Расходы бюджета на социальное обеспечение. Расходы бюджета на социальную защиту населения и их состав. Расходы бюджетной системы на социальное обеспечение и социальную защиту населения

  • 5.Роль бюджета государства в распределении ввп.
  • 7.Бюджетные права представительных и исполнительных органов власти в России.
  • 8.Государственные внебюджетные фонды, их состав и значение.
  • 9.Бюджетное устройство Российской Федерации.
  • 10.Порядок расчета расходов на содержание больниц.
  • 11.Бюджетная система рф, ее структура и характеристика.
  • 12. Характеристика участников бюджетного процесса.
  • 2. Финансовые и налоговые органы.
  • 5. Главные распорядители бюджетных средств.
  • 13.Бюджетный федерализм и его развитие в рф.
  • 14. Сводное финансовое планирование.
  • 16.Межбюджетные отношения в рф.
  • 17.Бюджетный процесс, его содержание.
  • 18.Основные этапы развития бюдж-х отношений в России.
  • 19. Расходные обязательства бюджетов разных уровней.
  • 21.Бюджетная классификация, ее значение и содержание.
  • 25.Роль региональных и местных бюджетов в экономическом и социальном развитии страны.
  • 26.Методы и формы организации расходов бюджетной системы.
  • 27.Порядок составления проекта федерального бюджета.
  • 29. Порядок рассмотрения и утверждения проекта федерального бюджета.
  • 30.Реформирование бюджетного процесса в рф.
  • 31.Бюджетное планирование, его содержание и значение.
  • 32.Финансирование жилищно – коммунального хозяйства.
  • 33.Порядок исполнения федерального бюджета.
  • 34.Доходы и расходы местных бюджетов.
  • 35.Бюджетный профицит и механизм его распределения.
  • 36.Основы планирования доходов бюджетной системы.
  • 37.Государственный и муниципальный долг и его структура. Управление государственным и муниципальным долгом.
  • 38.Расходы бюджетной системы на социальное обеспечение и социальную защиту населения.
  • Расходы на мероприятия по социальной защите населения
  • 39.Межбюджетные трансферты, их виды и условие предоставления.
  • 40.Расходы бюджетной системы на государственное управление.
  • 41.Бюджетные кредиты, их содержание и порядок предоставления.
  • 42.Состав, финансирование и порядок расчета расходов на содержание общеобразовательных школ.
  • 43.Характеристика налоговой системы рф.
  • 44.Расходы бюджетной системы и их классификация. Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение выполнения задач и функций, возложенных на органы власти.
  • 45.Бюджетное финансирование отраслей экономики в рф.
  • 46.Доходы бюджетной системы и их классификация.
  • 47.Программно - целевые методы бюджетного планирования. Бюджетирование ориентированное на результат (бор).
  • 48.Казначейская система исполнения бюджета. (см лекции – исполнение бюджета)
  • 49.Реформирование бюджетной сферы в рф.
  • 50.Перспективное финансовое планирование.
  • 38.Расходы бюджетной системы на социальное обеспечение и социальную защиту населения.

    Мобилизуемые в бюджет и внебюджетные фонды денежные средства позволяют государству осуществлять социальную политику.

    Пенсионный фонд Рос­сийской Федерации, цель которого - государственное управление пенсионным обеспечением граждан. Пенсионный фонд форми­руется главным образом за счет страховых взносов предприятий всех форм собственности, лиц, работающих по найму, и ассиг­нований из республиканского бюджета Российской Федерации.

    2. Фонд социального страхования РФ, Цель его - финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособ­ности, беременности и родам, при рождении ребенка, уходу за ребенком до полутора лет, финансирование организации санаторно-курортного лечения и отдыха и др.Источниками формирования Фонда социального страхова­ния являются:

    Страховые взносы предприятий и организаций всех форм собственности % от величины начисленной оплаты труда;

    Ассигнования из регионального бюджета РФ;

    Добровольные взносы юридических и физических лиц и др.

    3. Государственный фонд занятости населения РФ. Средства этого Фонда используются для реализации государственной по­литики занятости населения.

    Бюджетные ассигнования - один из важных источников пе­речисленных социальных фондов. Бюджетные средства посту­пают в эти фонды главным образом в виде взносов бюджетных учреждений за работающих в них граждан.

    Из федерального бюджета финансируются:

    Выплата пенсий военнослужащим, компенсация Пенси­онному фонду РФ расходов по выплате государственных пенсий и пособий, подлежащих финансированию в соот­ветствии с законодательством РФ за счет федерального бюджета;

    Финансирование федеральных программ: «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несо­вершеннолетних», «Организация летнего отдыха детей» и др. Основной объем бюджетных средств, направляемых на соци­альную защиту населения, проходит через региональные и мест­ные бюджеты. Эти средства используются:

    На строительство и содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов;

    На обеспечение инвалидов средствами передвижения, протезами;

    На их обучение и трудовое устройство;

    Оказание им санаторно-курортной помощи;

    Социальную помощь малоимущим, многодетным семьям, одиноким матерям;

    На проведение молодежной политики и др.

    Расходы на мероприятия по социальной защите населения

    Система социального об­служивания населения, предоставляет населению - престаре­лым, инвалидам, многодетным, неполным и молодым семьям, другим категориям нуждающихся граждан - бесплатно или на льготных условиях разные виды социальных услуг.

    Такая деятельность осуществляется через сеть сложившихся учреждений: домов-интернатов, социальных приютов, социально-реабилитационных центров и т.п. и посредством создания новых форм социального обслуживания социальных центров, телефонов доверия, служб срочной психологической помощи и поддержки и др.

    Программно-целевой принцип реализации социальной полити­ки является приоритетным. Для этого разрабатывается ряд про­грамм, например, федеральные программы «Молодежь России», «Планирование семьи», «Дети-сироты» «Дети-инвалиды» и др., основной целью которых является создание организационных, правовых и экономических механизмов реализации социальной политики.В настоящее время во многих субъектах РФ приняты законо­дательные акты о социальных стандартах, в соответствии с кото­рыми каждому жителю предоставляется гарантированный мини­мальный перечень жилищно-бытовых, социально-культурных услуг, представленных в денежном или натуральном выражении.При этом главными должны стать мероприятия по поддерж­ке наименее защищенных слоев населения с соответствующим разграничением ответственности между федеральными и терри­ториальными органами власти и местного самоуправления.

    Данная группа расходов занимает наибольший удельный вес в системе государственных расходов. В условиях перехода к рыночным отношениям расходы на социальную защиту населения становятся приоритетными и возрастают в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги, а также в результате инфляции и обесценения денег.

    Социальная защита представляет собой систему приоритетов и механизмов их реализации через государственные и иные институты, для обеспечения гарантированного гражданам уровня нормальной жизнедеятельности в соответствии с конкретными условиями общественного развития. Этот уровень зависит от состояния социально-экономического развития общества, величин валового внутреннего продукта, накопленного национального богатства и характера их распределения, от эффективности работы механизмов реализации системы.

    Финансовое выражение социальной защиты проявляется в перераспределительных отношениях, связанных с формированием и использованием специальных денежных фондов из которых производятся различные социальные выплаты населению.

    Основой для расчета размеров минимальных социальных выплат, служит размер среднедушевого потребительского бюджета . Для этого рассчитывается стоимость и состав минимальной потребительской корзины по основным продуктам питания, одежды, медикаментов, топлива, набора услуг, необходимых для семьи. Размер минимального потребительского бюджета периодически пересматривается в связи с изменением уровня цен и переутверждается представительным органом.

    Социальные расходы осуществляются через Государственный центр по выплате пенсий, Государственный накопительный пенсионный фонд, социальные фонды или фонды потребления хозяйствующих субъектов. Выплаты производятся органами социальной защиты населения, хозяйствующими субъектами, организациями непроизводственной сферы. На предприятиях и в организациях социальное страхование отслеживают профсоюзные комитеты.

    Расходы на социальную защиту населения в финансовых документах, планах, прогнозах, отчетах отражаются как расходы на социальное обеспечение и социальную помощь.

    Имеются различия в понятиях, включаемых в категорию социальной защиты населения.

    Социальное обеспечение охватывает широкий спектр отношений по материальной поддержке нетрудоспособных и неработающих членов общества. Как формы социального обеспечения выступают социальное страхование, выплаты социальных пособий и так называемая «социальная помощь» малоимущим слоям населения.

    Социальное страхование по своей экономической природе связывается с трудовой деятельностью человека и формированием фондов для соответствующих выплат, зависящих от результатов этой деятельности. То есть средства по социальному страхованию образуются в значительной степени по принципу самофинансирования, с большим или меньшим временным интервалом от их получения пользователем (страхователем).

    Социальная помощь малоимущим распространяется на многие категории населения, находящихся в основном за «чертой бедности» и имеет характер «вспомоществования» за счет государства или благотворительных фондов – общественных, целевых, частных и имеет цель – «призрения бедных».

    Таким образом, можно выделить три метода формирования средств для финансирования социальных нужд: страховой, бюджетный, благотворительных взносов (пожертвований).

    Страховой метод предполагает отчисления средств в определенном размере от объемов деятельности, перечисляемых по каналам перераспределения для финансирования видов социальных выплат.

    При бюджетном методе средства выделяются из общегосударственного фонда денежных ресурсов, на уровне, определяемом возможностями государства и целями социальной и бюджетной политики.

    При методе благотворительных взносов (пожертвований) средства не имеют фиксированных размеров и расходуются в меру их поступления по каналам и на цели, определяемые организациями, осуществляющими благотворительные взносы.

    Социальное страхование реализуется преимущественно через систему пенсионного обеспечения, выплату пособий по временной нетрудоспособности, социальную поддержку при потере работы.

    Пенсия – это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, связанная с достижением установленного стажа работы в разных видах трудовой деятельности.

    С принятием Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» от 20 июня 1997 г. начата пенсионная реформа. Ее суть – в переходе пенсионного обеспечения от существовавшего по 1997 г. принципа солидарности поколений при формировании пенсионных фондов на принцип индивидуальных накоплений . Для этого предусмотрен Государственный накопительный пенсионный фонд и Государственный центр по выплате пенсий.

    Государственный накопительный пенсионный фонд формируется путем перечисления работодателями ежемесячно в форме обязательных пенсионных взносов 10% от оплаты труда, включая все виды заработной платы, различные премии, доплаты, надбавки. За счет данного источника формируются пенсионные накопления вкладчиков накопительных пенсионных фондов. Вкладчики или их работодатели могут вносить в дополнение к обязательным пенсионным взносам добровольные пенсионные взносы , размер которых не ограничен; они вносятся единовременно или многократно, регулярно или нерегулярно, наличными деньгами или перечислениями (безналично).

    В Казахстане продолжается действие солидарной пенсионной системы для пенсионеров, вышедших на пенсию до 1998 года, или имевших к этому времени песионный стаж. Для финансирования их пенсионного обеспечения средства перечисляются из Республиканского бюджета в Государственный накопительный пенсионный фонд и, далее – центр по выплате пенсий. В принципе, источником таких средств является социальный налог, но его поступлений недостаточно для покрытия расходов пенсионных программ и для полного их финансирования привлекаются другие виды доходов государственного бюджета. Пенсионные взносы направляются в Государственный накопительный пенсионный фонд или негосударственные накопительные пенсионные фонды по выбору вкладчика, которому, на основании пенсионного договора открывается индивидуальной пенсионный счет и личный номер – социальный индивидуальных код (СИК).

    Накапливаемые взносы вкладчиков пенсионные фонды передают через уполномоченный банк (кастодиан) организациям, осуществляющим управление пенсионными активами , которые размещает средства в ценные бумаги, депозиты банков и другие финансовые инструменты. Полученный при размещении доход, называется инвестиционным доходом , распределяется по индивидуальным счетам вкладчиков в соответствии с суммой накопленных средств.

    Пенсионные выплаты осуществляются из Государственного центра по выплате пенсий гражданам, достигшим пенсионного возраста – мужчины 63 года, женщины – 58 лет, и имеющим трудовой стаж, соответственно 25 и 20 лет. Для некоторых категорий граждан установлен пониженный пенсионный возраст и трудовой стаж, а также льготное исчисление трудового стажа для определенных видов деятельности.

    Возможны пенсионные выплаты по возрасту в неполном объеме при отсутствии у граждан необходимого трудового стажа; они рассчитываются пропорционально имеющемуся стажу.

    Исчисление пенсионных выплат в полном объеме производится из Государственного центра по выплате пенсий из расчете 60% среднемесячного дохода за любые 3 года работы подряд независимо от перерывов в работе с 1 января 1995 г; в расчет дохода включаются все виды оплаты труда и иные доходы по перечню, устанавливаемому Правительством Республики Казахстан. Доход для исчисления пенсионных выплат из Государственного центра не может превышать 15-кратного месячного расчетного показателя, устанавливаемого законом о республиканском бюджете на соответствующий год. Размер пенсионных выплат за каждый полный отработанный год до 1 января 1998 г сверх требуемого трудового стажа увеличивается на 1%, но не более 75% от дохода, учитываемого для исчисления пенсии. Пенсионные выплаты из Государственного центра назначаются и выплачиваются пожизненно.

    Имеются особенности финансирования пенсионного обеспечения военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, других правоохранительных органов (следственных, национальной безопасности, гвардии, службы охраны высших должностных лиц).

    Источник финансирования пенсионных выплат этих категорий в конечном счете единый – средства республиканского и местных бюджетов.

    Вторым направлением в социальном страховании является выплата пособий.

    Пособие – это гарантированная денежная выплата при временном перерыве в работе, а также для компенсации повышенных расходов, возникающих в определенных случаях.

    Пособия, выплачиваемые в рамках социального страхования включают:

    1) выплаты по больничным листам;

    2) пособие по уходу за ребенком;

    3) пособие по беременности и родам;

    4) пособие на похороны;

    5) расходы по приобретению путевок в санатории.

    Финансирование по данному направлению осуществляется: за счет средств хозяйствующих субъектов – работодателей – пункты 1, 3, 5, за счет местных бюджетов – пункты 2, 4.

    Пособия по временной нетрудоспособности назначаются и выплачиваются в связи с заболеванием, травмой, протезированием, уходом за заболевшими членом семьи, карантином, при временном переводе на другую работу из-за профессионального заболевания или заболевания туберкулезом и в других случаях в порядке, установленном законом.

    В Законе Республики Казахстан «О специальном государственном пособии в Республике Казахстан» от 5 апреля 1999г. регулируются отношения в сфере государственного социального обеспечения граждан, имеющих право на его получение. Специальное государственное пособие – денежная выплата нуждающимся в социальной защите и предоставляемая независимо от других видов пособий.

    Они осуществляют за счет средств республиканского бюджета. Специальные государственные пособия входят в систему государственного социального обеспечения и назначаются в кратном размере от месячного расчётного показателя. В число получателей этого пособия включены:

    инвалиды Великой Отечественной войны;

    инвалиды 1, 2, 3 групп;

    лица, награждённым орденами и медалями за воинские и трудовые свершения, участникам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС;

    семьи погибших, умерших, пропавших без вести военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, жёны (мужья) инвалидов войны и приравненных к ним;

    дети- инвалиды до 6 лет;

    многодетные матери, награждённые специальными наградами и званиями;

    многодетные семьи, имеющие 4-х и более детей;

    В соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда», выплачивается денежное пособие лицам, имевшим установленный стаж работы на указанных работах. Это пособие является компенсацией работникам, имевшим ранее право на льготный, по времени, выход на пенсию, которое отменено новым пенсионным законодательством. Выплата данного пособия осуществляется за счет средств республиканского бюджета в кратном размере месячного расчетного показателя. При достижении пенсионного возраста получателю пособия предоставляется право выбора между получением пособия или назначением пенсии из Государственного центра по выплате пенсий в соответствии с пенсионным законодательством.

    В системе социальной защиты населения выделяется:

    1.Социальная помощь, выплаты по ней включают:

    а) пособие семьям, имеющих детей, назначаемое с учетом совокупного дохода семьи (на детей в возрасте до 18 лет);

    б) пособие семьям военнослужащих срочной службы, имеющих детей;

    в) пособие семьям, имеющих детей инвалидов;

    г) пособие на ВИЧ-инфицированных детей или взрослых;

    д) временное пособие на детей, чьи отцы уклоняются от уплаты алиментов;

    е) пособие безработным матерям, имеющих 4-х и более детей в возрасте до 7 лет.

    2. Жилищные пособия , назначаемые с учетом совокупного дохода семьи.

    3. Система льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг, топлива, транспорта, медицинского обслуживания ветеранам войны и труда, малообеспеченных пенсионеров. 4. Пособия и услуги по уходу за пожилыми людьми, инвалидами и др. группами населения с низкими доходами.

    5. Материальная помощь безработным.

    6. Пособия для казахов, возвращающихся на этническую родину.

    7. Учреждения для престарелых, инвалидов и душевнобольных.

    С 1999 г. отменены пособия по безработице и введена материальная помощь безработным. Законодательством Республики Казахстан определено, что программы занятости финансируются из местных бюджетов. Государственная социальная защита от безработицы включает следующие мероприятия:

    1)оказание содействия в трудоустройстве;

    2) профессиональная подготовка повышения квалификации, переподготовка и организация общественных работ для безработных;

    3) оплата труда безработных, занятых на общественных работах;

    4)оказание государственной адресной социальной помощи безработным из числа малообеспеченных граждан.

    Общественные работы организуются центральными и местными исполнительными органами и финансируются из средств республиканского и местных бюджетов и средств работодателей по их заявкам.

    Государственные социальные пособия (на рождение ребенка, погребение, семьям, имеющим детей, жилищная помощь малообеспеченным семьям (гражданам), материальная помощь безработным) выплачивается из средств местных бюджетов.

    Выплаты в порядке оказания социальной помощи из местных бюджетов оказываются:

    1)пострадавшим от экологических катастроф, бедствий, ядерных испытаний;

    1) жертвам массовых политических репрессий, многодетным матерям, малообеспеченным семьям при низком уровне душевого дохода, некоторым другим категориям населения.

    Хозяйствующие субъекты, другие работодатели могут предоставлять дополнительную материальную и денежную помощь своим работникам, как действующим, так и бывшим, членам их семей из собственных социальных фондов.

    Расходы бюджета на культуру и искусство (включая кинематографию), средства массовой информации (включая телевидение, радиовещание, периодическую печать и издательства)

    В статье 7 Конституции РФ провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе его образовательного и культурного уровня.

    Этими документами определены принципы финансирования расходов на культуру при сочетании бюджетного финансирования с элементами коммерческой деятельности, что вполне соответствует структуре современного рыночного механизма. Например, музеи финансируются за счет бюджетных ресурсов, используя коммерческие начала для пополнения коллекций и приобретения эксклюзивных экспонатов на аукционах. Театры, дворцы культуры активно предоставляют платные услуги, используя полученные ресурсы на удовлетворение духовных, эстетических потребностей населения. Этим реализуются принципы доступности всех слоев населения к культурным ценностям и благам.

    С этой целью государство предоставляет учреждениям культуры дополнительные льготы (особый порядок налогообложения, налоговые льготы юридическим и физическим лицам, финансирующим культурную сферу, формирования механизма благотворительности и т.д.).

    В зависимости от видов учреждения культуры организуются на государственной, региональной и частной собственности. Нормативный порядок финансирования этих учреждений не ограничивает получение ими внебюджетных средств.

    Однако бюджетные ресурсы преобладают среди источников финансирования культурной сферы. Поэтому существует несколько способов определения необходимости в средствах:

    В зависимости от норм бюджетного финансирования на человека и численности населения;

    На основе определенного процента от суммы национального дохода региона;

    На основе процента от общей суммы бюджетных расходов.

    Проблемы современного состояния российской экономики, приводящие к дефицитности бюджетов и инфляционным процессам, оказывают влияние на финансирование учреждений культуры. Методы определения бюджетных ассигнований различаются по типам и видам этих учреждений. При этом средства выделяются в основном учреждениями, не ориентированными на активную коммерческую деятельность.

    Согласно бюджетной классификациирасходы на культуру отражаются в разделах «Культура и искусство», включая кинематографию (раздел 1500), «Средства массовой информации», включая телевидение, радиовещание, периодическую печать и издательства (раздел 1600). Распределение расходов осуществляется по целевым и экономическим статьям посредством постатейного принципа выделения бюджетных средств на основе сметного расчета. По каждой статье применяется отдельная методика. Особенности финансирования музеев зависят от численности хранителей музейного фонда, структуры музея, состава предметов, их ценности, состояния, степени доступности экспонатов, необходимости их приобретения, наличия охранной сигнализации.



    При утверждении сметы расходов на очередной год учитываются фактическое ее исполнение за ряд лет и объем бюджета.

    При определении фонда оплаты труда не предусматривается создание фондов материального поощрения работников. Доходы, поступающие от входной платы в музеи, называются специальными средствами. По ним формируются отдельная смета доходов и расходов, их распределение осуществляется по предметным статьям по согласованию с учредителями.

    Методика расчета по основным статьям театров и концертных организаций не имеет специфических особенностей. Заработная плата артистических и художественных работников подразделяется на фонд оплаты труда штатных сотрудников и приглашенных. Другие расходы регулируются объемом доходов и бюджетных поступлений. Бюджетные средства выделяются в качестве субсидий, определенных как разница между расходами и доходами. Смета театра представляет собой финансовый план, состоящий из двух разделов: доходы и поступления; расходы и отчисления. В первом разделе учитываются доходы и сборы по основной деятельности, прочие доходы, бюджетные субсидии, во втором - все расходы независимо от источников покрытия.

    Из федерального бюджета финансируются учреждения и организации культуры по перечню, определенному Правительством РФ. В него включены библиотеки, музеи, театры, учебные заведения, имеющие особую культурную значимость для России, например, Государственный Эрмитаж, Всероссийская государственная библиотека, Государственный академический Большой театр и др.

    В каждом субъекте РФ имеются организации культуры, имеющие региональное значение. Источником финансирования их деятельности выступают региональные бюджеты.

    Из муниципальных бюджетов финансируется самая массовая сеть государственных учреждений культуры. Финансирование таких объектов может быть свободным и индивидуальным. В зависимости от этого распределяется общий объем бюджетных ресурсов. Бюджет крупного учреждения культуры подразделяется на две части: первая предназначена для финансирования государственных учреждений, вторая - для финансирования программ и мероприятий, для обеспечения деятельности негосударственных организаций и лиц, вносящих вклад в развитие культуры и искусства. При его формировании применяется методология «от достигнутого уровня».

    В отдельных регионах устанавливается определенный процент на содержание культурной сферы. Необходимо отметить, что в условиях дефицитности бюджетных ресурсов с целью повышения эффективности их использования применяется конкурсное рассмотрение предложений потенциальных исполнителей заказа местных администраций. При этом возможен вариант финансирования программ из разных источников, в том числе при долевом участии. В этом случае бюджетные средства перечисляются исполнителю одной суммой.

    При исполнении социально-творческого заказа его финансирование разбивается на две части - основную и конъюнктурную. Основная часть финансируется и не может быть изменена, конъюнктурная представляет собой широкий выбор услуг при возможности их замены. Таким образом, при финансировании культурной сферы применяется нормативно-сметный метод расчета с различными модификациями.

    Рассмотрим экономическую группировку расходов по отрасли «культура», финансируемых за счет бюджета с точки зрения видов деятельности и форм финансирования:

    Таблица 8.2.

    Наименование Государственные Негосударственная сеть учреждений и организаций
    учреждения организации
    1. Текущая деятельность
    1.1. финансирование в разрезе экономических статей + - -
    1.2. финансирование в форме субсидий - + +
    2. Реализация региональных и федеральных целевых программ + + +
    3. Финансовая поддержка особо ценных объектов культурного наследия народов РФ (федеральный и региональный бюджет) + + -
    4. Проведение фестивалей, конкурсов и других мероприятий за счет средств:
    4.1. государ.-го, регион.-го и местного значения + + +
    5. Государственные инвестиции на:
    5.1. оборудование + + -
    5.2. капитальный ремонт и реставрацию объектов культуры + + -
    5.3. новое строительство + + -

    Одним из направлений использования общественных фондов потребления, бюджетных средств является содержание нетрудоспособных и престарелых граждан, оказание материальной помощи отдельным группам населения (одиноким матерям, семьям, потерявшим кормильца, многодетным семьям и др.)

    Объем средств, выделяемых на социальную защиту граждан, зависит от уровня экономического развития страны, состояния сферы материального производства. Источником формирования фондов, из которых финансируются мероприятия по социальной защите населения, является национальный доход, созданный трудоспособными гражданами и прошедший затем перераспределение через бюджетную систему и внебюджетные фонды.

    Мобилизуемые в бюджет и внебюджетные фонды денежные средства позволяют государству осуществлять социальную политику.

    Средства государственных целевых внебюджетных фондов , созданных в соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», являются финансовой гарантией конституционных прав граждан России на социальную защиту в случае старости, болезни, неблагоприятного социального и экономического положения некоторых групп населения.

    1. Пенсионный фонд Российской Федерации, цель которого - государственное управление пенсионным обеспечением граждан.

    2. Вторым по величине социальным внебюджетным фондом является Фонд социального страхования РФ, образованный в соответствии с Указом Президента от 7 августа 1992 г. Цель его - финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, уходу за ребенком до полутора лет, финансирование организации санаторно-курортного лечения и отдыха и др.

    3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

    Из федерального бюджета финансируются:

    Комплекс мероприятий по социальной защите населения;

    Выплата пенсий военнослужащим, компенсация Пенсионному фонду РФ расходов по выплате государственных пенсий и пособий, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет федерального бюджета;

    Финансирование федеральных программ: «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несо­вершеннолетних», «Организация летнего отдыха детей» и др. Основной объем бюджетных средств, направляемых на социальную защиту населения, проходит через региональные и местные бюджеты

    Расходы на мероприятия по социальной защите населения

    Становление России как социально ориентированного государства предполагает развитие новых адекватных современным условиям институтов социальной сферы в дополнение к прежней системе социального обеспечения.

    Одной из таких структур является система социального обслуживания населения, предоставляющая населению - престарелым, инвалидам, многодетным, неполным и молодым семьям, другим категориям нуждающихся граждан - бесплатно или на льготных условиях разные виды социальных услуг.

    Такая деятельность осуществляется через сеть сложившихся учреждений: домов-интернатов, социальных приютов, социально-реабилитационных центров и т.п. и посредством создания новых форм социального обслуживания социальных центров, телефонов доверия, служб срочной психологической помощи и поддержки и др.

    Программно-целевой принцип реализации социальной политики является приоритетным. Для этого разрабатывается ряд программ, например, федеральные программы «Молодежь России», «Планирование семьи», «Дети-сироты» «Дети-инвалиды» и др., основной целью которых является создание организационных, правовых и экономических механизмов реализации социальной политики.


    Конституция РФ каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
    Как экономическая категория социальное обеспечение представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств для материального обеспечения и обслуживания граждан.
    В этом широком смысле социальное обеспечение включает соответствующее обеспечение всех членов общества независимо от источников образования фондов и организации обеспечения.
    Таким образом, социальное обеспечение - это проявление гуманизма, забота общества, государства о человеке, утратившем полностью или частично способность трудиться.
    Основные виды расходов по социальному обеспечению - выплаты денежных пенсий и пособий.
    Пенсии - это периодические выплаты определенных денежных сумм для материального обеспечения граждан.
    Основные виды пенсий:
    по старости;
    по инвалидности;
    за выслугу лет;
    по случаю потери кормильца.
    Некоторым категориям граждан выплачиваются социальные пенсии (пособия). Основные виды пособий:
    по временной нетрудоспособности;
    по беременности и родам;
    при рождении ребенка;
    по уходу за ребенком;
    на детей военнослужащих срочной службы;
    пособие по безработице;
    ритуальные пособия;
    социальная помощь малоимущим.
    Существуют и другие формы социального обеспечения: профессионально-техническое обучение, переобучение безработных, переобучение и трудоустройство инвалидов, бесплатное содержание нетрудоспособных в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, протезирование и снабжение инвалидов мото- и велоколясками, автомобилями, организация многих видов помощи на дому и т.д.
    Социальное обеспечение и социальное страхование. Нельзя признать обоснованной точку зрения о параллельном существовании социального обеспечения и социального страхования как самостоятельных экономических категорий одного порядка, согласно которой к социальному обеспечению относятся мероприятия, осуществляемые за счет прямых ассигнований государственного бюджета, а к социальному страхованию - мероприятия за счет средств фонда социального страхования.
    В направлениях расходов за счет прямых ассигнований на социальное обеспечение из государственного бюджета, Пенсионного фонда и Фонда социального страхования нет различий принципиального характера. Как за счет прямых ассигнований, так и за счет Пенсионного фонда и Фонда социального страхования выплачиваются пенсии по старости, по инвалидности, по выслуге лет, по случаю потери кормильца, пособия по случаю рождения ребенка и на погребение, пособия по беременности и родам и др. Различия состоят только в контингенте обеспечиваемых. Из средств Пенсионного фонда и Фонда социального страхования обеспечиваются рабочие и служащие, научные работники, непосредственно из бюджета - военнослужащие, начальствующий состав органов Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, таможенных органов и некоторые другие категории.
    Источники социального обеспечения. Важное значение имеет вопрос об экономических источниках социального обеспечения, его связях с прежней трудовой деятельностью граждан. Анализ различных фондов социального обеспечения и выплат из них показывает, что источником одних является необходимый продукт, других - прибавочный. Так, выплаты пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, расходы на обучение и трудовое устройство инвалидов, переобучение безработных своим источником имеют необходимый продукт. Назначение этих выплат - предоставить необходимые жизненные блага работнику в период его временной нетрудоспособности, безработицы. Эти выплаты непосредственно связаны с затратами на воспроизводство рабочей силы.
    Иное положение с выплатой пенсий. Это выплаты нетрудоспособным гражданам. В настоящее время в нашей стране численность лиц, получающих пенсии, составляет свыше 38 млн человек.
    До начала трудовой деятельности каждое молодое поколение нашей страны содержится как за счет необходимого продукта (в форме оплаты труда родителей), так и за счет прибавочного продукта (в форме льгот и услуг из общественных фондов потребления). С начала трудовой деятельности и до выхода на пенсию (за 35-40 лет) это поколение создает общественный продукт (необходимый и прибавочный) во все увеличивающихся объемах.
    Значительно увеличивается часть прибавочного продукта, направленная в фонд накопления. В результате быстро растет объем национального богатства. Следовательно, каждое новое поколение передает последующему значительно больший объем национального богатства (включая основные производственные и непроизводственные фонды), чем само получает от своего предшественника. На этой основе каждое новое поколение своим трудом увеличивает производство валового продукта. При этом возрастает объем как необходимого продукта, используемого на удовлетворение личных потребностей работников материального производства, так и прибавочного продукта, направляемого на развитие производства и на образование общественных фондов потребления, в том числе на содержание нетрудоспособных членов общества.
    В экономически развитых государствах выплата пенсий осуществляется из пенсионных фондов, создаваемых в течение многих лет в основном путем вычетов части заработной платы трудящихся. Поэтому там пенсионные фонды представляют собой зарезервированную часть необходимого продукта, которую работник получает после выхода на пенсию по старости или инвалидности.
    До 1990 г. в бывшем СССР основным источником социального обеспечения рабочих и служащих являлся бюджет социального стра- ховання, а колхозников - централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников и централизованный союзный фонд социального страхования колхозников. Поскольку средств этих фондов, формируемых за счет страховых взносов, было недостаточно для финансирования всех расходов, значительные дотации в них поступали из государственного бюджета.
    В целях совершенствования системы управления средствами, направляемыми на социальное обеспечение, гарантированного финансирования выплат пенсий и пособий в условиях перехода к рыночным отношениям, усиления контроля за поступлением и расходованием средств на эти цели Верховным Советом РСФСР были приняты законы об образовании Пенсионного фонда РСФСР, Фонда социального страхования, а затем, в связи с прогнозируемой безработицей, и Фонда занятости населения. В совокупности средства этих фондов создают условия для социальной защиты населения в современных условиях.
    Значительные ассигнования на социальное обеспечение направляются непосредственно из государственного бюджета, минуя указанные фонды. За счет их обеспечиваются пенсиями и пособиями военнослужащие Российской армии, железнодорожных войск, внутренних войск МВД, лица рядового и начальствующего состава органов МВД, ФСБ, службы внешней разведки и их семьи и некоторые другие категории граждан.
    Бюджетные средства ассигнуются также на обучение и трудовое устройство инвалидов, содержание домов-интернатов для престарелых инвалидов, на протезирование и приобретение транспортных средств для инвалидов, оказание им санаторно-курортной помощи, выплату пособий на детей. За счет бюджетных средств содержатся врачебно-трудовые экспертные комиссии и органы социальной защиты населения.
    Следовательно, за счет бюджетных ассигнований на социальное обеспечение создаются условия для возвращения к труду лиц, потерявших трудоспособность, и гарантируется материальное обеспечение отдельных категорий трудящихся при наступлении нетрудоспособности или других обстоятельств, предусмотренных законом.
    Осуществление социального обеспечения возложено на Министерства труда и социального развития РФ, республик в составе РФ и их местные органы. В составе Министерства труда и социального развития функционирует Департамент пенсионного обеспечения, на который возложены: разработка предложений по формированию государственной федеральной политики пенсионного обеспечения и ее реализации во взаимодействии с органами власти субъектов Федерации; организация и методическое обеспечение работы по назначению, перерасчету, выплате и доставке пенсий; обеспечение единообразного применения федерального пенсионного законодательства и подготовка предложений по его совершенствованию, осуществление контроля за правильностью начисления и выплаты пенсий, содействие развитию негосударственных форм пенсионного обеспечения и некоторые другие задачи.
    Назначение пенсий и пособий офицерам, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы Российской армии, пограничных войск, железнодорожных войск, внутренних войск МВД, лицам рядового и начальствующего состава органов МВД, Федеральной службы безопасности, службы внешней разведки и их семьям осуществляется соответствующими ведомствами.
    Расходы на пенсии и пособия планируются исходя из численности пенсионеров и размеров пенсий в планируемом периоде.
    . В, ндщей стране право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца в соответствии с Конституцией РФ гарантируется различными формами социального обеспечения. Трудящиеся из своей заработной платы на свои будущие пенсии вносят 1 % заработка. Фонд для обеспечения нетрудоспособных выделяется и используется ежегодно в процессе распределения внутреннего валового продукта и национального дрхода.
    Поскольку неработающие пенсионеры не создают ни необходимого ни прибавочного продукта и в период их трудовой деятельности пенсионный фонд для них не создавался, постольку источником ежегодно образуемого пенсионного фонда является та часть внутреннего валового и национального дохода, которая создана прибавочным трудом работающего поколения, т.е. прибавочный продукт.
    Принципы социального обеспечения. Важной особенностью социального обеспечения являются гуманные принципы его построения.
    Всеобщность. Принцип заключается в том, что при нетрудоспособности по возрасту или вследствие инвалидности социальная обеспеченность распространяется на всех трудящихся, без каких-либо исключений и независимо от пола, возраста, национальности, расы, характера и места работы, форм ее оплаты. Социальному обеспечению подлежат все нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца: несовершеннолетние дети, братья, сестры, внуки, престарелые или нетрудоспособные жена (муж), отец, дед, бабушка и некоторые другие.
    Общедоступность - условия, определяющие право на ту или иную пенсию, доступны для всех. Так, при средней продолжительности жизни в 70 лет право на пенсию по старости возникает у мужчин в возрасте 60 лет, а у женщин - в возрасте 55 лет, а для занятых на тяжелых видах труда пенсионный возраст для мужчин понижен до 50-55 лет, а для женщин до 45-50 лет. Стаж, необходимый для получения этой пей-" сии, установлен для мужчин 25 лет, для женщин - 20 лет, а занятых на тяжелых работах - еще ниже. Следовательно, всем, кто честно трудится, этот стаж доступен еще задолго до наступления старости.
    Размер и форма обеспечения зависят от прошлого труда: длительности стажа, условий работы, размера заработной платы, других факторов, связанных с трудовой и общественной деятельностью. Этот принцип находит свое отражение в социальном обеспечении опосредованно, через заработную плату, поскольку пенсии и многие виды пособий исчисляются от заработной платы.
    Разнообразие предоставляемых форм обеспечения и услуг - это пенсии и пособия, трудоустройство, разнообразные мероприятия по укреплению здоровья, предупреждению и снижению заболеваемости, помещение в дома-интернаты для инвалидов и престарелых, обеспечение мото- и велоколясками и автомобилями, протезирование и т.д.
    Демократический характер организации социального обеспечения и его управления. Особенно велика в этом роль профессиональных союзов, представители которых участвуют в работе комиссий по назначению пенсий и в работе органов медико-социальной экспертизы, принимают непосредственное участие совместно с администрацией в оформлении документов уходящих на пенсию работников через комиссии по пенсионным вопросам при фабричных, заводских местных комитетах профсоюза. Большую работу по социальному обеспечению трудящихся проводят постоянные комиссии по социальному обеспечению и здравоохранению местных органов власти.
    Вопросы теории, методологии и практики финансового обеспечения отраслей социальной сферы нашли отражение в следующих монографиях:
    В.И. Басов. Общественные фонды потребления и бюджет (1967);
    И.А. Гороховер. Планирование и финансирование больниц и поликлиник (1967);
    Л.И. Тулъчинский. Финансовые проблемы профессионального образования в СССР (1968);
    Г.Н. Соболевский, В.В. Ермаков, В.В. Головтеев. Основы финансирования учреждений здравоохранения (1974);
    И.В. Бабановский. Вопросы финансирования здравоохранения в СССР (1976);
    Г. И. Ушаков, А. С. Шуру ев. Планирование и финансирование подготовки специалистов (1980);
    ЮА. Пешехонов. Ресурсы социального развития в XI пятилетке (1981);
    К.И. Субботина. Финансирование народного образования (1985);
    Г.Б. Поляк. Финансовое обеспечение социальной сферы (1988);
    С.Д. Карастелин, Г.Б. Поляк. Ресурсы социального развития трудовых коллективов (1989).
    Вопросы социального обеспечения в СССР и РФ рассмотрены в следующих работах:
    B.C. Андреев. Социальное обеспечение в СССР (1986);
    В.А. Ачаркан. Государственные пенсии (1967);
    И.В. Гущин. Советское право социального обеспечения: вопросы теории (1982);
    M.JI. Захаров, Э.Г. Тучкова. Социальное обеспечение и обслуживание пенсионеров (1988);
    Г.В. Сулейманова. Социальное обеспечение и социальное страхование (1997);
    Л.И. Пронина. Проблемы развития социального обеспечения (1992);
    М.С. Ланцев. Социальное обеспечение в СССР (экономический аспект) (1976).
    Вопросы для повторения

    Развитие социальной инфраструктуры повышает качество жизни населения, что является, в конечном счете, основой роста национальной экономики, а также укрепления социальной стабильности в обществе. Эти проблемы очень актуальны для всех стран мира. Традиционно социальная сфера имеет бюджетное финансирование, что влечет за собой множество проблем, особенно в переходный период.

    Нынешнему этапу развития общества и экономики присущи противоречия между необходимостью построения современной социальной системы и отсутствием надлежащих социально-экономических условий; между потребностями в значительных финансовых ресурсах и реальными возможностями государства и территорий по финансированию социальной сферы; между старыми организационными формами, новыми задачами экономической реформы и негативными явлениями в обществе. Своевременное решение всех этих проблем должно стать залогом успешного развития страны в будущем.

    Социальная политика представляет собой систему действий органов государственного управления и местного самоуправления, обеспечивающих решение ключевой задачи государства - повышения уровня и качества жизни граждан, в том числе за счет эффективного использования общественных (государственных и муниципальных) финансов.

    Целью социальной защиты должна быть помощь бедным, чтобы они не теряли социальной полноценности, не втягивались в "ловушки бедности" и не шли на уголовные преступления от отчаяния. В развитых странах с рыночной экономикой социальная защита является неотъемлемой частью общей системы стимулов. Для полноценного развития страны необходима прозрачная конкуренция, которая поднимает наверх самых трудолюбивых и способных. Однако нищета и отчаяние не могут быть единственной альтернативой успеха, атома все цивилизованные страны создали своеобразные "предохранительные механизмы", которые поддерживают людей с временными материальными или иными трудностями.

    При этом требование возврата к активной жизни (для избежания иждивенчества) всегда является основным требованием поддержки общественным средства.

    между тем в Украине современная система социальной защиты является своеобразным гибридом, который состоит из старой системы стимулов советской номенклатуры (льгот) и надстройки, созданной уже во времена независимости для защиты действительно нуждающихся граждан от негатива переходного процесса (адресная социальная помощь).

    Как показывает практика, в каждом государстве составляющие социальной защиты могут существенно отличаться по составу и объему социальных выплат, трансфертов, субвенций. Эти характеристики отличаются также в той же стране в разные периоды. То есть социальная защита - категория очень динамичная и подвижная. Она непосредственно связана с социальной политикой государства. В то же время, не смотря на то, что в европейских странах сложились различные системы социальной защиты, они вполне сопоставимы по уровню своего развития.

    В таких странах как Ирландия, Великобритания, Скандинавские страны, Португалия применяется универсальный подход, при котором системы социальной защиты включают в себя все организационно-правовые формы предоставления социальных выплат и услуг населению. В эти системы входит не только социальное страхование во всех его видах, но и программы по обеспечению минимального дохода, которые обеспечивают удовлетворение базовых потребностей беднейших слоев населения. Такие пособия не требуют от человека предварительной уплаты взносов, а выполняются местными органами власти за счет налогов или трансфертов из централизованных бюджетов

    Системы социальной защиты в странах ЕС имеют долгую историю и сформировались в современном виде довольно давно. На нынешнем этапе важнейшая задача в области развития систем социальной защиты состоит в необходимости приспособления его к изменениям и потребностям современного общества. Одним из направлений является организация защиты от новых рисков, возникающих на рынке труда, связанные с демографическими процессами, социальной интеграцией/дезинтеграцией и занятостью. Почти во всех странах предоставляются социальные пособия в связи с бедностью, которые обычно объединяет общее название "программа по обеспечению минимального дохода". При этом функционируют различные программы, как общие и дополнительные, так и специальные. Например, в Германии Закон о социальной помощи предусматривает два ее вида: пособие на жизнь и помощь по социальным мотивам. Примеры развития программ по обеспечению минимального дохода наглядно показывают, что дело заключается не только в том, чтобы выплачивать социальные пособия, а и в том, чтобы помочь людям интегрироваться в общество.

    Следует также заметить, что при организации социальной помощи, как правило, применяется многоуровневый принцип, когда часть пособий предусмотрена национальными стандартами, а часть - имеет дополнительный характер. Так, например, в таких дополнительных пособий, которые обеспечивают минимальный доход, относятся: в Австрии - жилищная помощь и медицинское страхование; в Бельгии - возмещение необходимых расходов, связанных с оплатой жилья и коммунальных услуг, медицинским обслуживанием, также применяются разовые выплаты; В Дании - жилая помощь, стипендия для студентов; в Финляндии - жилая помощь, высоко возмездные услуги по охране здоровья, возмещение расходов, связанных с пребыванием детей в дневных детских учреждениях; во Франции - жилая помощь, бесплатная медицинская помощь; в Германии

    Жилая помощь, медицинское страхование и возмещение других расходов, связанных с болезнями, помощь на образование, помощь в экстренных случаях; в Ирландии - жилищная помощь, помощь на одежду и обувь для школьников, обеспечения необходимыми предметами домашнего обихода и топливом; в Люксембурге и в Нидерландах - жилая помощь, бесплатное медицинское страхование; в Португалии - жилая помощь, оплата медицинских услуг для некоторых категорий граждан, гранты на обучение, субсидии на проезд на общественном транспорте; в Испании - экстренная социальная помощь (оплата жилья, мебели, предметов домашнего обихода и бытовой техники); в Швеции - жилищная помощь, помощь для родителей-одиночек; в Великобритании - жилая помощь, бесплатная стоматология, субсидии на очки, обеспечения молоком и витаминами детей младше 5 лет и беременных женщин, бесплатное школьное питание, помощь в оплате услуг на погребение, возмещение оплаты отопления пенсионерам, инвалидам и семьям с ребенком до 5 лет, местные налоговые помощи.

    Анализ применения термина "социальная защита" свидетельствует, что он применяется в широком, узком, специальном и дополнительном значениях.

    В широком смысле социальная защита составляет содержание социальной функции государства и представляет собой систему экономических, юридических, организационных мероприятий по обеспечению основных социальных прав человека и гражданина в государстве. В таком случае речь идет о все меры государства, направленные на обеспечение ее социальной функции. В этом аспекте элементы социальной защиты присущие различным сферам общественных отношений, в которых реализуются социальные права граждан, - сферам применения труда, социального страхования, социальной помощи, здравоохранения, образования, жилищной политики.

    В узком смысле понимание социальной защиты представляет собой собственно социально-защитную деятельность государства по обеспечению населения от негативных последствий социальных рисков.

    в Частности, в литературе система социальной защиты населения признается системой более высокого порядка, включающая в себя в качестве составной части систему социального обеспечения, а государственное социальное обеспечение рассматривается как гарантия социальной защиты населения.

    В Конституции социальная защита понимается как система мер по защите населения от социальных рисков. Именно такой смысл заложен в статью 46, где установлен "право граждан на социальную защиту, что включает право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы из независимых от них обстоятельств, а также в старости и в других случаях, предусмотренных законом". По смыслу статьи и учитывая социальные риски, обеспечение которых предусмотрено в ней, право на социальную защиту вроде права на социальное обеспечение. Однако и организационно-правовая система, которая создана в Украине для обеспечения населения от социальных рисков, ни по своему составу, ни по своей сути не дает оснований применять к ней термин "социальное обеспечение".

    В Украине заложены правовые и институциональные основы новой системы социальной защиты. Эта система характеризуется следующими чертами.

    Во-первых, в Конституции Украины провозглашено право граждан на социальную защиту и установлены государственные гарантии его осуществления.

    Во-вторых, создано многочисленное социально-защитное законодательство (срок "законодательство" в данном случае применяется нами в широком смысле), которым предусматривается юридический механизм предоставления населению социальных денежных выплат и социальных услуг в определенных случаях, которые по международно-правовой практикой получили название "социальных рисков".

    в-третьих, хотя в этой системе пока не имеет единого правового акта, который закрепил бы общие принципы именно социальной защиты, все же существующий системный характер актов, регулирующих отношения в сфере социальной защиты, и их функциональное группирование, направлено на защиту населения от негативных последствий наступления социальных рисков.

    в-четвертых, в институциональном плане национальная система социальной защиты включает в себя: I) все организационно-финансово-правовые формы, через которые непосредственно осуществляются социальные выплаты и предоставляются социальные услуги отдельным гражданам в случае наступления социальных рисков, это - социальное страхование, финансирование за счет налогов, государственная социальная помощь, негосударственное социальное обеспечение; 2) непрямые (косвенные) меры социальной защиты, которые приобретают все более широкого применения.

    в-пятых, в Украине создана такая структура социальной защиты:

    А. Государственная социальная защита

    И. Общая система социальной защиты:

    1) общеобязательное государственное социальное страхование;

    2) государственная социальная помощь.

    П. Специальный социальная защита. III. Дополнительную социальную защиту.

    Б. Негосударственное социальное обеспечение

    1) негосударственное пенсионное обеспечение;

    2) негосударственные социальные услуги.

    Таким образом, защита возможно определить как систему юридических, экономических, финансовых и организационных средств и мер в государстве по защите населения от неблагоприятных последствий социальных рисков.

    Обобщая, следует подчеркнуть два основных положения, касающиеся системы социальной защиты: во-первых, роль государства как главного организатора системы социальной защиты населения; во-вторых, - феномен социального риска как основание, что выделяет социальную защиту от других способов материального обеспечения граждан.

    в настоящее время осуществление права на социальную защиту в Украине организовано в нескольких формах, которые различаются по таким признакам, как 1) круг лиц, подлежащих обеспечению; 2) источники и способы финансирования; 3) виды, условия и размеры обеспечения; 4) органы, предоставляющие обеспечение.

    Организационно-правовая форма социальной защиты - это объединенная общими принципами и методами осуществления совокупность юридических, финансовых, организационных средств социальной защиты отдельных категорий населения.

    защита - это государственная поддержка слоев населения, которые могут подвергаться негативному влиянию рыночных процессов, с целью обеспечения соответствующего жизненного уровня, то есть меры, включающие предоставление правовой, финансовой, материальной помощи отдельным гражданам (наиболее уязвимым слоям населения), а также создание социальных гарантий для экономически активной части населения; комплекс законодательно закрепленных гарантий, противодействующих дестабилизирующим жизненным факторам (инфляция, спад производства, экономический кризис, безработица и тому подобное). Основные элементы системы социальной защиты.

    установление допустимых параметров жизни;

    защита населения от роста цен и товарного дефицита:

    решение проблемы безработицы и обеспечения эффективной занятости, переподготовка кадров;

    пенсионное обеспечение;

    социальные трансферты;

    социальное обслуживание;

    предоставление необходимой медицинской помощи и тому подобное.

    Основной организационно-правовой формой в системе социальной защиты выступает общеобязательное государственное социальное страхование - это система прав, обязанностей и гарантий, предусматривающая предоставление социальной защиты, включающей материальное обеспечение граждан в случае болезни, полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы из независимых от них обстоятельств, а также в старости и в других случаях, предусмотренных законом, за счет денежных фондов, которые формируются путем уплаты страховых взносов владельцем или уполномоченным им органом (далее - работодатель), гражданами, а также бюджетных и других источников, предусмотренных законом.

    Социальную защиту включает право на обеспечение граждан в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы из независимых от них обстоятельств, а также по старости и в других случаях, предусмотренных законом .

    Если сравнивать социальную защиту с социальным обеспечением, то социальную защиту является более широким понятием. Схематично соотношение между социальной защитой, социальным обеспечением и социальной помощью изображен на рис.9.1.

    Рис.9.1. Составляющие социальной политики . К активным относится социальная помощь, которая заключается в том, чтобы помочь людям, которые попали в трудную жизненную ситуацию, уберечься от нищеты, чтобы не оказаться на обочине общества. Пассивные меры включают: социальное страхование, лечение и профилактику болезней, повышения уровня образования и квалификации, которые направлены на предотвращение ситуаций, которые грозят благосостоянию человека.

    В последние десятилетия при оценке уровня развития национальной экономики на первый план стали выходить социальные индикаторы: уровень занятости и безработицы, динамика реальной заработной платы, уровень жизни населения. Социальный климат становится определяющим при создании экономической атмосферы. Вообще, формирование социально-ориентированной экономики - цель любых трансформаций, и в том числе на региональном и местном уровнях. Финансирование социальных мероприятий - главная статья расходов бюджетов любой страны, когда еще не установлено стабильных структурных экономических пропорций и сфера финансирования социальных расходов является наиболее нерегулируемой, а также в период обострения кризисных явлений в социально-экономической сфере.

    Расходы на социальную сферу составляют в Украине около 18 % ВВП, однако основная тяжесть социальных расходов лежит сегодня на бюджетах регионов и их местных структур, из которых финансируется примерно 80 % всей социальной сферы.

    Расходы на социальную защиту и социальное обеспечение:

    а) выплата пенсий военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы и членам их семей, пенсий военнослужащим и лицам начальственного и рядового состава органов внутренних дел, другим лицам, определенным законом; уплата в Пенсионный фонд Украины страховых взносов за отдельные категории лиц, предусмотренные законом; выплату доплат, надбавок, повышений к пенсиям, дополнительных пенсий, пенсий за особые заслуги перед Украиной, установленных законом;

    б) государственные программы социальной помощи (денежная помощь беженцам; компенсации на медикаменты; программа протезирования; программы и мероприятия из социальной защиты инвалидов, в том числе программы и мероприятия Фонда социальной защиты инвалидов; возмещение убытков, причиненных гражданам; мероприятия, связанные с возвращением в Украину крымскотатарского народа и лиц других национальностей, которые были незаконно депортированы из Украины, и размещением иностранцев и лиц без гражданства, которые незаконно находятся на территории Украины; ежегодная разовая денежная помощь ветеранам войны и жертвам нацистских преследований; пожизненные государственные стипендии; средства, передаваемые в фонды общеобязательного государственного социального страхования; программы социальной защиты граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы, государственная социальная помощь лицам, которые не имеют права на пенсию, и инвалидам, другие виды целевого пособия, установленные законом);

    в) государственная поддержка общественных организаций инвалидов и ветеранов, которые имеют статус всеукраинских;

    г) государственные программы и мероприятия относительно детей, молодые, женщин, семьи;

    г) государственная поддержка молодежных и детских общественных организаций на выполнение программ и мероприятий относительно детей, молодые, женщин, семьи утвержденным Кабинетом Министров Украины;

    д) программы поддержки строительства (реконструкции) жилья для отдельных категорий граждан;

    обеспечение функционирования всеукраинских, государственных, межрегиональных профессиональной реабилитации инвалидов и государственных центров социальной реабилитации детей-инвалидов в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины;

    е) другие программы в области социальной защиты и социального обеспечения, обеспечивающие выполнение общегосударственных функций, согласно перечню, утвержденному Кабинетом Министром Украины;

    Расходы на социальную защиту населения и социальное обеспечение включают:

    государственные специальные пенсионные программы (пенсии военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы и членам их семей, пенсии военнослужащим и лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, пенсии, предназначенные за другими пенсионными программами);

    Государственные программы социальной помощи (денежная помощь беженцам; компенсации на медикаменты; программа протезирования; программы и мероприятия из социальной защиты инвалидов в том числе программы и мероприятия Фонда Украины социальной защиты инвалидов: мероприятия, связанные с возвращением в Украину крымскотатарского народа и лиц других национальностей, которые были незаконно депортированы из Украины; ежегодная разовая денежная помощь ветеранам Великой Отечественной войны; пожизненная стипендия для участников боевых действий; средства, передаваемые в Фонд социального страхования на случай безработицы; частичное покрытия затрат на выплату задолженности с регрессивных исков шахтеров);

    Государственную поддержку общественных организаций инвалидов и ветеранов, имеющих статус всеукраинских;

    Государственные программы и мероприятия относительно детей, молодые, женщин, семьи;

    Государственную поддержку молодежных общественных организаций на выполнения общегосударственных программ и мероприятий относительно детей, молодые, женщин, семьи;

    Государственные программы поддержки строительства (реконструкции) жилья для отдельных категорий граждан.

    Осуществление местных программ социальной защиты населения происходит на основе решений органов местного самоуправления. Их финансирование производится за счет средств местных бюджетов.

    Относительно расходов на социальную сферу можно сказать следующее: они занимают ведущее место в расходах бюджетов Украины всех уровней. Из всех расходов на социально-культурные мероприятия около трети занимают расходы на социальную защиту и социальное обеспечение населения. Вообще, социальная защита и социальное обеспечение - самая большая расходная статья Государственного бюджета Украины, которая по объему опережает здравоохранение, образование и расходы на экономическую деятельность. На протяжении 2009-2012 годов объем годовых расходов на социальную защиту и социальное обеспечение составил в среднем 58454 млн. грн. или 28,6% общей суммы расходов Государственного бюджета Украины. Если анализировать динамику расходов на социальную защиту и социальное обеспечение государственного бюджета в абсолютном выражении, то наблюдается их рост в 2010-2011 году. Объем расходов Государственного бюджета Украины на социальную защиту составил в 2010 году 63311 млн. грн. что на 11794млн. грн. больше по сравнению с 2009 годом, в 2011 году - 63540 млн. грн., что больше на 12023 млн. грн. по сравнению с 2009 годом, и 229 млн. грн. чем в 2010 году. Уменьшение расходов на социальную защиту и социальное обеспечение произошло в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 8092 млн. грн., но по сравнению с 2009 годом выросли на 3931 млн. грн. (рис. 9.2).

    Рис 9.2. Динамика расходов на социальную защиту и социальное обеспечение из Государственного бюджета Украины

    Однако, несмотря на значительный объем социальных расходов, качество социальных услуг и других мер социальной защиты в Украине до сих пор остается относительно низкой по сравнению с другими странами, а социальные потребности наиболее уязвимых категорий населения не удовлетворяются в достаточной степени.

    Среди основных проблем в сфере социальной защиты населения Украины, которые требуют немедленного решения, можно выделить следующие:

    Чрезвычайно высокий уровень участия государства в сфере социальной защиты, чрезвычайно слабое участие в ее функционировании населения; чрезвычайно стремительный рост стоимости услуг, которые предоставляют учреждения здравоохранения, образования, культуры, что не соответствует их качеству;

    Неэффективность бюджетного управления имеющимися финансовыми ресурсами как главными распорядителями, так и отдельными социальными учреждениями; недостаточность средств для финансирования мероприятий в сфере социальной защиты населения.

    С целью решения рассмотренных проблем, разработана Общегосударственная программа преодоления и предотвращения бедности на 2010-2015 годы, которая предусматривает:

    Внедрение системы раннего выявления лиц и семей, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах;

    Модернизацию системы социального обслуживания;

    Предоставление льготы в объеме, достаточном для обеспечения нормальной жизнедеятельности лица (семьи);

    Содействие развитию молодежных инициатив в трудовой сфере, переподготовки и повышения квалификации молодежи, ее профориентации, предотвращения негативных проявлений в молодежной среде;

    создание правовых, экономических и социальных условий для функционирования и укрепления семьи, улучшения демографической ситуации, обеспечения равных прав и возможностей мужчин и женщин в украинском обществе.

    Основными приоритетными направлениями реформирования и совершенствования механизма системы управления социальной защитой населения в Украине являются:

    внедрение комплекса мер по радикальной модернизации действующей пенсионной системы, обеспечение перехода от бюджетного к страховому принципу финансирования значительной части расходов на социальную защиту;

    пересмотр системы критериев и оснований, по которым гражданам предоставляют льготы и назначают социальные выплаты;

    повышение эффективности выполнения международно-правовых обязательств в сфере совершенствования государственной системы социальной защиты; обеспечение прозрачности и координации во время финансирования всех государственных программ социальной направленности. Следовательно, в условиях социально-рыночной трансформации государство должно выступить социальным амортизатором преобразований и одновременно проводить активную социальную политику на новых, адекватных рыночным требованиям началах, учитывая положительные и отрицательные моменты внедрения тех или иных элементов социальной политики в развитых странах всеобщего благосостояния.

    Стабильное экономическое развитие страны невозможно без формирования социально обеспеченного общества. Сочетание проблем развития рыночных отношений с усилением внимания к социальным вопросам создает необходимые предпосылки для экономического оздоровления, стабильного положения человека на протяжении всей трудовой деятельности и после ее завершения. В конце концов, экономический рост и повышение народного благосостояния - взаимосвязанные процессы.

    Случайные статьи