Перемещение производства в города и пригороды. Размещение населения. Специфика сырья и хранения продукции

В развитых странах многие крупнейшие города, прежде всего города-миллионеры, теряют население из-за его миграции в пригороды и города-спутники. Непланируемый и практически неуправляемый процесс роста пригородов называется субурбанизацией (от лат. sub – под, около и urbs – город). К примеру, пригороды Парижа начали быстро и хаотично, без какого-либо плана, развиваться в конце XIX – начале XX в. В 1921 г. город насчитывал 2926 тыс. жителей, а городская периферия 1505 тыс. Спустя 10 лет численность населения Парижа сократилась до 2900 тыс. жителей, а пригороды увеличились до 8016 тыс.

Наиболее субурбанизированной страной мира считаются США: здесь в пригородной зоне проживает 60% населения. Многие никогда не покидают их. Сегодня в пригородах живет больше американцев, чем в городах или в метропольных районах. В начале 1980-х гг. офисов банков, промышленной администрации, торговых компаний в пригородах стало больше, чем в деловых центрах американских городов. Пригороды стали более привлекательными для бизнеса, чем города. Именно в пригородах росли новые рабочие места для сферы обслуживания, здравоохранения, информатики, банков, торговли. Правительство вкладывало средства в строительство международных трасс, пролегающих через пригороды, приняло для них льготное налогообложение, сделало дешевой и доступной землю. Рента для офисов в пригороде на одну треть дешевле. Многие компании в пригородах нанимают женщин, согласных работать за меньшую плату. В результате в пригородах самый низкий уровень безработицы.

Пригороды – населенные пункты в непосредственной близости от города, имеющие тесные связи с ним. Нередко это периферийные части города, официально не включаемые в его границы. Они существовали еще при средневековых и античных городах, где жили бедные слои, выгнанные из города. Сегодня – это место жительства богатых людей.

Пригородные зоны – это территории, прилегающие к городам и находящиеся с ними в тесной функциональной, экономической, культурно-бытовой связи. Экономические связи обеспечиваются торговлей, поставками и переработкой ресурсов, трудовой маятниковой миграцией, т.е. поездками в 50-километровой зоне.

К примеру, пригородная зона Санкт-Петербурга включает две части: внутреннюю – с городскими поселениями, подчиненными Петербургу, и внешнюю – территории, примыкающие к городу в радиусе 50 км (четыре административных района Ленинградской области).

К причинам, вызвавшим перемещение населения из центральных городов в пригороды, помимо строительства или переноса сюда промышленных предприятий, следует отнести большую разницу в цене земельных участков в центре города и в еще незаселенных окрестностях; высокие налоги; загрязненность атмосферы большого города отходами промышленного производства и выхлопными газами сотен тысяч автомашин; шум; растущую скученность; трудности передвижения и др. (рис. 9.4)

Рис. 9.4.

Субурбанизация привела к маятниковым миграциям и стихийному расползанию города. Выезду среднего класса на природу поспособствовала не только экология, но и высокие цены на жилье в исторической черте крупного города. Оно стадо не по карману врачам, преподавателям, офисным служащим. Потоки беженцев потянулись за город – туда, где жилье дешевле. За ними последовали капиталы. Цены на жилье в центре поползли вниз. Домовладельцы резко сбавили арендную плату на быстро ветшающее историческое жилье, его теперь снимали только эмигранты, свободные художники, лица неопределенных занятий. Суточная миграция жителей пригородов в города со временем привела к заторам на дорогах, загрязнению атмосферы и окружающей среды, ненужной потере времени и т.д.

Решить проблему загородных пробок и потери времени в пути отчасти помогают, во-первых, перенос офисов, банков, торговых центров и предприятий в пригороды; во- вторых, надомный труд. Компьютеризация позволяет приблизить место работы и место жительства, выполнять трудовые задания, не выходя из дома и пересылая результаты по электронной почте. Человек за компьютером может выполнять работу для фирмы, расположенной на другом конце земного шара. Транспортная проблема, тормозящая процесс субурбанизации, ослабляется, развивается феномен "всемирной деревни".

Отъезд обеспеченных людей за город привел к частичной депопуляции и социальной деградации, например, американских городов: у городских властей сократились средства на содержание полиции, учителей, врачей; возросла преступность, снизилось качество образования в школе (школы не могли готовить высококвалифицированных и хорошо оплачиваемых работников для сферы обслуживания). Увеличилась преступность, распадались семьи, пустели дома, разрушались соседства. Бедняки не могли платить за жилье, росло число бездомных. Депопуляция американских городов увеличила расовое неравенство. В стареющих городах живут старики, бедняки и национальные меньшинства. Бизнесмены и политики принимают социальные программы в пользу пригородов, где они живут, а не городов, которые населяют чуждые им социальные слои . Тенденция последнего времени – обеднение пригородов .

В США количество бедных жителей пригородов в 2006 г. составило 12 млн человек и впервые за все время наблюдения превысило количество бедных в самих городах. Данные исследования, охватывавшего 100 крупнейших американских мегаполисов, показали следующее.

  • 1. Население пригородов растет быстрее, чем население городов, что приводит к естественному росту процента живущих за чертой бедности.
  • 2. В американских предместьях растет экономическое и расовое расслоение общества.
  • 3. Иммигранты предпочитают селиться в пригородах, а не в городах, и доход у них меньше, чем у коренных жителей страны.

В крупнейших городах США процент бедного населения пока остается выше аналогичного показателя для пригородов, но тенденция к изменению соотношения очевидна .

Отношения между городом и его пригородами характеризуют два социальных процесса: субурбанизация – отъезд состоятельных горожан из центра в пригород и джентрификация – их возвращение из пригорода в центр.

Джентрификация – это процесс превращения прежде нефешенебельных индустриальных и иммигрантских районов в престижные кварталы с дорогой недвижимостью. В научный оборот термин "джентрификация" ввела в 1964 г. английский социолог Рут Гласс. Она писала о том, как постепенно рабочий класс вытесняется из мест своего традиционного обитания в Лондоне средним классом. Ветхие бараки, лишенные элементарных удобств, перестраиваются в двухуровневые квартиры (две комнаты наверху, две внизу), которые выглядят не только благопристойно, но даже роскошно.

По времени субурбанизация и джентрификация не совпадают: первая появилась в начале XX в., вторая – в конце того же столетия.

В Америке пригороды существуют более 100 лет, их развитие стало наиболее интенсивным после Второй мировой войны. Ф. Аллен определил пять основных этапов субурбанизации:

  • – первый этап (1900–1920) – жители пригорода ездили в город на трамвае;
  • – второй этап (1920–1930) – широкое распространение личных автомобилей;
  • – третий этап (1930 г. – конец Второй мировой войны) – неравномерное развитие пригородов;
  • – четвертый этап (1950–1960) – в пригородах стали строить дома из сборных конструкций;
  • – пятый этап (1960–1970) – сопровождался миграцией в пригороды коммерческих предприятий.

В 1970–1980-х гг. начался противоположный процесс: строительство в центре американских городов жилых домов улучшенного качества и переселение в них белых семей с высоким уровнем доходов. "Культурное опустошение" исторических центров приостановилось, и начался их ренессанс. Этот процесс распространился почти по всей стране: джентрификация происходит в Нью-Йорке, Вашингтоне, Филадельфии, Рочестере, Дейтоне и Миннеаполисе. Трехмильная зона вокруг делового центра Чикаго – мировой столицы городской социологии – сплошь заселена джентрифицированными районами .

Процесс джентрификации охватил ныне многие развитые страны: средний класс переселяется в бывшие заводские районы, расположенные недалеко от центра, перестраивает ветхий жилой фонд, реконструирует исторический центр, повышая тем самым арендную плату, которую уже не в силах оплачивать рабочий класс, перемещающийся в так называемое социальное жилье.

В нашей стране субурбанизация, переселение имущих слоев за город, началась с опозданием примерно на 100 лет. На первом этапе (конец 1980-х – начало 1990-х гг.) горожане утепляли, расширяли и благоустраивали свои дачные домики, превращая их в подобие коттеджей. На втором этапе (начиная с середины 1990-х гг.) богатые горожане покупали участки земли и возводили загородные особняки на западный манер. Их называли коттеджами .

Французское слово "cottage" первоначально означало сельский, крестьянский домик. В современном западном понимании коттедж – это небольшой, но благоустроенный загородный дом, нечто вроде хорошей дачи. В Финляндии коттедж – загородное жилое строение, которое также используется для отдыха от работы, а в Гонконге – кирпичный трехэтажный дом с балконом на верхнем уровне. Если дачи – это дома для временного проживания в летний период, то коттеджи предназначены для постоянного проживания в любое время года. От дач они отличаются не столько размерами и архитектурой, сколько наличием инженерных коммуникаций, обеспечивающих уровень комфорта как минимум городской квартиры.

Если в Европе коттедж – небольшой дом с прилегающим к нему участком земли, то в России это чаще всего загородный особняк с прилегающим поместьем. В архитектурном отношении первые коттеджи поражали вопиющей безвкусицей, нелепостью дизайна, несоответствием ландшафту. С конца 1990-х гг. архитектурный облик российских коттеджей серьезно изменился, и ныне по дизайну и комфорту они мало уступают заморским дворцам и виллам (рис. 9.5). Сегодня загородный дом – это статусная вещь, своеобразный атрибут делового человека. Основная часть покупателей элитной загородной недвижимости – люди в возрасте старше 40 лет с семьей из четырех-пяти человек, успешные руководители крупнейших компаний с высоким уровнем дохода, люди с одним или несколькими высшими образованиями, с самым взыскательным вкусом.

Со временем портрет покупателя загородной элитной недвижимости молодеет и его доход значительно снижается. Связано это с тем, что появляется альтернатива дорогим поселкам и происходит перераспределение части спроса с городской недвижимости на загородную. Если раньше дача или загородный дом являлись вторым жильем, причем сезонного типа, то теперь учащаются случаи, когда человек приходит покупать дом, продавая квартиру в городе.

Рис. 9.5.

Люди стали понимать, что иметь загородный дом не только престижно. Жить за городом для многих становится нормой жизни. Здесь нет городского шума и городской толпы, больше пространства для досуга, меньше анонимности, чем в городах. Пригороды более гомогенны, ибо вместе селятся люди одинакового образования и социального происхождения. В пригородах появилось то, что раньше было атрибутом города, – театры, дорогие бутики, хорошие рестораны, школы, индустрия развлечений. В сравнении с городом образ жизни в пригородах более домашний, пассивный, замкнутый на семью. Переезд за город, как показывают опросы, для многих оборачивается сокращением, а не расширением контактов и с семьей, и с друзьями.

Загороди ые особняки доставляют россиянам немало хлопот. Во-первых, они дороги при строительстве (от нескольких миллионов рублей до нескольких миллионов долларов), во-вторых, дороги в процессе эксплуатации (от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов в месяц). Здесь часто отсутствует или недостаточно развита инфраструктура, не хватает магазинов и школ, центров развлечений. Тем не менее сегодня в России желающих переехать за город на постоянное место жительства гораздо больше, чем имеющих для этого деньги. Следовательно, можно ожидать и в будущем продолжения загородного строительного бума. Те, кому не позволяют средства, перебираются в загородные таунхаусы – комплекс малоэтажных комфортабельных домов, совмещенных друг с другом боковыми стенами. Обычно на первом этаже такого дома размещаются технические помещения: гараж, сауна, котельная, подсобки, на втором этаже – кухня и гостиная, на третьем – спальни, детские комнаты и рабочий кабинет. Каждый из таких домов имеет свой вход, иногда небольшой палисадник. Жители большинства коттеджных поселков уже обеспечены магазинами, спортивными клубами и ресторанами, но инфраструктуры, в частности детских садов и школ, пока не хватает.

Джентрификацию в нашей стране нельзя считать новомодным явлением, поскольку селиться в престижных квартирах городского центра предпочитали еще в советские времена партийные руководители и чиновники. В 1990-е гг. переселяться в центр и благоустраивать квартиры начали "новые русские". За последние 20 лет не только в Москве, но и в других городах России местные власти разработали и внедряют широкие программы по реконструкции и обновлению строений в прежде нефешенебельных городских кварталах. Жилье сдается па коммерческой основе, а приобретать его могут только очень богатые люди.

К понятию субурбанизации близко понятие рурбанизация – урбанизация деревни и ее городское обустройство. Это не переезд людей, а "переезд" в село городской инфраструктуры: перенос в сельскую местность форм хозяйственной деятельности, характерных для городов, в том числе промышленности, сферы обслуживания и др.

  • См.: Lees L. Gentrification in London and New York: an Atlantic gap? // Housing Studies. 1994. № 9 (2). P. 199–217.
  • 3. Перемещение в пригород предприятий розничной торговли и фирм сферы услуг

    1. Перемещение в пригород производственных предприятий

    В традиционном моноцентрическом городе экономическая деятельность концентрировалась в ЦДР. Именно здесь концентрировалась работа и магазины. Современные города полицентричны – значительная часть работы в них сосредоточена в пригородных районах. Люди меньше нуждаются в городе-центре как месте занятости и торговли. Рассмотрим как произошло это превращение.

    Перемещению в пригороды производственных предприятий способствовало несколько причин. Во-первых, появление автотранспорта на внутригородских линиях грузоперевозок. На рубеже XIX-XX веков перевозки осуществлялись городским транспортом. Предприятия стали переходить в разных странах на автотранспорт в1910-1920-х годах. Известно, что производство стремится в пригороды, где ниже уровень заработной платы. Однако, этому препятствуют высокие издержки по транспортировке продукции до транспортного узла. Автоперевозки значительно дешевле гужевых перевозок, поэтому производство стало перемещаться в пригороды. В результате появления автотранспорта на линиях внутренних перевозок функция земельной ренты производственных предприятий становится положе (Рис.5-1,262). Предприятия начинают выигрывать спор за землю у жилой застройки и площадь промышленного района расширяется. Спрос на труд растёт, что приводит к росту заработной платы и сдвигу функции ренты под жилищное строительство вверх, а функцию ренты производственных предприятий вниз. Так продолжается до тех пор, пока на рынке труда и земли не восстановится общее равновесие.

    Во-вторых, спустя ≈ 20 лет после появления грузовика производственные предприятия стали использовать его для междугородних перевозок. Со временем грузовик стал конкурировать в этом качестве с железнодорожным и водным транспортом. Предприятия, использующие автотранспорт, менее привязаны к конечным железнодорожным станциям и портам в центре городов и перемещались ближе к междугородним шоссейным дорогам.

    В-третьих, новые производственные технологии – такие как сборочные линии и использование при транспортировке автопогрузчиков – заставили фирмы перейти от традиционных многоэтажных производственных зданий к одноэтажным заводам. В связи с большим использованием земли заводы стали перемещаться в пригороды, где земля дешевле.

    В-четвёртых, для некоторых фирм пригородный аэропорт заменил собой центральный транспортный узел, на который они ориентировались ранее.

    2. Перемещение в пригороды населения

    В последнее столетие во всех странах мира отчётливо проявилась неуклонная тенденция к сглаживанию плотности заселения городов. Градиент средней плотности населения уменьшается. Иными словами, по мере удаления от центра города на 1 км плотность населения снижается, но уже не так быстро, как в прошлом. Формированию этой тенденции способствует ряд причин.

    1. Рост уровня реальных доходов. Влияние растущих реальных доходов сказывается двояким образом. Во-первых, возникает эффект альтернативной стоимости – чем богаче человек, тем выше для него альтернативная стоимость трудовой миграции. Этот эффект побуждает человека селиться ближе к центру города. Во-вторых, возникает потребительский эффект – по мере роста богатства человек увеличивает спрос на землю, как и на любое другое полноценное благо. Рост дохода ведёт к увеличению размера участка, притягивая домохозяйства к недорогой пригородной земле.

    2. Снижение издержек на трудовую миграцию. За последние 150 лет технический прогресс привёл к значительному снижению денежных и временных издержек на трудовую миграцию.

    3. Отрицательные стороны жизни в центре города. Сюда можно отнести такие факторы как: ухудшение состояния жилого фонда в центре города; нежелание жить рядом с бедными; Бюджетно-финансовые проблемы в центре города; высокий уровень преступности; недостаточное качество образования; загрязнённость и шум.

    4. Значительная часть работников последовала в пригороды за своими предприятиями. В полицентрическом городе работники ездят на работу по кольцевым пригородным автодорогам в пригородные субцентры.

    5. На выбор места жительства влияет целый ряд факторов государственной политики. Во-первых, сюда относятся все меры государства, способствующие росту спроса на жильё (жилищные сертификаты, субсидии, программа ипотечного кредитования). Такие меры способствуют развитию пригородов, потому что повышают спрос на жильё и привлекательность пригородов, где жильё относительно дёшево. Во-вторых, строительство сети автомобильных дорог привело к снижению издержек, связанных с маятниковой миграцией и, соответственно, к росту привлекательности пригородов.

    3. Перемещение в пригород предприятий розничной торговли и фирм чферы услуг

    В основе процесса перемещения предприятий розничной торговли в пригород лежит три важнейших причины. Во-первых, эти предприятия последовали в пригород за своими потребителями. Предприятия розничной торговли представляют собой типичные рыночно-ориентированные фирмы, в основе решений о размещении которых лежит исключительно соображение доступности для клиентов. Производственные издержки при этом могут не приниматься во внимание, поскольку факторы для развития таких предприятий имеются повсеместно. В соответствии с теорией центрального места такие предприятия будут располагаться в центре зоны торгового обслуживания. Размеры рынка сбыта определяются эффектом масштаба, имеющимся в распоряжении фирмы и транспортными издержками, с которыми сталкивается клиент при посещении такой фирмы. Согласно этой теории для города может оказаться достаточно только одного ювелирного магазина, но в нём будет существовать большее количество музыкальных магазинов и ещё большее количество пиццерий. Если эффект масштаба невелик относительно плотности спроса (произведения спроса на душу населения на плотность населения), то зоны торгового обслуживания относительно малы. Такая фирма последует за своими покупателями в пригород. Фирма с большим эффектом масштаба вовсе не обязательно последует за своими покупателями.

    Во-вторых, привязанность к центру города ослабил автомобиль, который пришёл на смену радиальной трамвайной сети. Ранее пригородный магазин был не в состоянии выжить именно из-за дороговизны поездок по территории пригородов – у него было мало покупателей. Использование автомобиля снижает стоимость поездок в пределах жилого района.

    В-третьих, население городов возрастает. Это приводит к тому, что эффект масштаба, имеющийся в распоряжении отдельных магазинов, исчерпывается и возникает необходимость в появлении нового магазина, приближенного к своим покупателям.

    Факторами, вызывающими перемещение в пригород фирм сферы услуг, являются достижения в области связи, позволившие снизить издержки на передачу данных, голосовой информации и сообщений. В связи с этим некоторые виды деятельности стали менее зависимыми от личных контактов. В связи с этим привлекательность ЦДР снижается.

    Что такое субурбанизация, и где она отмечается? 5. Перемещение населения из переуплотненных центральных частей городов в пригороды, расположенные в экологически более чистой среде, где больше свободных земель. Туда переселяется относительно богатое население. Вокруг крупных городов развитых стран.

    Вопросы 1
    1. Численность населения Китая примерно в 10 раз больше числен¬ности населения Бангладеш, а плотность населения в 6,5 раза меньше. Во сколько раз площадь Китая больше площади Бангладеш?
    2. Назовите известные вам крупнейшие мегалополисы мира.
    3. Одна из агломераций, претендующих на звание крупнейшей в мире (30 млн жителей), расположена на острове. Назовите централь¬ный город агломерации и остров.
    4. Самый высокий небоскреб Западного полушария имеет 110 этажей и достигает высоты 447 м. Где он находится?
    В Нью-Йорке;
    В Сан-Паулу;
    В Чикаго.
    5. Что такое субурбанизация, и где она отмечается?
    6. Какие формы сельского расселения вы знаете?
    7. Что такое эмиграция?
    8. Что такое «утечка умов»? Приведите примеры.
    9. Какие бы вы могли выделить виды внутренней миграции, исходя из географических направлений переселения?
    10. Какие причины приводят к появлению беженцев? Приведите примеры беженцев, перемещающихся внутри страны.

    Ответы 1
    1. В 65 раз (если точно, не округляя цифр, то в 62).
    2. Босваш (Бостон - Вашингтон),Токио - Осака, Рейнский, Сан-Сан (Сан-Франциско - Сан-Диего).
    3. Токио. Хонсю.
    4. В Чикаго.
    5. Перемещение населения из переуплотненных центральных частей городов в пригороды, расположенные в экологически более чистой среде, где больше свободных земель. Туда переселяется относительно богатое население. Вокруг крупных го¬родов развитых стран.
    6. Групповое (деревни, села), хуторские или фермерские.

    8. Переезд высокообразованных специалистов из стран с низким уровнем жизни в страны с высоким уровнем. В развитые страны Запада из развивающихся стран.
    9. Переселение людей из сельской местности в города, из малых городов в большие, из крупных городов в пригороды, со староосвоенных территорий во вновь осваиваемые районы страны, из районов Севера в центральные районы и др.
    10. Войны, другие вооруженные конфликты, этнические конфликты, эпидемии, экологические катастрофы, преследования на национальной и религиозной почве. Беженцы из Чечни - на остальную территорию России, беженцы из Косова - на остальную территорию Югославии (в настоящее время сербы), в Албанию и страны Западной Европы (недавно - албанцы).

    Вопросы 2
    1. В многоэтажном доме длиной 125 ми шириной 16 м живет 1500 человек. Какова здесь плотность населения? Имеет ли географический смысл этот показатель? Почему?
    2. Назовите известные вам крупнейшие агломерации мира.
    3. Мегалополис, претендующий на звание крупнейшего в мире и насчитывающий 60 млн жителей, расположен на острове. Назовите мегалополис и остров.
    4. Самый высокий небоскреб Восточного полушария имеет 88 этажей и достигает высоты 450 м. Где он находится?
    в Куала-Лумпуре; в Сингапуре; в Пхеньяне.
    5. Что такое ложная урбанизация и где она отмечается?
    6. Какие формы сельского расселения преобладают в переселенческих странах?
    7. Что такое иммиграция?
    8. Что такое этническая эмиграция?
    9. Какие вы могли бы выделить виды внешней миграции, исходя из побудительных причин переселения?
    10. Какие причины приводят к появлению беженцев? Приведите примеры беженцев, перемещающихся между государствами.

    Ответы 2
    1. 750 ООО чел./км2. Этот показатель не имеет географического смысла, так как существуют еще обширные пространства между домами.
    2. Токио, Сан-Паулу, Нью-Йорк, Калькутта, Бомбей, Рио-де-Жанейро.
    3. Токио - Осака. Хонсю.
    4. В Куала-Лумпур.
    5. Рост численности городского населения из-за притока беднейших слоев, образование трущобных районов с фактически сельским укладом жизни. На перифериях крупных городов развивающихся стран.
    6. Рассеянное: чаще всего - фермы.
    7. Выезд на постоянное место жительства из одной страны в другую.
    8. Въезд на постоянное место жительства лиц определенной национальности из определенной страны - обычно в страну, где они принадлежат к титульной нации. Например, немцы - из России и Казахстана (в Германию).
    9. Переселение людей из страны в страну на заработки (временно и постоянно), по политическим мотивам, в лучшие экономические условия, из районов вооруженных конфликтов (беженцы), этничес¬кая миграция, репатриация (возвращение на родину из эмиграции) и др.
    10. Русские беженцы из Средней Азии в Россию, из Афганистана в сопредельные государства, из Руанды и Бурунди в Конго (Киншаса),из Абхазии в Грузию, из Азербайджана в Армению и др.

    Перебазирование или консолидация производства

    Перемещение или консолидация производства, как правило, связано с желанием компании поддержать рост бизнеса, снизить эксплуатационные расходы, привлечь новое управление, или по другим стратегическим причинам. Тем не менее, многие компании недооценивают значительные финансовые и операционные риски, связанные с таким предприятием, состоит ли оно из переезда через весь город, в другой город или за рубеж. Перемещение рабочего производства сопряжено с различного рода трудностями, так например, перебазировать станок , уже давно введенный в эксплуатацию на производстве довольно не простая задача. В данной статье будут рассмотрены некоторые из рисков, а также даны рекомендации, чтобы минимизировать эти риски.

    Мотивирующие факторы

    Перемещение факторов производства - решение перенести все или часть операций компании, как правило, инициируется ожидаемым ростом материального или снижения доходов и / или ожидаемого производства и операционных улучшений. Основываясь на нашем опыте, перечислены следующие несколько наиболее распространенных причин для переезда объекта:

    Недостаточный размер предприятия, чтобы воспользоваться возможностями роста;
    Уменьшение массы операций;
    Более низкие затраты на оплату труда / производства;
    Близость к каналам распределения;
    Возможность для государственных стимулов;

    Факторы риска

    Перемещении организации производства представляют определенные, присущие к этому проблемы, которые должны быть поняты, как часть процесса принятия решений:

    Потеря персонала - большинство компаний, в первую очередь, рассматривают вопросы сохранения мест для высшего руководства, однако они недооценивают влияние потери обоих работников среднего менеджмента, которые имеют глубокие знания важнейших эксплуатационных проблем, а также потерю квалифицированной рабочей силы (где скорость удержания, как правило, ниже). Отношения "ключ-клиент и вендор" могут быть нарушены в связи с потерей этих сотрудников. Кроме того, новые сотрудники неизменно подвержены значительной кривой обучения, и компания часто испытывает более высокую скорость оборота в период после переезда;

    Информационные технологии - функция ИТ является неотъемлемой частью любой операции и имеет решающее значение для обеспечения плавного перехода операций на новое место. Значительное время и бюджет, необходимые для обеспечения системы могут быть успешно переведены и перезапущены в новом месте. Неспособность решить критические проблемы ИТ до переезда может парализовать операции, от получения и доставкм до отгрузки и выставления счетов;

    Перемещение производства и установка оборудования - это зачастую является одним из самых сложных элементов в материально-техническом отношении одного переезда. Проблемы, которые мы наблюдали, включают:

    Неправильная установка или повреждения при транспортировке приводит к значительному простою начального и / или проблем качества продукции в новых помещениях;
    Плохая новая схема установки может привести к неэффективности и снижения производительности на начальном этапе. Переезд производства и адаптация к новой компоновке может быть особенно сложным делом, если компания не сохраняет опытных менеджеров производства на новом месте;
    Инфраструктура нового завода может оказаться недостаточной для поддержки производственного оборудования. Требуется не только перевезти станок, но и все сопряженные с ним сопутствующие инфраструктуры. Перебазирование техники и ввод в эксплуатацию на новом месте затребует все ступени производственного и утилитарного процесса. Например, электроснабжение, канализация и удаление отходов может быть недостаточным на новом месте и может потребовать значительных инвестиций для модернизации.

    Трудности в управлении запасами - аналогичные перемещения оборудования и установка на новом месте трудная задача в том плане, что перемещение организации затребует инвентаризации на новом складе и может представлять значительные трудности. Неадекватность системы для отслеживания движения запасов может привести к росту затрат, снижению скорости заполнения, и потери продукта.

    Операционные и финансовые последствия

    Неспособность решить операционные риски, связанные с переездом, может привести к серьезным последствиям для деятельности компании и в конечном счете к его печальному исходу в финансовом положении. Это можно увидеть в следующих областях:

    Спад производительности - потеря опытного персонала, утрата боевого духа, время простоя оборудования, и / или не решенных вопросов ИТ может способствовать значительному снижению продуктивности и производства на новом месте. Производственная неэффективность часто приводят к снижению ставок заполнения клиентов, потерянным продажам и недовольству клиентов. Это часто приводит к увеличению сверхурочных и временных затрат на оплату труда и дорогостоящих ускорено судоходных альтернатив компенсировать задержки производства;

    Вопросы качества продукции - набор неопытных сотрудников и устранение проблем с новыми или перемещенным оборудованием может привести к временному снижению качества продукции;

    Отсутствие преемственности в ключевых функциях поддержки - оборот ключевых сотрудников службы поддержки может привести к задержкам в выставленных счетов и товаров (в результате деформации требований оборотного капитала) и невозможности получения информации на своевременной основе (возможно, задержка выявления проблем на новом месте);

    Поврежденные взаимоотношения с клиентами - непоставка, просроченные поставки, большие сроки поставки, повышение доходности, и отсутствие преемственности от потери торговых агентов могут напрягать отношения с клиентами и может привести к постоянной потере ключевых клиентов. Компании зависящие от концентрации клиентов подвергаются риску значительного спада продаж в результате плохо выполненного перемещения.

    Стратегии минимизации рисков

    Подробный комплексный план перемещения производства должен быть разработан за долго до дня "Х", согласован, хорошо управляем и осуществляется должным образом, чтобы минимизировать потенциальные риски. Следует учитывать следующее:

    Планирование - специальная группа созданная из компании (включая высшее руководство) должна быть назначена для управления всеми аспектами движения. Компания должна рассмотреть вопрос о найме профессионального консультанта для консультирования и, при необходимости, управления всем процессом для новых сотрудников. Это не процесс, который может быть выполнен на основе частичной занятости;

    Сроки и графики должны быть установлены и контролироваться для завершения всех задач, некоторые из которых являются взаимозависимыми друг от друга. Кроме того, могут быть длительные сроки для поставки необходимого оборудования и услуг. Кроме того, компания должна учитывать, когда именно движение должно происходить в течение года, потому что это может создать трудности во время напряженного сезона для компании;

    Связь - о перемещении производства должно быть сообщено соответствующим сотрудникам, поставщикам и клиентам, чье сотрудничество имеет решающее значение:

    Управление должно общаться с сотрудниками, чтобы свести к минимуму неопределенности и слухи, которые влияют на моральный дух и удержание персонала. Сотрудники будут более удовлетворены, если они участвуют в процессе, и их проблемы в настоящее время рассматриваются. Кроме того, руководство должно говорить с персоналом на всех уровнях, чтобы понять, какие будут ожидаемые потери персонала. Этот шаг может оказаться невозможным, если ключевые сотрудники отказываются менять место жительства;
    Поставщики должны быть уведомлены, чтобы координировать поставки сырья в период переезда. Это особенно важно, если инвентаризация застопориться в ожидании переезда, чтобы обеспечить доступность материалы для дополнительного производства или сбыта;
    Связь с клиентами очень важна, потому что они должны быть осведомлены о предстоящей нагрузке на ресурсы. Если есть возможность ускорить платежи от них или организовать поставки с опережением сроков поставки запланированных во время переезда - это большой плюс.

    Наращивание инвентаря - наращивание запасов до переезда позволяет компании избежать потери от продаж и пропущенных сроков поставки, которые должны возникать из-за задержки производства. Компании должны оценить, насколько это возможно с учетом существующих ограничений возможностей и имеющихся оборотных средств;

    Параллельные операции - из-за потенциальных проблем, которые могут возникнуть на новом месте, компаниям следует рассмотреть возможность запуска различных производств параллельно в течение некоторого периода времени, если это возможно, до тех пор пока новое место не будет правильно структурировано. Это может свести к минимуму влияние проблем и задержек на новом месте, пока вопросы переселения решаются;

    Планируемые расходы - рассчитывая бюджет переселения, следует учитывать влияние снижения производительности, более высокие эксплуатационные расходы, а также потенциальное замедление доставки, выставления счетов и продукции. Кроме того, расчет должен быть основан на реальных затратах для переезда, найма, путешествия, обучения сотрудников, не забудьте про консультационные услуги, а также прочие расходы по мере необходимости. Могут возникнуть многие не бюджетированные затраты, пока движение прогрессирует, если должным образом не удалось сделать это быстро.

    Другие элементы, которые следует рассмотреть:

    Переселение, как правило, влияет на время закупок для сырья от поставщиков и товаров, отгруженных покупателям;
    Требуется рассмотрение влияния всех процессов на стоимость товаров, реализованных компонентов и возможных изменений стандартных расходов.

    Есть серьезные риски, связанные с перемещением производства и корпоративным переездом, которые могут существенно повлиять на операционную деятельность и финансовые результаты. Непредвиденные расходы, потеря ключевого персонала, поврежденные отношения с клиентами, поставщиками и сотрудниками, а также другие проблемы могут привести к негативным последствиям для компании. Многие компании могут быть значительно ослаблены, временно или постоянно, в результате жестокого планового переселения.

    С середины XX в. в развитых странах Западного мира стал наблюдаться процесс переселения обеспеченной части населения из центров крупных городов в пригороды. Многочисленные попытки решить проблемы современного города оказались малоэффективными. Результатом этого стало массовое бегство из городов в пригород и появление новой реальности столетия - феномена субурбанизации .

    Специалистами отмечается, что миллионы людей во всём мире стремятся за пределы города, пытаясь возродить преимущества деревенской жизни на окраине города. Вот уже несколько десятилетий растут не сами города, а главным образом их пригороды. Так называемая субурбанизация, проблема второго жилища, индустрия массового отдыха, “эпидемия” садовых участков - всё это разные аспекты “антиурбанистской” тенденции, неприятия города в его современном воплощении, отказа от мегаполиса как модели будущего расселения на земле .

    Начиная с 70-х г. об этом явлении стали много писать: “В США считается прогрессивным путём развития - субурбанизма - переселение состоятельных слоёв населения в пригороды. Идёт строительство малоэтажных пригородов и новых городов”. В Лос-Анджелесе, например, наблюдается “мощное перемещение в пригороды, перемещение туда центров обслуживания населения, мест приложения труда”.

    В Нью-Йорке происходит “сокращение офисных учреждений в центре и перемещение их на периферию” . Общей тенденцией в городах Британии стало положение, когда “бедные люди остаются в центре города, а богатые - покидают его. Старики и молодёжь ещё живут в центре и внутри городов, растущие семьи - вне города” . Лондон в 70-х гг. каждый год терял по 100 тыс. населения. За 10 лет здесь потеряно 400 тыс. рабочих мест. Внутренние районы Манчестера за 15 лет (в 60-70-е гг.) потеряли 20 % своего населения, Ливерпуля - 40 % . Это явление продолжается и в наше время. В современном Париже идёт медленный и устойчивый процесс уменьшения населения. Горожане и рабочие места перемещаются в пригород, где более дешёвая земля, жильё и лучшая экология.

    Многие компании переводят свои офисы и предприятия в пригороды. Этому способствует развитая транспортная инфраструктура .

    Вследствие этих процессов в развитых странах Запада ведётся активное строительство пригородных посёлков и жилых районов, имеющих застройку, преимущественно состоящую из блокированных и индивидуальных жилых домов с индивидуальными участками земли.
    Продолжающиеся сегодня субурбанистские тенденции в значительной мере способствует развитию методов архитектурной экологии, которые как раз призваны сделать места проживания более экологичными и приближёнными к природе.

    В России этот процесс приобрёл своеобразные черты. У российских граждан тоже проявляется потребность жить “поближе к природе”, но по причине общего невысокого уровня жизни, она привела к массовому строительству силами горожан своих “вторых жилищ” за городом - к дачному строительству и возделыванию садово-огородных участков. Специалистами отмечается в России “беспрецедентный в мировой практике” масштаб этого явления . В этом можно увидеть признаки специфического российского варианта субурбанизации. Однако в начале 90-х гг. с началом экономических реформ в российских городах поднялась волна коттеджного строительства, вокруг городов стали возникать строящиеся коттеджные посёлки, которые создавались уже как место основного жительства для состоятельной части населения.

    Но в силу больших сложностей, возникших с созданием инженерной и транспортной инфраструктуры на месте этих новостроек, а также отсутствия кредитования индивидуального строительства, данный процесс постепенно замедлился и почти сошёл на нет. Сейчас только наиболее состоятельная часть горожан строит для себя загородное жильё.

    Процессам субурбанизации в России, кроме препятствий экономического характера, мешает и слабое развитие инфраструктуры. В Европе, имеющей развитую сеть дорог при развитой автомобилизации населения, жизнь за городом становится более предпочтительной чем в центре крупного города. В России же, где дорожная сеть развита значительно слабее и группируется в основном вблизи крупных городских агломерацией, жить за городом становится не всегда удобно и выгодно. Тем не менее, устойчивая потребность иметь основное жилище среди природного окружения у горожан имеется.

    При развитии сети дорог и стабилизации экономической ситуации можно ожидать постепенное развитие процесса субурбанизации и в России. Жизнь за городом станет тогда доступной не только для богатой части населения, но и для людей со средним достатком.
    Потому, вероятным сценарием развития системы расселения городских агломераций России в ближайшие десятилетия может стать процесс разукрупнения крупных городов и отток населения в пригород.

    При этом будут строиться пригородные посёлки и жилые районы малоэтажной застройки, при создании которых могут быть успешно использованы подходы и методы архитектурной и градостроительной экологии.

    Случайные статьи

    Вверх