Подари мне, подари: всё о подарочных банковских картах Подарочная карта мастер карт
У многих наших сограждан традиция дарить друг другу деньги на различные праздники сохранились по сей день. Причем сегодня...
«Составление рабочих
программ в соответствии с ФГОС
и утвержденными изменениями».
15.04.2016 1. «О рабочих программах учебных предметов» письмо МИНОБРНАУКИ России от 28.10.2015г. № 08-1786 2. Приказ МИНОБРНАУКИ России № 1576 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МОиН РФ от 06.10.2009г. № 373» 3. Приказ МИНОБРНАУКИ России № 1577 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом МОиН РФ от 17.12.2010г. № 1897» «О рабочих программах учебных предметов» письмо МИНОБРНАУКИ России от 28.10.2015г. № 08-1786 1. «… В целях снижения административной нагрузки педагогических работников ОО Департаментом подготовлены изменения в ФГОС в части требований к рабочим программам учебных предметов.» 2. «… авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной ООП соответствующего уровня образования, также могут рассматриваться как рабочие программы учебных предметов. Решение о возможности их использования в структуре ООП принимается на уровне ОО»
3. «… подготовлены изменения в Порядок формирования федерального перечня учебников, … Предполагается, что в ФПУ будут включаться учебники, имеющие метод.пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета или воспитания; в т.ч. примерную рабочую программу учебного предмета, разработанную в соответствии с требованиями ФГОС …»
Обязательные элементы рабочей программы отдельного учебного предмета, курса До 31.12.2015 С 01.01.2016 1) Пояснительная записка 2) Общая характеристика учебного предмета, курса 3) Описание места предмета, курса в учебном плане 4) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса 5) Содержание учебного предмета, курса 6) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 7) Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения 8) Планируемые результаты изучения отдельного предмета, курса 1) Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса 2) Содержание учебного предмета, курса 3) Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы Обязательные элементы рабочей программы курсов внеурочной деятельности До 31.12.2015 (ФГОС НОО) С 01.01.2016 (ФГОС НОО и ФГОС ООО) 1) Пояснительная записка 2) Общая характеристика учебного предмета, курса 3) Описание места предмета, курса в учебном плане 4) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса 5) Содержание учебного предмета, курса 6) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 7) Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения 8) Планируемые результаты изучения отдельного предмета, курса 1) Результаты освоения курса внеурочной деятельности. 2) Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности; 3) Тематическое планирование. Как связаны различные компоненты? Разработка рабочей программы, тематического планирования, календарно – тематического планирования Подготовка к уроку (технологическая карта урока целевые установки = планируемые результаты) Проектирование (конструирование) контрольно - измерительных материалов (КИМ), подготовка к различным оценочным процедурам
Рабочие программы по учебным предметам (курсам) составляются на всю ступень обучения
(1- 4 классы, 5 – 9 классы), а не на учебный год
Каждый учитель составляет свою Рабочую программу с учетом собственной специфики и специфики конкретных учащихся.
Программы, составленные разными учителями для параллельных классов могут (и должны) различаться!
I. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Выпускник научится
Выпускник получит возможность научиться
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса полностью повторяют предметную часть раздела «Планируемые результаты освоения ООП ООО» .
Однако, поскольку Рабочая программа часто используется как отдельный документ, то лучше повторить этот раздел и здесь.
Основу для написания данного раздела Рабочей программы составляет соответствующий раздел в «Примерной ООП ООО», где планируемые результаты расписаны по предметам.
Здесь графа «Выпускник научится» не изменяется учителем, тогда как в графе «Выпускник получит возможность научиться» могут быть значительные изменения.
Основу данного раздела составляет содержание «Фундаментального ядра » Стандарта
учебные программы
ФГОС НОО и ФГОС ООО
Программа никак не отражает последовательности освоения тем курса
В этом разделе Рабочей программы описываются ТОЛЬКО смысловые единицы учебного курса по классам!
III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Примерное поурочное тематическое планирование
Подобные тематические планирования создаются ДЛЯ ВСЕХ ПРЕДМЕТОВ в рамках УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Календарно - тематическое планирование
Каждый учитель составляет собственное КТП с учетом собственной специфики и специфики конкретных учащихся.
Структура КТП (в соответствии с ФГОС)
Тема раздела
Тема урока
ПР (планируемый результат из раздела «Выпускник научится»)= код элемента содержания
Домашнее задание
Календарно -тематическое планирование
Предназначено для хронологического выстраивания единиц содержания, которые были описаны в предыдущем разделе.
Календарно -тематическое планирование (КТП)составляется учителем ТОЛЬКО ДЛЯ САМОГО СЕБЯ! ЭТО РАБОЧИЙ ИНСТРУМЕНТ УЧИТЕЛЯ!
Поэтому КТП должно содержать те графы, которые нужны учителю для его работы.
Поэтому у разных учителей могут быть разные по форме планирования (в Положении указать обязательные графы)
Таким образом, в школьном Положении о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС НОО и ФГОС ООО закрепляется наличие у учителя:
Рабочая программа - инструмент, с помощью которого учитель определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательных отношений в соответствии с результатами, определенными ФГОС. Рабочая программа - инструмент, с помощью которого учитель определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательных отношений в соответствии с результатами, определенными ФГОС. РП предмета может быть единой для всех работающих в школе учителей или индивидуальной. Она является основой для создания КТП.
ТребованияПриведение рабочих программ в соответствие с требованиями ФГОС является обязательным условием введения ФГОС среднего общего образования. Как составлять рабочие программы? Какие нюансы учитывать? Как подготовиться к аккредитации? Ответы на эти и многие другие вопросы - в статье.
Все школы должны ввести ФГОС среднего общего образования к 2020 году. Для этого образовательным учреждениям следует провести множество мероприятий, которые призваны привести в соответствие к требованиям документа основную образовательную программу (ООП) для 10–11-х классов.
Для выполнения требований к рабочим программам по ФГОС следует понимать, чем отличается ФГОС среднего общего образования от ФГОС основного общего образования. Главное отличие в том, что обязательная часть ООП среднего общего образования составляет 60 процентов, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 40 процентов от объема программы. В основной школе соотношение было 70 и 30 процентов.
В 40 процентов для 10–11-х классов включите больше курсов по выбору старшеклассников и их родителей. Курсы обеспечат профильную направленность, интересы и образовательные потребности каждого ученика.
При этом структуру ООП менять не придется. Целевой, содержательный и организационный разделы в программе остаются, потому что во всех ФГОС общего образования вы найдете требование о том, что ООП обязательно включает эти три раздела.
Составьте план контроля на 2019/2020 учебный год и раздайте учителям памятки с рекомендациями. Образец скачайте в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения»
Скачайте сейчасВ примерной ООП используется системно-деятельностный подход . На его основе педагоги организуют деятельность учеников так, чтобы помочь им достичь максимального уровня в личностном, социальном и познавательном развитии. В ООП объясните, как школа организует такую деятельность. Сформулируйте цели и содержание образования, то есть учебные предметы, курсы, которые помогут достичь целей.
Еще один подход, который вы будете внедрять впервые, – это индивидуально-дифференцированный подход к обучению старшеклассников (п. 1.1 примерной ООП среднего общего образования). Поэтому включите в ООП предметы на базовом или углубленном уровнях для профильного обучения и курсы, которые обеспечат интересы каждого ученика.
Требования к оформлению рабочих программ по ФГОС предполагают включение в ООП рабочих программ учителей по предметам. Их структура останется прежней, а требования к образовательным результатам изменятся.
В рабочих программах учителей для 10–11-х классов будут образовательные результаты четырех видов:
План внеурочной деятельности для 10–11-х классов включает пять профилей обучения. Это должно быть согласовано с родителями и учениками школы. На внеурочную деятельность отведите максимум 700 часов, а не 1750, как для 5–9-х классов.
В плане внеурочной деятельности предусмотрите два компонента (п. III примерной ООП среднего общего образования):
Инвариантный: работа ученических сообществ в форме клубных встреч, участие школьников в делах классного ученического коллектива и в общих коллективных делах, ежемесячные учебные собрания по проблемам образовательной деятельности.
Вариативный, прописанный по отдельным профилям обучения.
Эксперты на аккредитации контролируют, как образовательная организация выполняет требования к рабочим программам по ФГОС. Для этого эксперты сопоставляют содержание образовательных программ и требования ФГОС. Чаще всего находят ошибки в содержательном и организационном разделах ООП.
Проверьте элементы содержания программы:
Эксперту на аккредитации администрация школы представляет все рабочие программы учебных предметов и курсов внеурочной деятельности по учебному плану. Контролируйте подготовку рабочих программ. Предотвратите случай, когда учитель не подготовил рабочую программу. Эксперт не увидит какую-то одну рабочую программу в содержании ООП и сделает вывод, что подготовка обучающихся не соответствует ФГОС.
Проверьте структуру рабочих программ. Она включает:
Чтобы проанализировать, как выполняются основные требования к рабочим программам ФГОС, эксперты также изучат программу воспитания и социализации обучающихся.
Эксперт проверит, как школа отслеживает личностные характеристики выпускника: любовь к своему краю и Отечеству; знание русского и родного языков, уважение своего народа; осознание и принятие ценностей человеческой жизни, семьи, общества и др. Также эксперт выявит, как программа воспитания и социализации развивает социальную активность учеников, формирует уважение закона и правопорядка.
В рамках анализа программы коррекционной работы изучаются:
При анализе учебного плана эксперты на аккредитации проверяют, соответствует или не соответствует учебный план ФГОС. Они анализируют объем и количество часов в обязательной части учебного плана и части, формируемой участниками образовательных отношений.
При анализе соответствия требованиям к оформлению рабочих программ по ФГОС программы внеурочной деятельности рассматриваются:
В разделе об условиях реализации образовательной программы эксперт выявит наличие всех необходимых компонентов в системе условий реализации ООП. Проверьте, есть ли такой раздел в ООП вашей школы. Если он отсутствует, то эксперт сделает вывод о несоответствии условий реализации ООП требованиям ФГОС.
Прежде чем приступать к подготовке программы, нужно дать определение понятию «качество рабочей программы». Оно включает:
Чтобы соответствовать требованиям ФГОС, рабочие программы учебных предметов включают:
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности содержат: результаты освоения курса; содержание с указанием форм организации и видов деятельности и тематическое планирование.
К рабочей программе можно составить пояснительную записку. Она не является обязательной. Пояснительная записка должна быть содержательной, отражать особенности образовательной деятельности в вашей школе, но при этом быть небольшой по объему. В пояснительной записке учитель формулирует цели и задачи, которые ставит перед собой и учениками, чтобы лучше изучить учебный предмет и достичь образовательных результатов.
Для приведения в соответствие структуры рабочей программы требованиям ФГОС проконтролируйте, чтобы учителя в тематическом планировании указали количество часов, за которое ученики освоят тему или тематический блок, для уровня общего образования. Затем количество часов учитель распределяет по годам обучения.
Регламент разработки и утверждения рабочих программ регулирует локальный нормативный акт – Положение о рабочей программе.
Рабочие программы разрабатывают как на основе примерных образовательных программ, так и на основе методической литературы или рекомендаций учебно-методических комплектов.
Есть два варианта установления периода, на который разрабатывают рабочие программы:
Структура рабочей программы имеет следующий обязательный состав компонентов:
Указанный состав компонентов одинаково распространяется как на рабочие программы дисциплин учебного плана, так и на курсы внеурочной деятельности.
При изменении требований ФГОС общего образования вносите изменения в Положение о рабочей программе.
Раздел рабочей программы «Планируемые результаты» содержит перечень результатов освоения рабочей программы и подходы к их оценке. Отражайте в рабочей программе то, каким образом учебный предмет обеспечивает достижение учащимися личностных и метапредметных результатов образования.
Предварительно ответьте на вопросы:
Подберите под каждый зафиксированный в рабочей программе результат оценочный инструментарий: текст комплексной контрольной работы; текст диктанта, изложения; тест; анкету, опросник; карту наблюдения и т. д. – и оформите его как приложение к рабочей программе.
Примером оформления рабочих программ по ФГОС может служить такой вариант структуры тематического планирования
Отразите в разделе тематического планирования «виды деятельности учащихся» все виды учебной деятельности, направленные на достижение образовательных результатов.
Если локальным актом будет предусмотрен иной порядок оформления тематического планирования, придерживайтесь его.
Труд педагога в России сложен и труден не только из-за низкой зарплаты и проблемных учеников. После проведения уроков и заполнения журнала у преподавателя наступает пора бумажной работы. Она занимает много времени и преимущественно носит формальный характер. Но за эти формальности учителя часто получают взбучки от начальства и проверяющих. А потом ещё и выслушивают упрёк: «За что Вам больше платить, если Вы не можете грамотно составить рабочий план».
Любое учебное заведение имеет свой план работы. И труд каждого педагога сопряжён с составлением личного плана и деятельности по нему. В рабочие программы входит всё: уроки, воспитательная работа, общение с родителями, поездки за грибами и в лес. Планы и программы есть в начальной школе; они есть и у тех, кто уже выпускает свой класс. Документ преследует следующие цели:
Составление плана строго регламентируется свыше. В конце 2015 года российское министерство образования установило новые требования к программам на учебный год. Предусматривалось существенное упрощение структуры ведения этого документа. Педагоги копируют ориентировочную программу и вносят соответствующие темы. Бытует справедливое мнение, что данный документ не столько улучшает качество преподавания, сколько является элементарной формальностью. Но без бюрократии в огромной стране нельзя!
Сократилось количество пунктов с восьми до трёх. Что было решено оставить:
По внеурочной работе министерское начальство оставило следующее:
Учитель имеет право пользоваться уникальными авторскими программами. Но они должны соответствовать общим правилам и положениям. А администрация школы обязана «дать добро» на работу уникальным методом. Изменился ещё и список учебников. Приоритет отдаётся тем, которые имеют пособия для преподавателя.
Любая рабочая программа обязана вписываться в общую школьную документацию. Программа включает:
Обновлённые требования проявляют интерес к проведению нестандартных форм занятий. Рекомендовано применять круглый стол, дискуссию, конференцию. В программе должны учитываться критерии оценок, способы преподавания. Важно знать тактику действия детей. Это может быть фронтальная, групповая или индивидуальная работа. Перечисляются типы пособий: наглядные, дидактические материалы, аудио или видео (прим. удалено обладателем) техника. Весь документ составляется на основе ФГОС, наличия комплектов учебников, примерного плана всего курса. Учитель имеет право вносить поправки и разумные изменения.
Программа учителя — это авторский документ. У каждого человека она должна быть своя, особенная. Хотя базовые положения и пункты быть идентичными. Учитывается опыт учителя, его индивидуальные разработки, уровень подготовки определённого класса. Даже стиль мышления педагога играет большую роль. Все программы утверждаются администрацией школы до 31 августа. А забота школьного начальства — контролировать, проверять и вставлять чертей за невыполнение. Хороший пример программы можно посмотреть на видео (прим. удалено обладателем):
«Если ты сделал работу — зафиксируй это в документах. Если ты её не сделал — зафиксируй и запиши трижды!» Это мудрый совет одного покойного директора школы.
17.08.2016
Приказами Минобрнауки России от 31.12.2015 г. были установлены новые требования к рабочим программам на 2016-2017 учебный год. Они заключаются в упрощении структуры, по которой составляется рабочая программа по стандартам второго поколения. Учителя чаще всего копируют примерную программу и добавляют лишь тематическое планирование. Объем может достигать нескольких сот страниц. Документ не выполняет функцию эффективного инструмента для самого педагога, а является лишь формальностью. Для снижения административной нагрузки и были внесены изменения.
Изменения
Если раньше структура программы состояла из восьми пунктов, теперь осталось только
три :В рабочих программах внеурочной деятельности остались следующие пункты: результаты освоения курса внеурочной деятельности; содержание курса внеурочной деятельности указанием форм организации и видов деятельности; тематическое планирование.
Кроме того, разработанные авторские рабочие программы на 2016-2017 учебный год могут использоваться для реализации учебного процесса. Это возможно в случае соответствия программы требованиям ФГОС и основным положениям примерной программы.
Структура рабочей программы
В рамках реализации учебного процесса и в связи с введением новых стандартов ФГОС, рабочая программа по каждому предмету в обязательном порядке должна входить школьную документацию. Рабочая программа состоит из нескольких учебно-методической документации.
Она включает в себя:
1. Титульный лист
На нем указывается:
2. Пояснительную записку
Она должна содержать:
3. Сетку календарно-тематического планирования.
Таблица должна состоять:
Раньше необходимо было прописывать их на каждую тему. В рабочих программах 2016-2017 года можно указывать результаты на весь блок. обязательно указание формы занятий на каждую тему. Это может быть беседа, практическое или теоретическое занятие, дискуссии....
Новые стандарты предполагают проведение нестандартных уроков. Здесь можно использовать уроки - исследования, путешествия, круглый стол, конференции, фантазирования.
в программе должно быть прописано, каким образом будут оценены результаты освоения знаний: предметные, метапредметные, личностные. Для проверки первых результатов можно применять самостоятельные работы, диктанты, викторины, тесты.
приемы преподавания. Это может быть словесный, игровой, наглядный или практический метод.
деятельность учеников. Это может фронтальная работа, индивидуальная или групповая.
учебно-методическое пособие: наглядные пособия, ауди и видео техника, дидактические материалы.
Составление программы
Рабочая программа создается на основании:
Стандартов нового поколения ФГОС;
Примерной программы учебного курса, комплекта учебников. Они должны входить в список рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации.
при составлении рабочей программы необходимо учитывать положение и учебный план образовательного учреждения.
Учитель может внести поправки и изменения в примерную программу, а может на ее основе разработать авторскую. Особенности рабочей программы Рабочая программа учителя - это авторский документ.
Не смотря на то, что она должна содержать одинаковые пункты, соответствовать ФГОС и особенностям реализации, у разных учителей она будет отличаться. На отличия будет влиять класс, для которого программа разрабатывалась, его особенности.
Большое влияние оказывает и опыт учителя, его подходы и методы в обучении, стиль мышления.
Программа проверяется и утверждается администрацией школы до начала учебного года, но не позднее 31 августа.
В дальнейшем администрацией ведется систематический контроль за осуществление прописанных в рабочей программе положений....