Проблемы развития малого предпринимательства в рф. Анализ проблем малого бизнеса в россии. Актуальные проблемы малого предпринимательства

В России в последние годы одной из наиболее острых проблем стоит проблема активизации малого бизнеса, которая привлекает внимание, как ученых-аналитиков, так и простых граждан. Малое предпринимательство – это ведущий сектор экономики, который определяет структуру ВНП, а так же темпы экономического роста. Большое число предпринимательских организаций, функционирующих в экономической среде – необходимый фактор эффективной работы рынка. Создание благоприятных условий для создания малого бизнеса и его развития, дает населению возможность получения дохода, а государству – налогов.

В экономическом хозяйстве каждой страны предпринимательству уделяется особое значение. Этот вид деятельности влияет как на общий экономический рост, так и в некоторой степени помогает государству решать определенные социальные проблемы.

По сравнению с крупным производством, развитие малого предпринимательства имеет ряд положительных особенностей: структурно перестраивает экономику; предоставляет дополнительные рабочие места; быстро реагирует на изменение покупательского спроса; достаточно быстрая окупаемость затрат; свобода выбора на рынке. Малое предпринимательство помогает избежать территориальной монополии, увеличить конкуренцию и повысить насыщенность рынка товарами и услугами. Этот вид бизнеса имеет большие возможности в области трудоустройства населения, а так же имеет возможность вовлечь «рабочие резервы», которые не могут использоваться крупными видами бизнеса из-за его особенностей. Это инвалиды, студенты, школьники, пенсионеры, которые могут работать после своих основных занятий, чтобы получать дополнительную прибыль.

Всё это делает малый бизнес важной составляющей в развитии экономики любого государства. В России эта сфера экономики до сих пор испытывает достаточно много трудностей и проблем. Как отметил Президент Российской Федерации на Заседание Государственного совета по вопросам развития малого и среднего бизнеса 7.04.2015, малый и средний бизнес развивается по-прежнему медленно. Его вклад в ВВП страны не превышает 21 процента, в то время как в других странах с развитой экономикой это доля 50 и более процентов .

Малое предпринимательство имеет высокую зависимость от внешней среды и имеет ряд факторов, общеэкономического и организационного характера которые сдерживают его развитие.

Во-первых, для открытия своего бизнеса нужен стартовый капитал, поэтому одной из остро стоящих проблем является проблема финансирования и кредитования. Если оценивать экспертные данные, то всего лишь 30% из предпринимателей, имеющих потребность в кредите, получили его, а если рассмотреть микрокредиты, которые даются в сумме до 300 тысяч рублей, то здесь одобрено всего 10%. Тем не менее, даже если кредит и удалось получить, то предприниматель постоянно чувствует себя должным банку из-за высоких процентных ставок. Но на сегодняшний день можно говорить и о плюсах, которые происходят по мере развития сектора кредитования малого предпринимательства. Банки, накапливая опыт работы именно в этой сфере, уже точнее оценивают степени рисков и стараются смягчать процедуры кредитования, уменьшая процентные ставки и сроки погашения кредитов .

Во-вторых, еще одной из проблем, которая до сих пор стоит перед предпринимателями, это постоянный надзор со стороны государственных контролирующих органов: инспекции по торговле, трудовой инспекции, налоговой инспекции, полиции, органов стандартизации, сертификации и метрологии, органов по лицензированию, санитарного надзора и многих других.

Таблица 1

Объем портфеля кредитов малому бизнесу

Наименование банка

Объем портфеля кредитов по малому бизнесу, млн. руб.

Темпы прироста за 01.07.2015-01.07.2016, %

ПАО Сбербанк

АО «Россельхозбанк»

ВТБ 24 (ПАО)

ПАО «МИнБанк»

ПАО «АК БАРС» БАНК

ПАО «Татфондбанк»

ТКБ БАНК ПАО

ОАО КБ «Центр-инвест»

Причем некоторые штрафы, которые накладываются этими государственными органами, настолько велики, что оказываются непосильными для предпринимателя и оказывают многочисленные негативные последствия, вплоть до закрытия самого предприятия. Ведь избежать всех прописанных в правилах и нормах нарушений в настоящей жизни практически невозможно. Пока что единственным выходом из этой ситуации может быть только знание предпринимателем всех своих обязанностей и норм проведения проверок каждым из государственных органов.

В-третьих, следующая проблема, которая также сильно ограничивает возможности предпринимателей – это высокое налоговое бремя. Не смотря на то, что не так давно ввели упрощенную систему налогообложения, проще предпринимателю от этого не стало. Хоть организация освобождается от целого ряда налогов, таких как НДС, на прибыль и имущество, вместе с этим налагаются и ограничения: запрет на занятие некоторыми видами деятельности; ограничения в количестве работников; запрет на открытие филиалов. Все это очень сильно сужает возможности для расширения бизнеса. Поэтому все большее количество предпринимателей отказываются от этого вида деятельности.

Еще одной из преград, стоящей на пути оказания помощи малом бизнесу, является недостаток единой инфраструктуры, которая бы обеспечивала деятельность этих предприятий. На данный момент крупные предприятия имеют возможность сами создать себе инфраструктуру (центры, юридические отделы и т.д.), а малые предприятия не могут. Поэтому, чтобы они могли конкурировать с более крупными организациями и не попадать в сложные ситуации, у распорядителя малого бизнеса должна быть возможность посоветоваться с квалифицированным юристом, произвести различные исследования в области экономики и бизнеса, а также сбывать свой товар по общей торговой сети. Для этого существует инфраструктура поддержки, которая на доступных условиях помогает предпринимателям по различным интересующим их вопросам. Однако, деятельность этой организации практически не приносит прибыли, поэтому, чтобы осуществлять грамотную, квалифицированную помощь ей нужна государственная поддержка, а также поддержка областных и местных органов. Поэтому еще одной из задач можно выделить – создание единой инфраструктуры для поддержки малого бизнеса в области и на местах. Особенностью данного вида предпринимательства является то, что ему необходима инфраструктура, направленная на его поддержку (Рис.1).

Рисунок 1. Схема функционирования системы поддержки малого предпринимательства.

Еще одной проблемой, стоящей перед малым бизнесом, является недостаток квалифицированного персонала. В конкурентных условиях специалистов с высоким уровнем знаний заполучают большие компании, которые могут предложить более выгодные условия, в виде большей зарплаты и социальных пакетов. Так как все организации работают в динамичной среде, в которой информация меняется довольно часто, то самому предпринимателю нужно следить за изменениями в своей рабочей сфере и уметь грамотно организовать рабочий процесс. Для этого необходимо повышать квалификацию не только работников, но и собственную. Поэтому для всех организаций эта проблема является актуальной. Повысить уровень знаний своих специалистов можно также путем проведения тренингов, консультационных услуг, а так же дистанционного обучения.

Государство, учитывая все аспекты, связанные с ведением малого бизнеса, предприняло ряд мер, на развитие этого вида предпринимательства:

  • в области контроля над ведением малого бизнеса установлено ограничение в плане проверок на срок на 3 года, что является одной из наиболее ярких перспектив. Т.е. введен Единый реестр проверок, который будет осуществляться раз в 3 года, и план будет размещаться на сайте в сети Интернет;
  • в области налогов введены послабления. Начиная с 2015-2020 гг. для ИП могут вводиться «налоговые каникулы», а так же в период 2015-2018г по решению правительства не должны меняться меры сбора и учета налогов;
  • так же понижены штрафы, что благоприятно воздействует на предпринимателей;
  • создание на базе МФЦ с 2016г единой консультационной базы для малых и средних предприятий.

Для развития бизнеса, помимо государственных программ и услуг, существуют и другие подходы в виде семинаров, форумов, методических программ и т.д.

Даже в нынешних условиях со сниженной покупательской способностью, санкционных запретов, есть возможности развить свой бизнес и реализовать свои замыслы, касающиеся предприятия. Нужно реализовывать программы экспорта и импортозамещения, что позволит делать прогнозы на будущее развитие бизнеса.

Тем не менее, не смотря на сложившиеся условия со странами Запада, Россия все же улучшила свои позиции по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса (Рис. 2), (Табл. 2) .

Таблица 2

Показатели степени благоприятности условий для ведения бизнеса

Во многом именно политика государства влияет на деятельность малых и средних предприятий. Важным шагом государства в области поддержки малых предприятий является принятие «Долгосрочной стратегии развития малого и среднего бизнеса в России до 2030г». Эта программа направлена на то, чтобы обеспечить прозрачность рыночных отношений, в том числе и ведения самого бизнеса, снизить барьеры, стоящие перед предпринимателями, обеспечить стабильные правила «рыночной игры».

По намеченному плану реализация этой стратегии будет проходить в три этапа. Так же создана Федеральная корпорация для поддержки малого и среднего предпринимательства. Деятельности этой организации будет направлена на поддержку данного вида бизнеса, в том числе в области инвестирования. Еще одним шагом навстречу является введение запретов на рост налогов и ставок по взносам до 2018г. Ведется работа по созданию единой инфраструктуры для помощи предпринимателям.

Хоть сейчас экономика России и находится в трудном положении, но есть большие перспективы для выхода из этой ситуации. И только время покажет нам, насколько государственные меры по поддержке малого и среднего предпринимательства окажутся эффективными, чтобы обеспечить как количественный, так и качественный рост этого вида бизнеса, для реализации в экономическом пространстве.

Список литературы:

  1. Волкова И. А., Попова А. Ю.Современные проблемы малого и среднего бизнеса в России // Концепт.–2016.–Спецвыпуск No04.–ART76051. –0,6п. л.–URL: http://e-koncept.ru/2016/76051.htm. –ISSN2304-120X (дата обращения 4.12.16)
  2. Королюк Е. В. Рейтинговый анализ условий ведения бизнеса в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1451–1455. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96208.htm. (дата обращения 4.12.16)
  3. Официальный сайт Президента России. Заседание Государственного Совета по вопросам развития малого и среднего бизнеса. 7 апреля 2015 г. -URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/49214. (дата обращения 4.12.16)
  4. Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА): Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://static2.banki.ru/ugc/ad/ad/0e/0e/Kreditovanie_malogo_i_srednego_biznesa_v_Rossii.pdf. (дата обращения 4.12.16)

Субъекты малого бизнеса — небольшие компании и частные предприниматели — сталкиваются с рядом проблем, которые характерны только для этого сегмента экономики.

Поскольку сектор малого бизнеса участвует в образовании новых рабочих мест, создании здоровой конкурентной среды, формировании дохода в государственный бюджет и исполнении потребностей регионального рынка.

Актуальные проблемы малого предпринимательства

В 2017 году доля малого бизнеса в ВВП России составила менее 20%. В то время как в США этот показатель равен 53%, в Канаде — 43%, в Великобритании — 40%. Из этого следует, что в России не самые благоприятные условия для индивидуальных предпринимателей и компаний, где численность работников не превышает 100 человек.

Такая ситуация обусловлена рядом проблем:

  • несовершенство законодательной базы (незащищенное положение индивидуальных предпринимателей, постоянные изменения хозяйственного и налогового законодательства);
  • дефицит стартового и оборотного капитала (сложный процесс субсидирования, низкий % одобрения заявок на кредитование малого бизнеса коммерческими банками);
  • дефицит коммерческих помещений (малое количество предложений по аренде производственных площадей в совокупности с ее высокой стоимостью);
  • отсутствие доступа к федеральным и муниципальным заказам (малый бизнес не в силах конкурировать с субъектами крупного предпринимательства);
  • монополизация отдельных сегментов отечественного рынка;
  • невысокий уровень доходов населения (целевая аудитория малого бизнеса — население низшего и среднего класса — не в состоянии оплачивать товары/услуги по стоимости, покрывающей издержки предпринимателя).

Несмотря на то, что ежегодно обновляются федеральные программы по развитию малого бизнеса, предприниматели относятся к ним скептически. Большая часть проблем так и не находит своего решения.

Скрытые проблемы

Помимо очевидных трудностей в сегменте малого предпринимательства есть несколько скрытых проблем, тормозящих его развитие. Их можно отнести к разряду социальных. К наиболее острым относится некомпетентность предпринимателей и отрицательный имидж малого бизнеса среди населения.

В отечественных ВУЗах специальности по основам предпринимательства появились только в начале 2000-х. До этого начинающие бизнесмены при организации своего дела руководствовались лишь предпринимательским чутьем. Но, даже не имея таланта, всему можно обучиться. Поэтому при развитии образовательной базы и содействии властей в решении ключевых проблем предпринимательства, можно рассчитывать на рост доли малого бизнеса в объемах ВВП страны.

Из-за того, что во времена СССР предпринимательская деятельность называлась «спекуляцией» и попадала под уголовную ответственность, она приобрела плохую репутацию. Малый бизнес жестко ограничивался властями, диктовавшими условия труда. И, несмотря на то, что в постсоветский период ситуация изменилась, среди старшего поколения до сих пор бытует стереотип, что предприниматели крадут или наживаются на «простом народе». Со сложившимися стереотипами бороться достаточно проблематично, что обуславливает необходимость в формировании нового положительного имиджа среди молодого поколения.

Малый бизнес является неотъемлемой частью крупного производства. Он позволяет более эффективно использовать местные ресурсы и отходы крупных предприятий, создавать новые дополнительные рабочие места, осуществлять перераспределение затрат производства в значительно коротком инвестиционном цикле, стал надежным источником поступления денежных средств в государственные внебюджетные фонды и бюджеты всех уровней. Он способствует формированию среднего класса, выступающего в современном обществе гарантом политической стабильности.

Вместе с тем, его развитие в стране сильно отстает от возможностей и потребностей нашей экономики. Этот процесс протекает трудно и медленно, поэтому показатели развития малого бизнеса пока остаются низкими.

Подавляющее большинство малых предприятий функционирует сегодня в сфере торговли и услуг общественного питания. Численность субъектов малого бизнеса в реальном секторе экономики минимальна, в сфере высокотехнологичных производств - крайне незначительна. Развитие малого предпринимательства в России сдерживается наличием многих нерешенных проблем, связанных с нестабильностью общих экономических и правовых условий, трудностями в привлечении инвестиций и кредитных ресурсов, не отлаженностью и бессистемностью механизма государственной и муниципальной поддержки и т.д. Это придает актуальность научному анализу данной проблематики.

Многим малым предприятиям не хватает внешнего финансирования, причем главным препятствием к получению кредита являются условия, выдвигаемые банками. Одной из проблем, тормозящей развитие малого бизнеса, руководители многих предприятий и индивидуальные предприниматели называют недостаток кредитно - финансовых ресурсов. Банковский сектор сегодня больше интересуют крупные проекты с быстрой окупаемостью, и ставка рефинансирования, несмотря на то, что с 2006 г. снизилась, для малого бизнеса остается малопривлекательной.

Многие банки переполнены деньгами, декларируют возможность кредитования малого бизнеса, но практически этого не происходит. Заставить свободные финансовые средства работать для становления малого бизнеса крайне сложно по следующим причинам:

  • - это отсутствие у малых предприятий достойного обеспечения кредита. Известно, что малый бизнес создавался в результате частной инициативы граждан;
  • - дороговизна кредитных ресурсов. В условиях, когда реальный уровень инфляции измеряется двухзначной цифрой, производство не может выдержать 25 - 30% годовых по кредитным ресурсам. Такая процентная ставка даже для окрепших предприятий высока (в 10 раз выше европейской ставки ипотечного кредита, которая колеблется около уровня в 2-3% в год);
  • - залоговое обеспечение кредита, который вернуть в настоящее время согласно действующей законодательной базе и условиям прохождения дел в арбитражных судах достаточно сложно.

Однако, несмотря на риски, малые предприятия должны со временем стать и уже становятся желанными клиентами для банков. Они одни из самых дисциплинированных заемщиков.

Настораживает другое: российские предприниматели не торопятся обращаться за заемными деньгами. Многие из них сетуют не только на высокие проценты, даже на небольшие суммы, плюс сложности с залоговым обеспечением. Личное имущество - автомобили и квартиры - предприниматели не рискуют отдавать в залог, объясняя это непредсказуемостью жизни.

Индивидуальные предприниматели, которые периодически берут кредиты, также жалуются на трудности. Их доводы просты: бизнесмен в России может заработать в среднем от 5 до 15% годовых в валюте, а процентные ставки по кредитам в валюте не ниже 14 - 15% плюс налоги, аренда. К тому же кредиты в российских банках выдают на короткий срок, за который сложно успеть что-либо сделать, приходится перекредитовываться.

Большинство предпринимателей нередко обходится своими средствами, кредит выгодно брать, когда много инвестиционных планов и возможностей. Кроме того, банки дают деньги предприятиям, которые имеют постоянный стабильный оборот, и его нужно продемонстрировать. Банку нужны хорошие показатели, а малые предприятия, нередко вынуждены скрывать доходы, и по этой причине банк не торопится с предоставлением кредита. Многочисленные налоги и поборы, нередко оставляют предпринимателям 5-10% прибыли. В результате малые предприятия становятся на грань банкротства независимо от их народнохозяйственной значимости.

Следующей из проблем является несовершенство нормативно-правовой базы, и как следствие, «бумажная волокита», связанная как с регистрацией нового предприятия, так и с предоставление отчетности. Многочисленные проверки и проблемы согласования со всеми государственными инстанциями требуют от предпринимателей большого количества средств и времени. В итоге получаемый продукт по себестоимости получается «золотым». Для сравнения, если в 2006 году «непроизводственные издержки» бизнесменов составляли 8,8% среди прочих расходов, то теперь -- 9,6%, причем 70% от этой суммы -- взятки.

Наибольшее негативное влияние на малый бизнес в России в наступившем году оказало повышение страховых взносов до 34% (для некоторых категорий предприятий -- до 26%). Повышение страховых взносов может привести к увеличению в несколько раз нагрузки на фонд оплаты труда на предприятиях с более высокой долей оплаты труда в структуре издержек, прежде всего, на предприятиях в более «продвинутых» технологичных отраслях, -- и, как следствие, к уходу многих предприятий с рынка. Кроме того, предложенная реформа налогообложения подразумевает возникновение дополнительных контрольных органов -- внебюджетных фондов. Эти органы будут наделены полномочиями налоговых органов: осуществление проверок, приостановление операций по банковским счетам, внесудебное взыскание платежей и ряд других. Право проверять предприятия помимо налоговых инспекций получат органы Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования и фондов - федерального и территориального -- медицинского страхования, что выглядит крайне противоречивым в контексте неоднократных заявлений о необходимости ограничения вмешательства в предпринимательскую деятельность. На фоне заявлений о необходимости снижения числа контролирующих ведомств предлагается реформа, предусматривающая увеличение их количества в несколько раз.

Следующая проблема - административные барьеры, количество которых постепенно снижается, но их система остается нестабильной и поэтому отнимает много сил и времени (так треть предпринимателей по-прежнему оценивает уровень административных барьеров как достаточно высокий). Пример: чтобы организовать выезд представителя СЭС для получения согласования на создание производства в Московской области уходит до 1,5 месяцев. Причем это при условии, что вы сами уже подготовили все необходимые проекты документов, а подобных контролирующих организаций десятки.

Много недовольства высказывается при оценке таможенных процедур. Негативная оценка налоговых органов снижается. Треть предпринимателей все еще страдают от проверок санитарных и пожарных служб. Интересно, что бизнес в регионах чаще страдает от правоохранительных органов, чем от криминальных структур.

Затраты на преодоление административных барьеров зачастую превышают многие расходы, связанные с деятельностью фирмы. В качестве примера можно привести одно малое московское предприятие, действующее уже в течение десяти лет. Для того, чтобы складировать все бухгалтерские архивы необходима площадь не менее двадцати квадратных метров, а, так как минимальная арендная плата составляет не менее 200-300 долл. за квадратный метр офисных помещений в год, то затраты составят соответственно от 4 до 6 тыс. долл. в год. Хранить эти данные в электронной форме невозможно.

С другой стороны, предприниматели признаются, что доля взяток в выручке компаний сейчас значительно снизилась и не превышает 5%, это существенное сокращение: в 2007 году показатель составлял 9,6%. Чаще всего приходится давать взятки для доступа к госзаказу, при проверках, выделении земли, получении господдержки, подключении к инфраструктуре и получении сертификатов и лицензий.

Также одной из проблем является недостаточная подготовка руководителей. Значительная часть новых МП создается людьми, не имеющими опыта ведения своего бизнеса или поменявшими его направление, например, от торговли к производству. Часто эта причина ведет предприятия к разорению из-за отсутствия даже общего, на уровне научно-популярных изданий, понимания бухгалтерского и управленческого учета. Кроме того, рынок труда не способен удовлетворить потребности компаний ни в квалифицированных инженерах, ни в квалифицированных рабочих. Более половины руководителей говорят, что найти технических специалистов либо сложно, либо практически невозможно. И число компаний, испытывающих сложности с набором персонала, увеличивается.

Часто препятствием для развития МП становится отсутствие необходимой инфраструктуры, например в городах и городских районах, имеющих блочную застройку 60-80х гг. очень мало приемлемых помещений под общепит или мелкие производства вне зданий бывших универсамов и торговых центров. МП неспособны, даже частично, освоить тысячеметровые цеха закрытых заводов, а небольших промышленно-складских помещений нет. При этом в 2008 году трудности с подбором производственных помещений испытывали 37% компаний, сейчас 33% - ситуация, не смотря на усилия властей, почти не меняется. То же самое касается земельных участков. Раньше негативно оценивали возможность получения участков 40% предпринимателей, сейчас 39%.

Также очень часто МП предприятия создаются на базе старых государственных предприятий. Например, в Москве 60% кооперативных кафе преобразовано вместо государственных предприятий общепита. В итоге, количество кафе не увеличилось, а цены поднялись достаточно высоко. Такая форма кооперации приводит не к ослаблению государственной монополии, а к новым формам его проявления. Государственные научно-исследовательские и проектные учреждения - монополисты в своей области. Сотрудники этих организаций, объединившись в предприятия, сами решают какие заказы делать как государственной предприятие, а какие как фирма, по более высоким ценам.

Инвестирование в малый бизнес всегда затруднено. Местные власти отнюдь не обеспокоены тем, чтобы снизить уровень отчислений малых предприятий в местные бюджеты. Власти не желают связывать перспективы развития собственного района с малым бизнесом. Они не всегда бывают заинтересованы в развитии наукоемких производств, так как они не приносят районам прямой выгоды. Местные власти охотней регистрируют предприятия, способствующие в благоустройстве района. Как бы ни поддерживало государство его развитие, какие бы программы ни принимались, структуры, которые имеют средства, скорее, станут их вкладывать в лидеров рынка. Кстати, криминализация малого бизнеса отчасти связана именно с отсутствием интереса к малому бизнесу со стороны серьезных инвесторов.

Для процветания малого предприятия, ему необходимо выйти на общероссийский рынок, что в нашей стране весьма затруднительно. Эти трудности часто связаны с тем, что компании, имеющие малые оборотные средства, зачастую неспособны отпускать продукцию с отсрочкой платежа, что при растущей конкуренции является почти обязательным требованием к новичку на рынке.

В тех случаях, когда требуется аренда торговых площадей и оплата выкладки (в большом магазине поставщик платит за качество места, где выложен товар), средств малых предприятий обычно хватает ненадолго.

Неудовлетворительным остается распределение малых предприятий по регионам страны. Более половины сосредоточенно в 8 ми субъектах Российской Федерации, в частности на долю Москвы и Санкт-Петербурга приходится одна треть всех зарегистрированных малых предприятий. Они занимаются главным образом торговлей и общественным питанием. Отсюда очень важна проблема подъема малого бизнеса для малых и средних городов России, которые объективно нуждаются в государственной поддержке для своего возрождения и развития.

Государственные дотации крупным, особенно убыточным предприятиям, не только не улучшают их финансовое состояние, но и являются предпосылкой проявления иждивенчества, свертывания инициативы, отражают непрофессионализм руководителей. В итоге при увеличении государственных вложений в крупные предприятия объем реального валового продукта падает, что свидетельствует о неэффективности подхода к управлению экономикой, а доля продукции малых предприятий в объеме внутреннего валового продукта увеличивается в основном за счет собственных вложений.

Следующей важно отметить проблему ограниченного сбыта продукции ввиду существования в России низкого платежеспособного спроса населения. Практически все производства отечественных предприятий являются узконаправленными, спрос на продукцию невысок, а конкуренция со стороны импорта с каждым годом становится все более жесткой. А пока российский рынок товаров массового спроса удовлетворяет потребности покупателей в значительной степени за счет импорта. Поэтому ключевая проблема импортозамещения заключается в обновлении технологических процессов, то есть в осуществлении инноваций, способствующих повышению качества изделий при обеспечении ресурсосбережения.

Еще одна проблема - это сложность получения информации о деловой среде. Чаще всего, получить информацию о потенциальном конкуренте или деловом партнере, очень тяжело или зачастую невозможно. В России не существует специальных изданий, которые бы ежегодно или ежеквартально публиковали бухгалтерскую отчетность именно предприятий малого и среднего бизнеса.

Крайне низок показатель инновационной активности малых предприятий. Это во многом связано с инертностью ряда крупных и средних предприятий в реализации инноваций, которая накладывает отпечаток и на инновационную деятельность самих малых предприятий.

Малый бизнес чрезвычайно мобилен, а потому постоянно заинтересован в аккумулировании прогрессивных технологий, но, к сожалению, он не располагает для этого солидной лабораторно-исследовательской базой и научным персоналом, а расходы на закупку новых технологий часто оказываются непосильными. В этом случае посредниками в их передаче могли бы стать инновационные фирмы или ассоциации, объединяющие малое предпринимательство. В известной мере малые предприятия могут оказывать инвестиционную поддержку исследованиям и разработкам, направленных на создание новых технологий, способствующих наращиванию производства импортозамещающей продукции.

Острой проблемой остается ограничение возможности подключения к инженерным коммуникациям, в первую очередь - источникам электроэнергии. Это относится прежде всего, к высокой стоимости получения разрешения на подключение или использование дополнительных мощностей. Снижение стоимости подключения к сетям для предприятий МБ ослабило финансовую нагрузку на малых предпринимателей. Однако проблема получения согласования технических условий подключения к сетям остается.

Как видим, проблем и препятствий для развития малого предпринимательства в нашей стране огромное множество, и это очевидно. А вот каким образом решать приведенные выше проблемы, есть ли у малого бизнеса России перспективы развития и каковы они, попробуем разобраться далее.

На четвертую позицию респонденты поставили проблемы с доступом к рынкам сбыта, следом идут «поиск поставщиков товаров и услуг», «доступ к технологиям производства и обучения» и «инфраструктура».

«Нереально» высокие издержки

Давая комментарии в свободной форме, многие предприниматели отметили также высокие издержки («нереально высокая стоимость присоединения к электросетям», «повышение тарифов на электроэнергию»).

Это не исчерпывающий список трудностей бизнеса. Упоминались также высокие налоги и их повышение («Невероятно большие взносы за сотрудников!!!», — написал один из предпринимателей), конкуренция со стороны теневого бизнеса, распространение федеральных торговых сетей, «взаимосвязь предпринимательства с административным ресурсом», низкая информированность бизнеса о программах поддержки.

«Общий вывод в том, что проблемы для бизнеса в целом не меняются. С течением времени меняется их приоритетность», — говорит Алексей Назаров, директор группы стратегического и операционного консультирования KPMG Russia. Если раньше упор делался на бизнес-климат, поясняет он, то в период кризиса финансовые ресурсы вышли на первое место, а бизнес-климат отодвинулся на второе.

Показатель благоприятности рассчитывался путем суммирования средних оценок по всем категориям проблем для каждого региона. Соответственно, чем выше этот показатель, тем больше в регионе проблем, с точки зрения опрошенных.

Самыми благоприятными регионами для ведения бизнеса по результатам опроса стали Республика Адыгея, Воронежская область и Чукотский административный округ. В хвосте рейтинга субъектов РФ оказались Магаданская область, Республика Бурятия и Курская область.

Власти знают о проблемах предпринимателей: в апреле 2015 года президент Владимир Путин поручил разработать стратегию по поддержке малого и среднего бизнеса. Итоговый проект должен быть представлен Министерством экономического развития до 1 октября, сообщил ранее РБК представитель Минэка. Детали программы будут обсуждаться, но РБК ознакомиться с последней версией документа.

В систему мер, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса, в частности, входят доступное финансирование (стимулирование банковского кредитования, развитие системы гарантий), предсказуемая фискальная политика (включая смягчение фискальной нагрузки на бизнес), квалифицированные кадры, создание новых рыночных ниш (в том числе стимулирование спроса).

В данной статье затрагивается проблема развития и эффективного функционирования малого бизнеса в России на современном этапе социально-экономического развития. А также поднимается вопрос о необходимости поддержки малого предпринимательства со стороны государства.

Вообще, малое предпринимательство является двигателем рыночной экономики во многих странах. Однако в России его роль значительно недооценена.

Начнем с определения: малое предпринимательство — это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка.Для деятельности малых предприятий характерен небольшой масштаб производства и, соответственно, невысокая доходность, по сравнению с крупными предприятиями. Численность работников малого предприятия, включая работников, работающих по договорам гражданско-правового характера должна составлять:

  1. от 101 до 250 человек включительно - для средних предприятий.
  2. до 100 человек включительно - для малых предприятий, при том до 15 человек - для микропредприятий.

Также денежный оборот средних предприятий не должен превышать 2 миллиардов рублей, малых предприятий- 800 миллионов рублей, микропредприятий- 120 миллионов рублей.

В настоящее время (с 1 августа 2016 года)начал свою работу Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) (далее - Реестр). Реестр ведётся Федеральной налоговой службой (ФНС) и размещен на её сайте в свободном доступе. Данный Реестр позволяется получать сведения о предприятии в режиме реального времени с любого устройства по ИНН, ОГРН, ОГРНИП, ФИО ИП или наименованию организации. Реестр МСП позволяет субъектам малого и среднего предпринимательства получать налоговые льготы без их бумажного подтверждения, а также беспрепятственно участвовать в госзакупках.

Данные Реестра отображают не совсем точную информацию о состоянии малого предпринимательства в России. Им не учтены те предприятия, которые находятся «в тени», деятельность которых практически крайне сложно отследить.

По официальным данным Реестра численность субъектов малого бизнеса в России на 10 декабря 2016 года составляет 5 841 509 предприятий, в которых занято 15 922 438 работников (не включая работников, работающих по договорам гражданско-правового характера), что составляет 10,8% от всего населения Российской Федерации. При том самое большое количество малых предприятий (1 759 400 предприятий) зарегистрировано по центральному федеральному округу (Рисунок 1.).

Рисунок 1. Субъекты малого бизнеса в России

Малый бизнес - наиболее важный элемент рыночной экономики. Без него невозможно создание рыночной структуры экономики.Малый бизнес не только участвует в развитии экономики страны в целом, но и содействует научно-техническому прогрессу и выполняет большую социально-экономическую роль. Преимущества малого бизнеса перед крупным заключается в его гибкости и адаптивности к внешним постоянно изменяющимся условиям рынка, за счет небольшого масштаба. Малое предприятие в большей степени способно ориентироваться на потребителя.

Значение малого бизнеса для рыночной экономики невозможно преувеличить. Во-первых, субъекты малого предпринимательства участвуют в создании ВВП страны. Так, например, в России доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет 20 %, в то время как в США вклад малого и среднего бизнеса в ВВП составляет около 35 %.При том малые предприятия участвуют в создании ВВП как напрямую, так и косвенно- в качестве «помощника»крупного предприятия.

Во-вторых, увеличение субъектов малого предпринимательства способствует усилению конкуренции на рынке, что стимулирует работу всех предприятий на рынке и ведет к научно-техническому прогрессу, за счет создания новых изобретений, и развитию экономики в целом.

В-третьих, малый бизнес является одним из источников формирования бюджетов всех уровней. Он является одним из источников налоговых поступлений. Предприниматели совершают налоговые отчисления в бюджет с прибыли своих организаций, а также малый бизнес является источником доходов для физических лиц - работников предприятий.

В-четвёртых, малый бизнес играет большую социально-экономическую роль, путём создания новых рабочих мест, тем самым сокращая уровень безработицы в стране.

В-пятых, малый бизнес способствует развитию денежно-кредитной системы страны. Ведь основным источником финансирования деятельности малых предприятий являются банки и небанковские кредитные учреждения. Спрос на кредитные деньги со стороны малого бизнеса стимулирует движение денежных потоков и увеличение денежной массы с помощью эффекта денежного мультипликатора.

Из всего вышеперечисленного следует вывод о том, малый бизнес является одним из важнейших элементов любой хозяйственной системы и составляет структуру рыночной экономики, выполняя функции по стимулированию работы рынка, являясь источником налоговых поступлений, создавая новые рабочие места и препятствуя безработице, участвуя в создании ВВП страны и способствуя развитию денежно-кредитной системы страны.

В России малый бизнес находится на низком уровне развития относительно более развитых стран. А условия для его развития являются неблагоприятными. В рейтинге «Doing Business» , где даётся оценка благоприятности условий для ведения малого бизнеса, проводимая Всемирным банком в рамках проекта «Ведение бизнеса», в 2016 году Россия заняла39 место (Таблица 1.), поднявшись на 11 позиций относительно 2015 года.

Новая Зеландия

Сингапур

Республика Корея

Норвегия

Великобритания

Македония

Финляндия

Австралия

Германия

Ирландия

Исландия

Малайзия

Португалия

Чешская Республика

Нидерланды

Словения

Швейцария

Словакия

Казахстан

Беларусь

Малый бизнес в России сталкивается с рядом проблем, мешающих его развитию. В первую очередь- это недоступность кредитных ресурсов. Подавляющее большинство начинающих предпринимателей не имеют собственного капитала, достаточного для начала осуществления предпринимательской деятельности. В качестве источника финансовых ресурсов чаще всего они выбирают банк. Но, к сожалению, получить кредит на развитие малого бизнеса не так-то просто. Зачастую банки отказывают в выдаче кредитов малым предпринимателям, опасаясь невозврата денежных средств. На то банки имеют также ряд объективных и субъективных причин:

  • слабая государственная поддержка малого бизнеса в России;
  • ненадёжность и размытость бизнес-плана, предлагаемого предпринимателем;
  • нестабильная экономическая ситуация, экономический кризис, высокий уровень инфляции;
  • плохая кредитная история или её отсутствие у предпринимателя (в случае отсутствия кредитной истории, банк не имеет сведений о порядочности предпринимателя и рискует не получить обратно сумму кредита);
  • малый срок (или его отсутствие) работы в малом бизнесе.

В таблице 2 представлены условия кредитования малого бизнеса некоторыми банками.

Таблица 2. Условия кредитования малого бизнеса в России

Как видно из таблицы, процентная ставка по кредиту довольно высока, при том, что в странах Европы она в 4 раза ниже (средневзвешенная ставка около 4%), что свидетельствует, опять же, о не благоприятности условий развития малого бизнеса в России относительно более развитых стран.

Следующей проблемой на пути предпринимателя становится высокая налоговая нагрузка. При условии, что предпринимателю все-таки удалось получить кредит под довольно высокую процентную ставку, следующим препятствием развитию бизнеса является уплата налогов. Безусловно, государство пытается решить данную проблему, вводя специальные налоговые режимы, но, тем не менее, предпринимателю становятся недоступны некоторые виды деятельности, он вынужден быть ограничен в числе штатных сотрудников, а такое ограничение как запрет на открытие филиалов и представительств вообще делает невозможным развитие бизнеса.

Перечисленные проблемы являются составляющими денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики государства. Из этого следует, что со стороны государства поддержка малого и среднего предпринимательства недостаточно эффективна.

Прогнозом долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанным Минэкономразвития России предусмотрено расширение мер имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (реализация государственного и муниципального имущества; увеличение количества объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства - кластеров, бизнес-инкубаторов, технопарков и других). Данная мера призвана стимулироватьреализацию механизмов государственно-частного партнерства, что благоприятно скажется на развитии малого предпринимательства в Российской Федерации.

Еще одной проблемой развития малого предпринимательства в России является острая нехватка квалифицированных кадров, которые смогли бы обеспечить конкурентоспособность предприятий. В последнее время наблюдается тенденция гуманитаризации образования. Специалистов технических специальностей становится все меньше и меньше. Все больше молодежь, в качестве будущей профессии, выбирает такие направления как государственное и муниципальное управление, управление кадрами, экономика, юриспруденция, менеджмент. Рынок труда переполнен экономистами, юристами, менеджерами, управленцами. Представителей же технических прикладных наук, таких как химия, физика, биология, способных на изобретение технических новшеств и выведение предприятия на новый уровень конкурентоспособности, острая нехватка. Многие потенциально перспективные молодые люди, «задыхаясь» от своих знаний, не зная, где их правильно применить, или же сталкиваясь с низким уровнем оплаты труда, уезжают заграницу. Происходит так называемая «утечка кадров».

Государство пытается решить эту проблему разными способами, например, увеличение бюджетных мест в ВУЗах, ориентированных на технические специальности. Также при проведении процедуры ЕГЭ для школьников уже стоит вопрос о введении обязательного тестирования по физике. Но, на данном этапе, тенденция гуманитаризации образования всё же остается актуальной. Таким образом, нехватка квалифицированных кадров становится препятствием для развития малого бизнеса в России.

Органы статистики в Российской Федерации ежегодно отслеживают динамику демографии организаций путём подсчета коэффициентов рождаемости и официальной ликвидации организаций.

Коэффициент рождаемости организаций - отношение количества зарегистрированных организаций за отчётный период к среднему количеству организаций, учтённых органами государственной статистики в Статистическом регистре по данным государственной регистрации в отчётном периоде, рассчитанное на 1000 организаций. Коэффициент рождаемости организаций за период с 2005- 2015 гг. изображен в Таблице 3.

Таблица 3. Коэффициент рождаемости организаций на 1000 организаций


Как видно из Таблицы 3, самое большое значение коэффициента рождаемости организаций зафиксировано в 2006 году. Самое низкое значение коэффициента - в 2009 году. Это связано с кризисной ситуацией, возникшей в 2008 году. В течение нескольких последних лет коэффициент рождаемости несущественно снизился в 2014 году, также в связи с экономическим кризисом. Но, как мы видим, в 2015 году ситуация заметно улучшилась, и коэффициент рождаемости увеличился на 10,6 ед.

Коэффициент официальной ликвидации организаций - отношение количества официально ликвидированных организаций за отчётный период к среднему количеству организаций, учтённых органами государственной статистики в Статистическом регистре по данным государственной регистрации в отчётном периоде, рассчитанное на 1000 организаций. (Таблица 4)

Таблица 4. Коэффициент официальной ликвидации организаций на 1000 организаций


Как мы видим из Таблицы 4, минимальное значение коэффициент ликвидации организаций принимал в 2005 году. Максимальное значение- 89 ед., было зафиксировано в 2012 году. В кризисный 2014 год коэффициент также принимал высокое значение, однако уже в 2015 году снизился на 17,3 ед.

Сопоставление коэффициентов рождаемости и ликвидации организаций изображены на рисунке 2.

Рисунок 2. Демография организаций в целом по России с 2005 по 2015 г.

Как видно из Графика 1, ситуация рождаемости и ликвидации организаций была наиболее стабильной в период с 2005 по 2010 год, когда коэффициент ликвидации изменялся пропорционально относительно коэффициента рождаемости организации. Однако в период с 2011 по 2014 год коэффициент ликвидации сильно приблизился к коэффициенту рождаемости, что свидетельствует о неблагоприятном положении малого бизнеса в России, в связи с экономическим кризисом. В 2015 году значения коэффициентов снова начали расходиться и стремиться к нормальному значению. Также в 2015 году в рамках программы импортозамещения, из-за введения продовольственного эмбарго, начали возникать малые предприятия и организации, производящие продукцию, входящую в «санкционный» список. Таким образом, экономический кризис 2014 года, в каком-то смысле стимулировал возникновение российских малых предприятий.

Чтобы создать более благоприятные условия для развития малого бизнеса в России, государство должно серьезную поддержку предпринимателям. В первую очередь государство должно скорректировать меры денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики таким образом, чтобы стимулировать предпринимателей к созданию и развитию бизнеса. Можно обратить внимание на зарубежный опыт поддержки малых предпринимателей. Например, в Японии основа финансирования малых предприятий - «мягкие» займы, суть которых в сокращении процентной ставки по кредиту на 50%. Так вместо 4-8% предприниматель получает кредит по 2-4%. Также со стороны государства в Японии особую поддержку получают низкорентабельные предприятия. Этим государство старается поддержать сильную конкуренцию на рынке.

Примером поддержки малого бизнеса с точки зрения налогово-бюджетного регулирования является Германия. Где с 1978 года действует программа поддержки малых и средних предприятий, по которой вновь созданные организации получают беспроцентный налоговый кредит сроком на 2 года. Таким образом, предприятие может не уплачивать налоги 2 года, а по истечении этого срока, когда оно уже будет успешно работать, вернуть долг государству.

На мой взгляд, адаптация зарубежного опыта в области денежно-кредитного и налогово-бюджетного регулирования на российские условия наряду со становлением механизмов государственно-частного партнерства (в частности система государственных закупок) поможет развитию малого бизнеса в России.

Чтобы малые предприятия работали эффективно, нужны квалифицированные работники. Я считаю, что, чтобыобеспечить все предприятия квалифицированными кадрами и в целом обеспечить наиболее высокий уровень образованности населения, необходимы реформы в сфере среднего, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Важно развивать у школьников знания по фундаментальным и прикладным наукам, программированию, чтобы в будущем они смогли обеспечить изобретение новых технологий, нововведения, приводящих к научно-техническому прогрессу.

Российский малый бизнес ещё нуждается в мощной поддержке со стороны государства, но уже находится на пути становления. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России- важный шаг к становлению и развитию рыночной экономики.

Литература

  1. Малое предпринимательство и малый бизнес [Электронный ресурс]. URL: http://www.lawru.net/podd/podd22.html . (дата обращения 17.12. 2016)
  2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. Сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru/ . (дата обращения 21.12.2016).
  4. Сайбель Н. Ю., Ескевич О. В. Формирование эффективной системы поддержки малого предпринимательства в России // Экономический вестник ЮФО. 2011. № 5. С. 92-97.
  5. Сайт Всемирного банка. Оценка Бизнес Регулирования «Doing Business» [Электронный ресурс]. URL: http://russian.doingbusiness.org/rankings (дата обращения 01.03.2017).
  6. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской федерации на период до 2030 года; Основные направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на 2013 - 2030 годы [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  7. Сайт Федеральной службы государственной статистики URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 01.03.2017).
Случайные статьи

Вверх