Список закрытых военных городков на год. Жилье по программе отселения из закрытых военных городков (ЗВГ). Определение статуса жилого помещения

Вам понравился материал? Вы можете угостить автора чашечкой ароматного кофе и оставить ему доброе пожелание 🙂


Ваше угощение будет обязательно доставлено до автора. Чашка кофе - это не много, но она согревает и придает силы творить дальше. Вы можете выбрать, чем угостить автора.

Чашка кофе из ПитСтопа за 60 руб.

Крепкий эспрессо за 110 руб.

Восхитительное Латте за 175 руб.

X Хотите оставить пожелание для автора?

Оставить пожелание Пропустить

Читатели неоднократно задают вопросы о служебном жилье. Как сохранить за собой после увольнения из армии жилье, если это служебная квартира? Остаются ли права на квартиру, если супруги развелись и ответственный квартиросъемщик уехал?

О спойлерах. В серых полосах скрыт различный текст, например правовых норм или комментарии автора. Для того чтобы их прочитать, нажмите на полоску - чтобы скрыть, нажмите еще раз.

Spoiler

О способах получения квартиры военнослужащими говорить не будем. Это и сертификаты и сами квартиры – в этом вопросе секретов нет. Есть много документов по этому поводу, например . Тем более если военнослужащий проходит службу, то всю необходимую информацию ему должны предоставить в военной части. Конечно, если читатели расскажут о каких-то проблемах. то мы вернемся к этому вопросы и расскажем подробнее, с приложением необходимых шаблонов документов.

Правильным развитием событий, в вопросе обеспечения военнослужащих жилым помещением, является следующее: отслужил положенный срок, получил сертификат, купил квартиру, или оформил бесплатно ту, что уже занимаешь, живешь и радуешься. Однако, в условиях российской действительности, подобная схема зачастую дает сбои. Рассмотрим несколько проблемных ситуаций и предложим образцы документов для их решения.

Напомним, что согласно ст. 4 Закона РФ «О приватизации» служебные жилые помещения, и помещения в закрытых военных городах – приватизации не подлежат.

Spoiler

ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» — не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Для выработки последующей стратегии судебного разбирательства необходимо в первую очередь определить статус военного городка – открытый городок или закрытый, а также определить статус жилого помещения – служебное помещение или нет.

Определение статуса военного городка

Первым делом необходимо удостовериться, относится ли Ваш военный городок к открытым. Это сделать не сложно. Если Вы знаете номер военного городка, то сразу пропускайте следующие два абзаца:-), если же эта информация Вам не известна, то вот используемый нами способ, на примере одного обращения – г. Уссурийск ул. Карбышева д. 25.

Весь военный жилой фонд до недавнего времени обслуживала ОАО «Славянка», которая получила этот фонд от коммунально-эксплуатационных частей (КЭЧ) по всей России. При принятии домов на обслуживание оформлялись акты приема-передачи, которые входят в состав технической документации по домам. Вот пример – Если Ваш дом обслуживала ОАО «Славянка», то копию подобного акта можете запросить в своей управляющей организации АО «ГУЖФ».

Spoiler

Вообще очень полезный акт, т.к. в нем указаны и данные по техническому состоянию дома, и площади и разная иная техническая информация. Точно, что иметь копию такого акта лишним ни кому не будет..

В нынешнем примере нам интересна информация о номере военного городка – это номер 12. Теперь нам необходимо обратиться к законодательству. Для военного жилого фонда, фонда ФСБ России и Пограничной службы Российской Федерации принято , для жилого фонда внутренних войск Министерства внутренних дел РФ . Соответственно находим субъект и читаем номера военных городков. В нашем случае цифры 12 нет. Это значит, что военный городок №12 в г. Уссурийск не входит в перечень закрытых военных городков (входил ранее, но был исключен).

Определение статуса жилого помещения

Следующим этапом будет поиск ответа на вопрос – имеет ли занимаемое Вами жилое помещение статус «служебная квартира». Вообще в Российской Федерации принято , но в отношении служебного фонда Министерства Обороны РФ оно не особо действует. Допускаем, что связано это с государственной тайной, но точное объяснение нам никто не давал. Поэтому вопросы отнесения жилого фонда к служебному жилому фонду осуществляется приказами Министра Обороны РФ. Также данная информация должна содержаться в ЕГРП и для проверки этой информации необходимо делать соответствующий запрос через МФЦ. Однако проверка некоторых уже известных адресов показала, что ни в ГКН ни в ЕГРП информации может не быть вовсе, ни на дом ни на квартиру

Наличие статуса «служебная квартира очень важно, т.к. квартира по договору служебного найма предоставляется исключительно на время прохождения службы и впоследствии должна быть сдана.

Spoiler

ЖК РФ, Статья 103. Выселение граждан из специализированных жилых помещений

В случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

Очень часто в практике встречается является ситуация, когда квартира была получена военнослужащим как служебная на себя и членов своей семьи. Впоследствии семейные отношения не сложились, супруги разошлись и военнослужащий уехал. В данной ситуации статус жилого помещения очень важен, т.к. если квартира была служебной, то после искового заявления, например военного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, оставшиеся проживать в служебной квартире члены семьи будут выселены без предоставления иного жилого помещения. В качестве примера можно привести . Дальше по тексту мы рассмотрим вариант обхода подобной ситуации, но шансы выиграть будут не очень большими.

Следует отметить, что если жилое помещение будет отнесено к служебному жилому фонду после того, как гражданин обратится с заявлением о заключении договора социального найма или приватизации, то суд примет сторону гражданина. Но подобные варианты встречаются крайне редко, обычной является ситуация, когда сначала Министр Обороны РФ относит жилые помещения к служебным, граждане заключают договор служебного найма, а затем пытаются в суде изменить статус. И естественно, что суд принимает сторону государства, вот подобное решение — .

Если в ордере нет отметки «служебное» и договор заключен с Вами не «служебного найма», то скорее всего квартира не имеет статус «служебная квартира. Однако, напоминаем, что лучше всего сделать соответствующий запрос в Министерство обороны РФ.

Итак, если мы выяснили, что квартира не является служебной и не находится в закрытом военном городке, можно приступать к рассмотрению проблемных вариантов.

Квартира ранее была служебной, но потом данные об этом потерялись

Достаточно редкий случай, но имеет место быть. Иногда можно встретить ситуацию, когда квартира ранее была предоставлена по договору служебного найма, но впоследствии данные о том, что квартира является служебной, были утеряны (мы все-таки в России живем:-)). Также подобная ситуация встречается, когда предоставляли квартиру как служебную, т.к. считали, что все квартиры в военном городке являются служебными. Если на запрос о предоставлении сведений, вдруг придет сообщение, что Ваша квартира не включена в перечень служебных квартир, то можно смело обращаться в суд с иском о признании заключенного договора служебного найма недействительным и заключении договора социального найма.

Квартира была оформлена служебной с нарушениями, после 2006 года

Также редкий и сложный случай, когда заключен договор найма служебной квартиры после 2006 года, но при этом должностные лица неправильно отнесли квартиру к служебным. Редкий он потому, что «служебят» после 2006 года дома списками, с включением всех квартир скопом. Образец искового заявления мы не будем прикладывать, т.к. данный случай является сложным и необходима помощь квалифицированного юриста, а вот путь подскажем 🙂 можете сами править предоставленное выше исковое заявление;-), и с ним к юристу

Spoiler

согласно Указания № 155/4/694, утвердившего «Порядок включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключения жилого помещения из указанного фонда», отнесение жилых помещений Министерства обороны РФ к специализированному жилищному фонду осуществляется в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 26.01.2006 Г № 42 «Об утверждения Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», в том числе с соблюдением п. п. 13, 14 указанного нормативного документа; использование жилого помещения в качестве специализированного допускается только после его отнесения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда.

В нарушение ст. 101 ЖК РСФСР, п.2 ст. 92 ЖКРФ, п.п.. 13-14 постановления Правительства РФ № 42 от 26.01.2006 и Указания Министра Обороны РФ № 155/4/694 от 24.04.2007 года, с даты ввода дома в эксплуатацию, квартира решение муниципального органа либо органа, осуществляющего управлением государственным жилищным фондом надлежащим образом в специализированный жилищный фонд не включалась.

Согласно ст.ст. 60, 92, 100 ЖК РФ проживание в домах государственного жилищного фонда осуществляется на основании договоров социального найма жилого помещения либо социального найма специализированного жилого помещения, в случае отнесения такового к специализированному жилищного фонда с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством РФ.

Приватизация бывшим военным квартиры не в закрытом военном городке

Одной из распространенных проблем, относящихся к разряду не сложных, это отказ в приватизации предоставленного ранее жилого помещения. С января 2016 года действует .Но некоторые военнослужащие могут не подпадать под действие данного приказа и тем самым как бы теряют право на получение квартиры в собственность.

Ситуация примерно следующая: гражданин получил от военной части жилое помещение в военном городке, после выхода на пенсию прошло много лет и он решил квартиру приватизировать, но ему отказывают. Причиной отказа является то, что в Министерстве обороны РФ до сих пор не разработано положение о порядке приватизации жилых помещений государственного фонда, а под действие Приказа Министра обороны РФ от 25.01.2016 № 20 гражданин не подпадает. На основании этого формального основания представители Министерства Обороны РФ, а также представители специализированных организаций отказывают в приватизации. Что надо сделать? Надо собрать небольшой пакет документов и обратиться в суд.

Для начала обратиться с заявление о разрешении приватизировать жилое помещение. Вдруг к тому моменту, как Вы будете читать этот материал уже примут необходимые документы и Вам разрешат приватизацию.

Spoiler

ст. 6 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» — передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

По прошествии двух-месячного срока Вы либо получите отказ, либо разрешение, либо распечатку с сайта pochta.ru, что Ваши письма было доставлено адресатам, т.е. отсутствие ответа. Теперь можно формировать исковое заявление с пакетом документов к нему.

Spoiler

ст. 8 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» — решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Проживание в военном городке по ордеру – военнослужащий и его семья

Немного усложним ситуацию и рассмотрим следующий вариант. Квартира предоставлена военнослужащему и членам его семьи для постоянного проживания по ордеру, в котором нет отметки о том, что квартира имеет статус служебной.

Также обращаемся к Министерству Обороны РФ с письменным запросом об отнесении жилого помещения к служебным. Если ответ не получен или получены данные, что квартира не является служебной, можно обращаться с заявлением о заключении договора социального найма.

Проживание в военном городке – только семья военнослужащего

В жизни бывает разное и от развода никто не застрахован. Ранее в материале мы рассматривали пример, когда после развода военнослужащий покидает место жительства, а его семью выселяют. Казалось бы, что все в соответствии с законом, но в подобной ситуации есть вариант ее разрешения в пользу оставшейся семьи.

Рассмотрим два варианта развития ситуации, которые будут различаться статусом жилого помещения – служебная квартира или нет.

Заключение договора социального найма в квартире без статуса «служебная квартира»

Одной из правильных стратегией в подобной ситуации является разделение лицевого счета. Подобная схема будет работать, если действия планировать заранее и постепенно ситуацию вести по этой схеме.

Напомним, что члены семьи нанимателя имеют равные обязанности по оплате за пользование жилым помещением и потребляемые коммунальные услуги.

Spoiler

ЖК РФ, Статья 69. Права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма

  1. К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
  2. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.

Именно, исходя из этого правила, и происходит разделение лицевого счета. Рассмотрим ситуацию – военнослужащий и его жена. Супруга обращается с заявление в управляющую компанию, в котором просит разделить лицевой счет.

Если управляющая компания отказывается, что в последние годы уже редкость, то супруга направляет простейшее исковое заявление в суд.

Результатом судебного процесса будет решение суда о признании отказа незаконным, возложении обязанности разделить лицевой счет и направлять платежные документы каждому отдельно.

Спустя некоторое время следует второй основной этап – это регистрация ребенка, развод супругов и снятие супруга с регистрации. Впоследствии, если супругу откажут в предоставлении другого жилого помещения по новому месту службы из-за несданного этого жилого помещения, то супруг обращается в суд с иском о выселении, проигрывает и может спокойно оспаривать отказ о непредоставлении ему квартиры (проигрыш необходим, для доказательства «я сделал все что мог»). С одной стороны – муторно, а с другой стороны – ребенок обеспечен квартирой на будущее, так-что…

Spoiler

ЖК РФ, Статья 82. Изменение договора социального найма жилого помещения

Дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов своей семьи и наймодателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя.

В результате проведенной операции в квартире будут проживать только бывшая супруга и ее сын. Военнослужащий при смене места жительства в связи с переводом в другую часть получит право требовать квартиру для проживания по новому месту службы. Оставшейся супруге остается требовать заключения договора социального найма на основании фактически сложившихся отношений. Пример искового заявления в разделе « «. Но подчеркиваем, второй этап сложный, лучше нанять профессионального юриста.

Подобная схема используется сознательно для получения не одной квартиры от государства, а двух. Военнослужащий после развода создает новую фиктивную семью, а жена и дети оформляют на себя старую квартиру. После завершения всех операций семья воссоединяется. Однако, подобные схемы могут быть уголовно наказуемы, если будет доказан умысел.

Заключение договора социального найма в квартире имеющей статус «служебная квартира»

Самый сложный из рассматриваемых вариантов. Единственным известным нам способом является признание сложившихся отношений фактически на условиях договора социального найма. Необходимым условием является указание в платежной квитанции как плательщика, т.к. необходимо доказать, что пользование квартирой и оплата за содержание и коммунальные услуги осуществлялись открыто на протяжении длительного времени. Однако шанс не велик, т.к. будет зависеть от сторонних факторов: настроение судьи, профессионализм судьи, апатия представителей минобороны и т.д.

Предлагать исковое заявление и стратегию в данной ситуации мы не будем, т.к. ситуация очень сложная. Рекомендуем помощь профессионального юриста.

«Золотой век» для бесквартирных военнослужащих и уволенных в запас похоже закончился. Широкие жесты и раздача жилья по всей видимости подрезали бюджет государства, качели щедрости накренило в сторону «обобрать и отобрать».

Речь собственно говоря о тех гражданах, которые волею судьбы закончили военную службы в отдаленных от центральных городов страны закрытых военных городках. Обеспеченные служебным жильем, они увольнялись с военной службы в надежде получить квадратные метры за забором в порядке очереди. Наивные люди, они даже не задумывались о «великом обмане»! Привыкшие к ожиданию, по истечению 7-10 лет (очень средние сроки) они так ничего и не дождались. Обещания, обещания и обещания. При этом, навязанный государством способ получения жилого помещения посредством Государственного жилищного сертификата (ГЖС) – мягко сказать очень экономный и не соразмерный с рыночными ценами на жилье. Сведующие люди подтвердят мои слова. Однако и тут государство не раскошелилось. Почему такая не логичность. При том, что ГЖС – это минимум половины стоимости средств, вкладываемых в строительство жилья. Предполагаю, - по причине невозможности получения «откатов» с социальных выплат предусмотренных жилищным сертификатом.

И что в итоге: мудрое руководство страны, видимо не без участия печально известного Сердюкова, внесло ряд изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 года № 752-р, - и исключило большинство закрытых военных городков из числа таковых. К примеру, 11.10.2011 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 1779-р п/о Порошино Камышловского района Свердловской области (учебный центр Елань) исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков. Таких по стране очень много.

А дальше все очень просто: всем бывшим военнослужащим, их семьям, в том числе тем, кто потерял кормильца, региональные управления жилищного обеспечения военнослужащих (правопреемники жилищных комиссий воинских частей и районных КЭЧ) разослали уведомления простого содержания, что городок утратил статус закрытого, правовые основания на обеспечение жильем тех, кто многие-многие годы ждал отселения, отсутствуют, решайте жилищные проблемы в общем порядке.

Правда, говоря про общий порядок, не было упомянуто, что служебные жилые помещения, в которых проживают очередники, в силу закона не подлежат приватизации (п. 6 ст. 15 указанного Закона и ст. 4 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07. 1991 года N 1541-1 исключают передачу в собственность служебных жилых помещений без согласия собственника, т.е. Российской Федерации).

Народ пошел в суды – народ получил отказы в удовлетворении требований в приватизации, предоставлении государственного жилищного сертификата, восстановлении в очереди на жилье, и т.д. и т.п.

Наверное наши чиновники, принимающие участие в решении жилищного вопроса бывшего госслужащего посредством подготовки нормативного акта или в качестве представителя госорганов в судах, рассудили так, варианты:

- «я свою жилищную проблему решил (решаю) сам, пусть и они сами решают как хотят»;

- «государственные интересы превыше всего»;

- «и в служебной квартире можно жить, никто же их не выгоняет»;

- «хотят уехать к себе на родину – пусть едут, никто им не мешает»;

- «будут приняты необходимые меры по снятия с квартир бывших закрытых военных городков статуса служебных и жильцы получат право приватизации (но не дождетесь бесплатной (хи-хи про себя) – через год-то она закончится, а бумаги лет пять будут ходить и согласовываться)»;

- «на природе в экологически чистом районе жить хорошо, чего еще жаловаться».

Конечно это все не так. Все во благо несмышленых подданных.

Покончив с лирикой, немножко порассуждаем над проблемой с точки зрения юридической.

Согласно ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В соответствии с п. 1. ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.

Общий порядок признания нуждающимся в жилье, предусмотренный статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, - никто не отменял.

Из вышеизложенного очевидно: отслужил положенное – освобождай жилье, которое для исполнения обязанностей и предоставлено было. Если выслуга лет военной службы и основания увольнения военнослужащего в запас дают право на жилое помещение по договору социального найма или в собственность – получи его, а служебную сдай. Ну куда проще! Видимо не случайно в древние времена жаждущие принятия новых законов зачитывали их с петлей на шее: сочтут слушающие предложения достойными - закон будет принят, не понравится – увы, не повезло. Наверное поэтому закон и справедливость шли рука об руку.

Далее. Право на получение государственных жилищных сертификатов имеют как сами военнослужащие, увольняемые в запас военной службы (п. 14 ст. 15 и п. 1 ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих»), так и утратившие статус военнослужащих, но проживающие в закрытых военных городках - в порядке отселения (п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153).

Вот тут то и начинаются проблемы.

Пунктом 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153, предусмотрено, что право на участие в подпрограмме имеют, в том числе, следующие категории граждан Российской Федерации:

а)…граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти;

б)…граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков, учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.

Естественно, военнослужащих сначала увольняли в запас. После увольнения принимали в число отселенцев с военного городка по пп «а» п. 5 Правил.

Почему так? Все просто – это выгодно государству: если военнослужащего оставлять в списках воинской части до обеспечения жильем – ему надо платить долго до самого момента предоставления жилья. Кстати, много военнослужащих (в первую очередь не имеющих никакой квартиры) так именно и сделали – требовали сначала дать жилье. А потом соглашались с увольнением. И сидели за штатом, ничего не делая и получая денежное довольствие по многу лет! (и ведь никто из Правительства и Министерства обороны, публично во всяком случае, не пострадал за перерасход государственных средств, как говорят в Америке – денег налогоплательщиков).

А вот кто завершал службу не по месту нахождения служебной квартиры, то еще интереснее. Инструкцией о порядке обеспечения жилым помещениями в Вооруженных силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 г. № 80, предусматривалось исключение военнослужащего из числа нуждающихся по старому месту военной службу в связи с перемещением к новому. По этой причине тем, кто заканчивал службу не по месту нахождения служебного жилья, выбирать приходилось не долго – либо жить на съемной квартире без семьи и бесконечно ждать положенное жилье за штатом (платили до 2012 г, кто помнит, далеко не богато), либо увольняться и дожидаться квадратных метров жилой площади в служебке закрытого военного городка.

И получается, распоряжением Правительства о снятии статуса закрытого военного городка вышеуказанный пп «б» п. 5 Правил перестает быть основанием для предоставления государственного жилищного сертификата, а относительно пп «а» принимается как данное, что граждане, уволенные в запас, стояли после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) НЕ в федеральном органе исполнительной власти, а в жилищных комиссиях воинских частей, гарнизонов, КЭЧ районов, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (как вариант), которые ну никаким образом к Министерству обороны отношения не имеют и в состав данного федерального органа исполнительной власти не входили и не входят. Можно подумать, что Управление жилищного обеспечения военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации – это типо коммерческая или общественная организация, которые по своей инициативе занялись вопросами управления и распределения государственного жилья, а атрибутика ФГКУ и МО РФ – это как номера на машину, покупаются и выбираются (без сарказма ну никак).

То есть получается: кто право дает, тот имеет и право его забрать. На мой взгляд детские считалочки более справедливы: первое слово дороже второго, - это для примера. Впрочем, действующим законодательством, в т.ч. Гражданским кодексом РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства тоже не предусматривается (основания для отказа прописаны в Жилищном кодексе РСФСР и РФ).

Да и с Конституционными правами сложившаяся ситуация как-то не очень вяжется:

1. Статья 19 Конституции Российской Федерации провозглашает равенство всех перед законом и судом.

Однако, при гарантии государства на обеспечение всех нуждающихся в жилье военнослужащих и увольняемых в запас граждан, те, кто отказался от увольнения с военной службы без предоставления жилого помещения - получают жилые помещения, а избравшие альтернативный способ решения жилищного вопроса через жилищный сертификат и сэкономил немалые государственные деньги, которые выплачиваются заштатникам, - в праве на жилье отказано.

Неравенство проявляется и в недоступности для данных граждан права собственности на жилое помещение в отличии от многих тысяч других, уволенных с военной службы.

2. В соответствии с п. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Тем не менее, распоряжения Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности, исключающие городки из числа закрытых, лишают возможности военнослужащих запаса приобрести жилище в предложенном государством и закрепленном законодательно порядке. Новых порядка и правил взамен, равнозначных, им никто не предлагает. При этом выбор жилищного сертификата для приобретения жилого помещения по избранному месту жительства – это один из возможных путей решения жилищного вопроса. И если НАШ ЗАКОН подобен «Русской рулетке», - то надо хотя бы предупреждать об этом всех, кто возлагает надежды на государство и вверяет ему заботу о себе взамен на служение.

3. Пунктами 2-3 ст. 55 Конституции Российской Федерации определено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В данном случае, снятие статуса закрытого военного городка фактически не изменило правового статуса служебного жилого фонда, расположенного в нем, но существенно ограничило право жильцов на гарантированное получение жилого помещения.

4. Конституционное право военнослужащего на выбор места жительства по увольнению в запас с военной службы, предусмотренное ст. 27 Конституции Российской Федерации и соответствующими статьями ФЗ «О статусе военнослужащих», в следствие привязанности к служебному жилью уволенных граждан, также оказывается существенно ограниченным.

Вышесказанное – только лишь мое мнение. Такой ситуации можно было бы избежать:

если бы все граждане нашей страны были грамотными юристами и умели предвосхищать развитие событий (замечательный фильм по этому поводу «Трасса 66»);

если бы всех увольняемых военнослужащих предупреждали и объясняли (под роспись) о правовых последствиях выбора того или иного пути.

Второе исполнимо, но …. Всем нравится сказка про Буратино и поле чудес в стране Дураков.

И все же свои права следует отстаивать, а не опускать раньше времени руки. И если представленные мной размышления по поводу будут способствовать изменению сложившейся отрицательной практике, - значит не зря потрачено время.

Наверное, суть Гражданского общества состоит в диалоге: одни говорят, другие слушают, а вместе находят решение вопроса, удовлетворяющее все стороны.

Правительство Российской Федерации Распоряжение от 19 августа 2011 г. N 1470-р
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в раздел "Вооруженные Силы Российской Федерации" перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации

и органов федеральной службы безопасности, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 752-р(Собрание законодательства Российской Федерации,2000, N 24, ст. 2616; 2001, N 32, ст. 3406; N 47, ст. 4455; 2002, N 4, ст. 355; N 28, ст. 2892; 2003, N 7, ст. 679; N 12, ст. 1173; N 50, ст. 4918; 2004, N 20, ст. 1965; 2006, N 4, ст. 446; N 46, ст. 4809; 2008, N 44, ст. 5122; 2009, N 39, ст. 4621; 2010, N 12, ст. 1384).

Председатель Правительства Российской Федерации В.Путин

УТВЕРЖДЕНЫ распоряжением Правительства
Российской Федерации от 19 августа 2011 г. N 1470-р

И З М Е Н Е Н И Я,

которые вносятся в раздел "Вооруженные Силы Российской Федерации"
перечня имеющих жилищный Фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил
Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности

1.Исключить: подраздел "Республика Башкортостан";
в подразделе "Республика Бурятия" следующие позиции:
"Еравнинский р-н, с. Телемба 161";
"г. Улан-Удэ 11А
г. Гусиноозерск 63";
подразделе "Республика Карелия" следующие позиции:
"Кемский р-н, г. Кемь 9";
"Пряжинский р-н, п/о Эссойла 1";
подраздел "Республика Татарстан";
в подразделе "Удмуртская Республика" следующую позицию:
"Малопургинский р-н, с. Малая Пурга 1";
в подразделе "Краснодарский край" следующие позиции:
"Кореновский р-н, г. Кореновск 6";
"Туапсинский р-н, пос. Новомихайловский 1
г. Анапа 16
г. Анапа 67";
"г. Краснодар, ст. Нововеличковская 1 г";
"г. Крымск 2";
"Сочинский горсовет, г. Адлер 41";
в подразделе "Красноярский край" следующие позиции:
"Ачинский р-н, ст. Кемчуг 1
Манский р-н, с. Шалинское 4";
в подразделе "Приморский край" следующие позиции:
"Анучинский р-н, с. Чернышевка 61
Пальнереченский р-н, пос. Филино 2";
"Надеждинский р-н, пос. Раздольное 81
Надеждинский р-н, пос. Раздольное 86";
"Октябрьский р-н, пос. Липовцы 1 ж";
"Пограничный р-н, с. Барано-Оренбургское 57
Пограничный р-н, с. Богуславка 70";
"Спасский р-н, пос. Красный Кут 21";
"Ханкайский р-н, пос. Камень-Рыболов 1";
"Хасанский р-н, пос. Зарубино 20";
"Яковлевский р-н, с. Новосысоевка 9
Яковлевский р-н, с. Новосысоевка 15
Яковлевский р-н, с. Новосысоевка 16";
"г. Владивосток 108
г. Владивосток 111";
"г. Артем 40";
"г. Дальнереченск 20";
в подразделе "Ставропольский край" следующие позиции:
"г. Буденновск 6
г. Буденновск 12
г. Георгиевск 1";
"г. Георгиевск 7";
в подразделе "Хабаровский край" следующие позиции:
"Бикинский р-н, пос. Розенгартовка 2";
"район им. Лазо, пос. Обор 32";
"Хабаровский р-н, п/о Вятское 5";
"Хабаровский р-н, пос. Гаровка-2 14";
"Хабаровский р-н, п/о Галкино 66";
"г. Хабаровск-41 3";
в подразделе "Амурская область" следующие позиции:
"Ивановский р-н, пос. Березовка 25";
"Ромненский р-н, пос. Поздеевка 3";
"г. Свободный-21 16";
в подразделе "Брянская область" следующую позицию:
"Дубровский р-н, пос. Сеща 1";
в подразделе "Владимирская область" следующие позиции:
"Гусь-Хрустальный р-н, пос. Добрятино 1";
"Кольчугский р-н, г. Юрьев-Польский 5Г";
в подразделе "Волгоградская область" следующие позиции:
"Городищенский р-н, пос. Гумрак 114";
"Калачевский р-н, пос. Октябрьский 2
Калачевский р-н, пос. Октябрьский 3
Камышинский р-н, с. Лебяжье 1
Камышинский р-н, пос. Майский 11";
"Светлоярский р-н, пос. Чапурники 124
г. Михайловка 2";
в подразделе "Вологодская область" следующую позицию:
"г. Череповец, п/о Шайма 23";
в подразделе "Иркутская область" следующие позиции:
"Иркутский р-н, пос. Глазуново 107";
"Шелеховский р-н, пос. Чистые Ключи 2";
в подразделе "Калининградская область" следующие позиции:
"Багратионовский р-н, пос. Долгоруково 2
Багратионовский р-н, г. Ладушкин 1
Багратионовский р-н, пос. Невское 1";
"Гурьевский р-н, пос. Рябиновка 1
Гурьевский р-н, пос. Сосновка 2";
"Зеленоградский р-н, пос. Морское 49
Зеленоградский р-н, пос. Обзорный 7
Зеленоградский р-н, пос. Переславское 1";
"Зеленоградский р-н, пос. Рыбачий 1";
"Зеленоградский р-н, пос. Янтарный 1";
"г. Балтийск 67
г. Балтийск 68
Балтийский городской округ, пос. Дальний 5";
"Балтийский городской округ, пос. Мечниково 11";
"Светловский городской округ, пос. Кремнево 1";
"г. Приморск (Танкитино) 8";
в подразделе "Калужская область" следующие позиции:
"Кировский р-н, п/о Шайковка 1";
"г. Калуга, дер. Андреевское 3";
в подразделе "Камчатский край" следующие позиции:
"Елизовский р-н, пос. Двуречье 21
Елизовский р-н, пос. Кирилкин Ключ 30";
"Елизовский р-н, 9-й км Паратунского шоссе 31";
"Елизовский р-н, пос. Южные Коряки 14";
в подразделе "Кировская область" следующие позиции:
"г. Киров 52";
"г. Котельнич 1";
в подразделе "Костромская область" следующую позицию:
"г. Нея 2";
в подразделе "Курганская область" следующую позицию:
"Кетовский р-н, ст. Иковка 2";
в подразделе "Ленинградская область" следующие позиции:
"Волховский р-н, пос. Войбокало 1
Волховский р-н, пос. Войбокало 2";
"Выборгский р-н, пос. Приветнинское 1";
"г. Лодейное Поле 3";
"г. Тосно 1";
наименование подраздела "Липецкая область";
в подразделе "Московская область" следующие позиции:
"Коломенский р-н, г. Коломна-1 42
Коломенский р-н, пос. Карасево 27";
"Одинцовский р-н, пос. Кубинка-1 5/1";
"Одинцовский р-н, г. Кубинка 85/2";
"г. Звенигород 535";
"г. Солнечногорск-2 52/3";
"г. Чехов-4 4";
в подразделе "Мурманская область" следующие позиции:
"Мурманский р-н, пос. Килп-Явр 1/4";
"г. Кандалакша 7";
в подразделе "Новосибирская область" следующую позицию: "г. Новосибирск, пос. Пашино 1";
в подразделе "Оренбургская область" следующие позиции:
"Бузулукский р-н, ст. Колтубановка 12";
"г. Оренбург, 201-й разъезд ЮУЖД 201";
в подразделе "Пензенская область" следующую позицию:
"г. Сердобск-2, пос. Сазанье 2";
в подразделе "Псковская область" следующие позиции:
"Гдовский р-н, п/о Любимец, пос. Смуравьево 1
Гдовский р-н, п/о Любимец, пос. Смуравьево 2";
"Невельский р-н, пос. Опухлики 1";
"Струго-Красненский р-н, пос. Узьмино (Струги Красные) 30546";
в подразделе "Ростовская область" следующие позиции:
"Зерноградский р-н, г. Зерноград 2
Егорлыкский р-н, ст-ца Егорлыкская 2";
"Морозовский р-н, г. Морозовск 8";
"г. Волгодонск 1
г. Миллерово 8";
"г. Сальск-7 5
г. Таганрог 48";
в подразделе "Самарская область" следующие позиции:
"г. Сызрань-10 2
г. Чапаевск-11 1";
в подразделе "Саратовская область" следующие позиции:
"Вольский р-н, с. Лягоши, п/о Покровка 2";
"г. Ртищево 1";
"г. Энгельс 6";
в подразделе "Свердловская область" следующую позицию:
"Тугулымский р-н, пос. Ертарский 1";
наименование подраздела "Томская область".

2. В подразделе "Тверская область" позицию:
"Западнодвинский р-н, пос. Старая Торопа 1"
изложить в следующей редакции:
"Торопецкий р-н, пос. Октябрьский 1".

3. Исключить:
в подразделе "Челябинская область" следующую позицию:
"Чебаркульский р-н, пос. Бишкиль 9";
в подразделе "Забайкальский край" следующие позиции:
"Агинский р-н, с. Цугол 3";
"Борзинский р-н, пос. Шерловая Гора 21
Карымский р-н, пос. Дарасун 17";
"Могойтуйский р-н, пос. Разъезд-71 12";
"Оловяннинский р-н, ст. Ясная 24
Ононский р-н, пос. Буйлэсан 30
Приаргунский р-н, пос. Пограничный 80
Тунгокоченский р-н, пос. Усугли 228";
"Читинский р-н, ст. Новая 40";
"г. Чита 124";
в подразделе "г. Санкт-Петербург" следующую позицию:"г. Санкт-Петербург 2";
в подразделе "Еврейская автономная область" следующую позицию:"г. Биробиджан 14ж".

Мы работаем с субсидиями для граждан, отселяемых из закрытых военных городков. Наше агентство имеет уникальный опыт работы с различными жилищными субсидиями с 2001 года. За это время мы выработали отлаженный механизм по реализации социальных выплат путем приобретения недвижимости.

Информация для граждан, проживающих на территории закрытых военных городков и подлежащих переселению:

Порядок формирования списков граждан, проживающих на территории закрытых военных городков (ЗВГ) и подлежащих отселению путем предоставления жилищной субсидии (сертификата), а также механизм оформления и выдачи ГЖС регламентируется Приказом Министра обороны РФ № 217 от 06.04.2017 «Об утверждении Порядка формирования списков граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством"…».

Гражданам, подлежащим переселению из ЗВГ и признанных ранее установленным порядком участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» (далее – подпрограмма), необходимо представить по территориальному принципу в ФГУ «Западрегионжилье» (г. Санкт-Петербург) либо его территориально обособленные отделы (г. Кубинка, г. Нижний Новгород, г. Воронеж, г. Североморск, г. Калининград) следующими способами:

  • через представителей инициативных групп (при наличии доверенности либо письменного заявления от гражданина–участника подпрограммы о представлении его интересов в ФГУ «Западрегионжилье»),
  • по почте,
  • лично
следующие документы:
  1. заявление (рапорт) об участии в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" - образец ;
  2. согласие на обработку персональных данных гражданина-участника подпрограммы - образец ;
  3. согласия на обработку персональных данных всех членов семьи гражданина-участника подпрограммы* - образец . Cогласие на обработку персональных данных несовершеннолетних лиц подписывают их законные представители;
    __________________________
    * Членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются следующие граждане:
    а) постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители;
    б) другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
  4. заявление (рапорт) о выдаче государственного жилищного сертификата -

В целях обеспечения социальных гарантий гражданам Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков, руководствуясь статьей 80 Конституции Российской Федерации, постановляю:

1. Федеральным органам исполнительной власти, имеющим жилищный фонд в закрытых военных городках, предоставлять гражданам, подлежащим переселению из закрытых военных городков, наряду с социальной выплатой, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, по выбору указанных граждан жилые помещения в собственность бесплатно или по договорам социального найма в населенных пунктах, в которых у соответствующего федерального органа имеются невостребованные военнослужащими жилые помещения.

2. Федеральным органам исполнительной власти, имеющим жилищный фонд в закрытых военных городках, утвердить порядок учета граждан, названных в пункте 1 настоящего Указа, а также порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно или по договорам социального найма.

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

Обзор настоящего документа.

В настоящее время получить жилое помещение за пределами закрытых военных городков можно только посредством социальной выплаты на приобретение жилого помещения, удостоверяемой ГЖС (государственным жилищным сертификатом), при этом не все граждане, проживающие в закрытых военных городках, имеют право на отселение из них.

Случайные статьи

Вверх