случае приобретения топливных карт за плату у бухгалтера могут возникнуть сложности с их учетом.

Учитывать карты на счете 50 субсчет 3 «Денежные документы» будет неправильно, поскольку, как было указано выше, они не являются денежным документом, это техническое средство для приобретения ГСМ. Учитывать стоимость карт в цене приобретенного топлива также будет неверным, так как заранее не известно, сколько они будут использоваться. Возможно два варианта учета топливных карт (выбранный способ необходимо закрепить в учетной политике).

Первый: в момент получения топливных карт отнести затраты на их приобретение в состав прочих расходов на основании пункта 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного Приказом Минфина от 6 мая 1999 года № 33н. При этом используются затратные счета 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и т. д., на которые будет списываться стоимость приобретенного ГСМ.

Второй метод предполагает, что топливные карты учитываются в качестве МПЗ, поскольку даже если срок их полезного использования превышает 12 месяцев, стоимость составляет менее 40 000 руб. (п. 4, 5 ПБУ 6/01). Исходя из положений подпунктов 5, 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденного Приказом Минфина от 9 июня 2001 года № 44н, топливные карты принимаются к учету по фактической себестоимости, равной сумме затрат на их приобретение, – сумме, подлежащей уплате поставщику топливных карт (без учета НДС). При передаче карт водителям их стоимость относится в состав прочих расходов.

Обратите внимание

Топливная карта может быть как получена бесплатно, так и приобретена за плату. В первом случае порядок ведения бухгалтерского учета законодательством не установлен. Нормами также не урегулировано отражение на счетах учета операций с нулевой стоимостной оценкой. Поэтому организация стоимость полученных топливных карт на балансовых счетах отдельно не отражает.

При выборе любого из двух указанных вариантов учета организация должна организовать учет карт с целью обеспечения их сохранности на забалансовом счете, например, 012 «Топливные карты» в условной оценке.

Обратите внимание, что денежные средства, которые перечислит организация на приобретение ГСМ и которые будут числиться на карте, являются предоплатой за топливо, поэтому расходом они не признаются и учитываются как дебиторская задолженность по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (п. 3, 16 ПБУ 10/99).


ПРИМЕР. УЧЕТ ТОПЛИВНЫХ КАРТ

У организации имеется пять легковых и два грузовых автомобиля. 16 января 2018 года компанией приобретены у поставщика семь топливных карт стоимостью 700 руб. (в том числе НДС 106,78 руб.). Оплата за карты в сумме 700 руб. произведена 17 января 2018 года. В этот же день поставщику перечислена оплата за бензин в сумме 100 тыс. руб.

В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие записи:

Дебет 10   Кредит 60
- 593,22 руб.– отражена стоимость приобретенных топливных карт;

Дебет 19   Кредит 60
- 106,78 руб. – отражен НДС, предъявленный поставщиком;

Дебет 60   Кредит 51
- 700 руб. – перечислена оплата поставщику;

Дебет 68   Кредит 19
- 106,78 руб. – принят к вычету НДС по топливным картам;

Дебет 20 (25,26 и т. д.)   Кредит 10
- 593,22 руб. – списана на затраты стоимость топливных карт;

Дебет 012
- 70 руб. – топливные карты приняты на забалансовый учет (в условной оценке 10 руб.);

Дебет 60 аванс   Кредит 51
- 100 000 руб. – перечислена поставщику оплата за топливо.

Налоговый учет

НДС, предъявленный поставщиком по счету-фактуре при приобретении топливных карт, подлежит вычету у покупателя при наличии первичных документов и после принятия карт на учет при условии, что они будут использоваться в деятельности, облагаемой НДС (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Топливные карты бывают:

  • денежными (выдаются на определенный лимит стоимости ГСМ);
  • литровыми (выдаются на определенный лимит объема ГСМ).

Совет : в условиях постоянного роста цен на ГСМ приобретайте литровые топливные карты. Это выгоднее, поскольку заранее определенный объем топлива организация оплачивает по цене, действующей на дату выставления счета. До тех пор пока организация не выберет весь объем ГСМ по полученной карте, возможное повышение цен на топливо ее не затронет.

Как оформить топливную карту

Чтобы приобретать ГСМ при помощи топливных карт, с оптовым поставщиком или непосредственно с АЗС нужно заключить договор.

Обычно схема работы с топливными картами выглядит так.

1. Организация перечисляет поставщику 100-процентную предоплату, которая включает в себя стоимость топлива, цену самой карты (если карта передается организации за плату) и стоимость ее обслуживания. Некоторые нефтяные компании выдают карты бесплатно и не устанавливают плату за их обслуживание. Другие - взимают небольшую плату. При этом стоимость бензина, приобретенного по карте, как правило, ниже, чем при расчетах по талонам и за наличные.

2. После того как организация перечислила аванс, ей выдают топливную карту с pin-кодом. Когда водитель заправляет машину, он предъявляет карту на АЗС.

3. Ежемесячно после обработки данных поставщик топлива (эмитент карты) представляет организации-покупателю:

  • счет-фактуру;
  • акт приемки-передачи, где указывается объем и стоимость выбранного топлива;
  • подробный отчет обо всех операциях по топливной карте. В него включаются сведения о поступлении и расходовании средств, а также о количестве отпущенных ГСМ.

Журнал учета топливных карт

Как правило, топливную карту закрепляют за конкретным сотрудником (водителем). Для контроля можно завести журнал учета приема и выдачи топливных карт. Типовой формы данного документа нет, поэтому организация вправе разработать ее самостоятельно. Порядок выдачи и возврата топливных карт не регламентируется. На практике можно обязать сотрудника сдавать карту либо ежедневно, либо при необходимости (по окончании срока ее действия, при увольнении, при уходе в отпуск и т. п.). Авансовые отчеты при расчетах за ГСМ с помощью топливных карт составлять не нужно.

Порядок бухучета топливных карт зависит от условий договора с поставщиком ГСМ.

Бухучет: получение карты бесплатно

В этом случае отражать карту в бухучете не требуется. К учету принимается лишь то безвозмездно полученное имущество, которое впоследствии можно реализовать и получить доход (п. 9 ПБУ 5/01). Продать топливную карту невозможно, поскольку она закрепляется за конкретной организацией.

Бухучет: приобретение с условием возврата

В этом случае организация должна внести поставщику залоговую стоимость карты. Когда использование карты будет прекращено, организация возвратит ее обратно, а поставщик вернет ей залоговую стоимость. Поскольку топливная карта является собственностью поставщика топлива, то такое имущество нужно учитывать отдельно от собственного имущества организации (п. 5 ПБУ 1/2008). Поэтому в бухучете полученную карту отразите на забалансовом счете в условной оценке. В отношении топливных карт можно открыть дополнительный субсчет, например, 015 «Топливные карты».

При оплате и получении топливной карты в бухучете сделайте следующие проводки:

Дебет 60 Кредит 51

- перечислена поставщику топлива залоговая стоимость карты;

Дебет 009

- отражено выданное залоговое обеспечение;

Дебет 015 «Топливные карты»

- принята топливная карта за баланс.

При возврате карты эмитенту:

Дебет 51 Кредит 60

- получена залоговая стоимость топливной карты;

Кредит 009

- списано выданное залоговое обеспечение;

Кредит 015 «Топливные карты»

- списана топливная карта с забалансового учета.

Бухучет: приобретение карты за плату

В этом случае стоимость топливной карты (за вычетом НДС) можно сразу списать на затраты (п. 5 ПБУ 10/99). Сумму НДС отразите отдельно на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям». Для контроля учитывайте стоимость карты за балансом. Например, на счете 015 «Топливные карты». Кроме того, для более детального контроля целесообразно отражать поступление и движение топливных карт в журнале учета приема и выдачи топливных карт.

В бухучете сделайте записи:

Дебет 60 Кредит 51

- оплачена топливная карта;

Дебет 20 (23, 26, 44...) Кредит 60

- списана на расходы стоимость топливной карты;

Дебет 19 Кредит 60

- отражен НДС со стоимости купленной карты;

Дебет 015 «Топливные карты»

- учтена топливная карта;

- принят к вычету входной НДС по приобретенной топливной карте.

Налоговый учет топливных карт зависит от условий, на которых поставщик их предоставляет (безвозмездно, под залог, за отдельную плату), а также от системы налогообложения, которую применяет организация.

ОСНО

Если поставщик предоставляет карту безвозмездно, отражать эту операцию в налоговом учете не нужно. В этом случае у организации не возникает экономической выгоды (дохода) (ст. 41 НК РФ).

Если поставщик передает карту в залог, ее получение и возврат в налоговом учете также не отражаются. Это следует из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 251 и пункта 49 статьи 270 Налогового кодекса РФ.

Если поставщик предоставляет топливную карту за плату, то ее стоимость можно включить в состав прочих расходов (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Пример отражения в бухучете и при налогообложении приобретения и списания топливной карты

4 июня ООО «Альфа» заключило с АЗС договор на обслуживание денежной топливной карты. В этот же день топливная карта была оплачена поставщику с расчетного счета организации. Стоимость карты - 118 руб. (в т. ч. НДС - 18 руб.). 5 июня карта выдана менеджеру А.С. Кондратьеву. 1 августа Кондратьев уволился и сдал карту. Обе операции были отражены в журнале учета приема и выдачи топливных карт .

В бухучете организации сделаны следующие проводки.

Дебет 60 Кредит 51
- 118 руб. - оплачена топливная карта;

Дебет 26 Кредит 60
- 100 руб. (118 руб. - 18 руб.) - отнесена на расходы стоимость топливной карты;

Дебет 19 Кредит 60
- 18 руб. - отражен НДС со стоимости топливной карты;

Дебет 015 «Топливные карты»
- 118 руб. - учтена топливная карта;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
- 18 руб. - принят к вычету входной НДС по топливной карте.

При расчете налога на прибыль за январь-июнь бухгалтер «Альфы» включил стоимость топливной карты (100 руб.) в состав расходов.

Входной НДС в сумме 18 руб. предъявлен к вычету из бюджета во II квартале.

УСН

Если поставщик предоставляет карту безвозмездно, отражать эту операцию в книге учета доходов и расходов не нужно. В этом случае у организации не возникает экономической выгоды (дохода) (ст. 41 НК РФ).

Если поставщик передает карту в залог, ее получение и возврат в книге учета также не отражаются (п. 1 ст. 346.15, подп. 2 п. 1 ст. 251, ст. 346.16 НК РФ).

Ситуация: можно ли при расчете единого налога при упрощенке включить в расходы стоимость топливной карты, предоставленной за плату? Организация применяет упрощенку и платит единый налог с разницы между доходами и расходами.

Да, можно.

Перечень расходов на содержание служебного транспорта, приведенный в подпункте 12 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ, открыт. Однако:

  • такие расходы должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены;
  • служебный автомобиль должен использоваться организацией в деятельности, направленной на получение доходов.

При соблюдении этих условий организация вправе включить стоимость топливной карты в расходы при расчете единого налога. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 22 июня 2004 г. № 03-02-05/2/40.

ЕНВД

Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (п. 1 ст. 346.29 НК РФ). Поэтому на расчет налоговой базы расходы по приобретению топливной карты не влияют.

ОСНО и ЕНВД

Если расходы на ГСМ (приобретение топливной карты) одновременно относятся к деятельности организации, облагаемой ЕНВД, и деятельности на общей системе налогообложения, то такие расходы нужно распределить (п. 9 ст. 274 НК РФ). Расходы на ГСМ (приобретение топливной карты), относящиеся к одному виду деятельности организации, распределять не нужно.

Сумму НДС, выделенную в счете-фактуре, распределите по методике, установленной в пунктах 4 и 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

Сумму НДС, которую нельзя принять к вычету, прибавьте к полученной сумме расходов по деятельности организации, облагаемой ЕНВД (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Пример распределения стоимости топливной карты. Организация применяет общую систему налогообложения и платит ЕНВД

ООО «Торговая фирма "Гермес"» продает товары оптом и в розницу. По оптовым операциям организация применяет общую систему налогообложения (налог на прибыль рассчитывает ежемесячно) и платит НДС. В городе, где работает «Гермес», розничная торговля переведена на ЕНВД.

4 мая «Гермес» заключил с АЗС договор на обслуживание литровой топливной карты. Стоимость карты - 118 руб. (в т. ч. НДС - 18 руб.). Карта предназначена для заправки автомобиля, который одновременно используется в двух видах деятельности.
В учетной политике организации сказано, что общехозяйственные расходы распределяются пропорционально доходам за каждый месяц отчетного (налогового) периода. Чтобы распределить расходы на приобретение топливной карты между двумя видами деятельности, бухгалтер «Гермеса» сопоставил доходы по оптовой торговле с общей суммой доходов.

Сумма доходов, полученных «Гермесом» от различных видов деятельности за май, составляет:

  • по оптовой торговле (без учета НДС) - 26 000 000 руб.;
  • по розничной торговле - 12 000 000 руб.

Операции, освобожденные от НДС, организация не осуществляла.

Доля доходов от оптовой торговли в общей сумме доходов за май составила:
26 000 000 руб. : (26 000 000 руб. + 12 000 000 руб.) = 0,684.

К деятельности организации на общей системе налогообложения относятся расходы на приобретение топливной карты в сумме:
(118 руб. - 18 руб.) × 0,684 = 68 руб.

При расчете налога на прибыль за май бухгалтер «Гермеса» учел расходы на приобретение топливной карты в сумме 68 руб. Сумму НДС, которую можно принять к вычету, бухгалтер «Гермеса» сможет определить по итогам II квартала.

О том, как списать ГСМ, приобретенные по топливным картам, см. Как отразить в учете приобретение ГСМ по топливным картам .

Случайные статьи

Вверх