Требования к рабочей программе по физической культуре. Минобрнауки сократило требования к рабочим программам учител Новое в составлении рабочих программ

Требования
к рабочей
программе
2016-2017 учебный год
Page 1

Рабочие программы по учебным предметам
(курсам)
составляются на учебный год
Каждый учитель составляет свою Рабочую
программу с учетом собственной специфики и
специфики конкретных учащихся
Программы для параллельных классов
составляет группа учителей МО, которые
пользуются этой программой
(сменный контингент)
Page 2

Отличия Примерной и Рабочей программ:
Примерная
программа
составлена на основе:
Рабочая
программа
составлена на основе:
- ФГОС ООО
- примерной программы
Page 3

Право составителя рабочей программы

расширять перечень изучаемых тем, понятий в пределах
учебной нагрузки, раскрывать содержание разделов, тем
конкретизировать и детализировать темы
распределять время, отведённое на изучение курса, между
разделами и темами
конкретизировать требования к результатам освоения
ООП обучающимися
включать материал регионального компонента по предмету
выбирать, исходя из стоящих предметом
задач, методики и технологии обучения
Page 4

Документы Федерального значения

Федеральный закон №273-Ф3 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении федерального
компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования от 05.03.2004 №1089;
Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования,

06.10.2009г. № 373;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 №69
«О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004
года №1089
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010г. № 1897
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.05.2012г. № 413
Приказ Минобрнауки РФ от 01.02.2012. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный
учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской
федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом
Page 5
Министерства образования Российской Федерации от 09.03. 2004 №1312.

Документы ОУ
Page 6

Функции рабочей программы

Нормативная
Информационно
- методическая
Организационно
- планирующая
Page 7

Требования к оформлению рабочей программы

Текст набирается в редакторе Word
Шрифт Times NewRoman
Кегль 12
Заголовки кегль 14 выделяем жирным шрифтом
Межстрочный интервал одинарный
Выравнивание по ширине
Поля «Обычные» Верхние - 2, Нижние - 2, Левое - 3, Правое – 1,5
Центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств
Word
Таблицы вставляются непосредственно в текст
Титульный лист считается первым, но не нумеруется также как и листы
приложения
Страницы нумеруются арабскими цифрами, знак номера ставится вверху
страницы и выравнивается по центру
Список литературы строится в алфавитном порядке
Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы
Листы формата А4
Рабочая программа прошивается и заверяется печатью ОУ
Page 8

Структура рабочей программы
Титульный лист
Поясняющая
часть
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета (курса)
Описание места предмета в учебном плане

Предметная
часть

Критерии и нормы оценивания по предмету
Описание материально-технического и учебнометодического обеспечения;
Календарно-тематическое планирование с определением
основных видов учебной деятельности;
Page 9

Титульный лист

Page 10

Поясняющая
часть
Пояснительная записка
Характеристика класса
(постоянный контингент)
Всего, соотношение мальчиков и девочек, средний возраст
Численный
состав класса:
Наличие детей более старшего или более младшего
возраста
Общий уровень дисциплины, степень управляемости
детским коллективом со стороны преподавателя
Общий уровень
успеваемости,
степень
мотивированнос
ти на учебу.
Указать количество обучающихся по группам здоровья
(для учителей физической культуры)
Наличие одаренных детей, требующих индивидуального
сопровождения
Наличие детей, требующих особого внимания со стороны
учителя
Page 11

Степень активности на уроке
Степень
работоспособнос
ти на уроке
Способность работать самостоятельно и в группах
Отношение к творческой деятельности
Отношение к домашнему заданию
Page 12

Специфика МДЦ «Артек» (сменный контингент)

Спецификой
школы ФГБОУ
«МДЦ «Артек»
является то, что
обучающиеся
обладают
следующими
особенностями:
Обучающиеся из различных учебных заведений
России: гимназий, лицеев, специализированных
школ, школ-интернатов, детских домов и т.д.
Обучались до «Артека» по разным
УМК
линиям
Владеют разным уровнем учебных достижений
Обучаются
в
условиях
процесса
формирования временного детского коллектива
в условиях МДЦ «Артек»
Кратковременность пребывания в «Артеке» (21
день) – кратковременность обучения в школе
Обучение без домашних заданий
Page 13

Поясняющая
часть
Цели изучения
данного
предмета (курса)
Каждый учитель
задает цели
конкретно для
себя и своих
учеников.
Не нужно
описывать цели,
в которых не
уверен и которые
не понимаешь!
Пояснительная записка
формирование системы … знаний
познание на конкретных примерах
многообразия…
познание сущности и динамики главных
процессов…
понимание
главных особенностей…
формирование навыков и умений…
воспитание уважения, сознательного
отношения
к…
развитие интеллектуальных
и творческих
способностей учащихся посредством…
развитие… компетенций, посредством…
формирование качеств мышления,
необходимых
для… интереса к…
развитие устойчивого
формирование у школьников умений
применять… знания для…
приобретение опыта разнообразной
деятельности в…
Page 14

Поясняющая
часть
Краткое (в одномабзаце) описание
сути изучаемой науки
Второй абзац может
указывать на
актуальность
данного курса для
данного возраста
учащихся
Общая характеристика учебного
предмета (курса)
… - учебный предмет в основной
школе, фундаментом которого являются
научные знания о….
Школьный курс … - это…
Курс … является частью науки о ….
Поэтому…
В современном мире необычайно
актуальны знания о …. Поэтому…
Подростковый возраст отличается….
Поэтому…
Особенно необходим этот раздел для
дополнительных, кружковых, элективных,
профильных и иных «нетрадиционных» курсов!
Page 15

Поясняющая
часть
Описание места предмета (курса) в
Учебном плане ОУ
В какой момент начинают изучать курс
Краткое описание
взаимодействия
данного предмета
(курса) с другими
предметами учебного
плана
Является ли он продолжением изучения
данного предмета в начальной школе
Сколько времени отводится на изучение
данного предмета (курса)
Как распределяется учебное время по
классам средней школы
В какую образовательную область
входит предмет (курс)
Какие иные предметы (курсы)
поддерживают данный предмет (курс)
Возможность внеурочного изучения
отдельных тем курса, СОМ,
факультативы
Вся поясняющая часть пишется простым языком, чтобы мог понять
неподготовленный читатель (родитель, учащийся и пр.)!
Page 16

Предметная
часть
Результаты освоения учебного предмета
По ФГОС
По ФК ГОС
Личностные, метапредметные
и предметные результаты
описаны отдельно для
каждого предмета
Результаты освоения
предмета на базовом или
повышенном уровнях
Стандарт – это закон!
Примерная программа – документ
рекомендательный!
Page 17

Предметная
часть
Планируемые результаты изучения
учебного предмета, курса
(ФГОС 1- 6 классы)
Основу для написания данного раздела Рабочей программы
составляет соответствующий раздел в «Примерной ООП ООО»,
где планируемые результаты расписаны по предметам
Графа «Выпускник научится» не изменяется учителем, тогда как в
графе «Выпускник получит возможность научиться» могут быть
значительные изменения
Выпускник научится
Выпускник получит возможность
научиться
Page 18

Планируемые результаты освоения рабочей программы

«Выпускник научится»
«Выпускник получит
возможность научиться»
Page 19

Планируемые результаты изучения
учебного предмета, курса
(ФК ГОС 7-11 классы)
В результате
изучения …
обучающийся
должен:
Знать
Понимать
Уметь
Page 20

Предметная
часть
Содержание учебного предмета (курса)
Основу данного раздела составляет:
содержание, тематическое планирование
Содержание учебной темы (основные вопросы, понятия)
Графы тематического планирования

Название
разделов и тем
Количество учебных
часов
Всего
1
Связь организма с
окружающей средой
10
Итого
34
Формы контроля
Из них
практических
5
Фронтальный опрос,
письменный опрос,
практическая работа,
контрольная работа и т.д.
В этом разделе Рабочей программы описываются
ТОЛЬКО смысловые единицы учебного курса!
Page 21

Критерии и нормы оценивания по предмету

Отметка за устный ответ
Отметка
знаний
обучающихся:
Отметка за практическую
работу
Отметка за письменную
контрольную работу и т.д.
(в соответствии со
спецификой предмета)
Page 22

Предметная
часть
Описание материально-технического
учебно-методического обеспечения
Все описания оснащения того или иного курса, данные
в Примерных программах по предмету, носят
рекомендательный характер.
В своей Рабочей программе каждый учитель
описывает РЕАЛЬНОЕ оснащение его предмета в
данном образовательном учреждении.
Это то, с помощью чего он планирует достичь
результата.
Page 23

Литература и средства обучения

Page 24

Предметная
часть
Календарно-тематическое
планирование
Это структурный элемент Рабочей программы
предназначен для хронологического выстраивания
единиц содержания, которые были описаны в
предыдущем разделе.
Тематическое планирование составляется учителем!
ЭТО РАБОЧИЙ ИНСТРУМЕНТ УЧИТЕЛЯ!
Тематическое планирование разрабатывается
учителем на каждый учебный год
Page 25

Календарно-тематическое планирование по ФГОС
(1-6 классы)

Тема
Количест
Основной
ДАТА графы
Необходимые
во часов
вид
План
Факт
учебной
деятельно
сти
Формиро
вание
УУД



УУД: личностные, регулятивные, познавательные,
коммуникативные




Page 26

Календарно-тематическое планирование по по ФГОС
(1-6 классы)

Тема
Коли
че
ство
часов
1
Размножение
организмов
1
ДАТА
План
Факт
11.09
(Пост.
конт.)
11.09
7.09 –
12.09
(См.
конт.)
11.09
Основной
вид
учебной
деятельнос
ти
Формирование
УУД
Сравнение
полового и
бесполого
размножения
Регулятивные:
определить цель
учебной
деятельности
Познавательные:
изучить процесс
размножения
Коммуникативные:
Слушать
одноклассников
Page 27


(7 – 11 классы)

Тема
Количе
ство
часов
ДАТА
План
Факт
Основной вид
учебной
деятельности
Предметные
результаты
Знать
Уметь
На или по отдельных предметах могут добавляться графы
Виды учебной деятельности: изучение, ознакомление, понимание,
применение, анализ, синтез, демонстрация, оценка и т.д.
Подобные тематические планирования создаются ДЛЯ
ВСЕХ ПРЕДМЕТОВ (основных, элективных,
факультативных, дополнительных, профильных) как в
рамках урочной, так во внеурочной деятельности.
Page 28

Календарно-тематическое планирование по ФК ГОС
(7 – 11 классы)

1
Тема
Размножение
организмов
Коли
че
ство
часов
1
ДАТА
План
Факт
11.09
(Пост.
конт.)
11.09
7.09 –
12.09
(См.
конт)
11.09
Основной
вид учебной
деятельност
и
Сравнение
полового и
бесполого
размножения
Предметные
результаты
Знать
Уметь
Способы
полового и
бесполого
размножен
ия
Приводить
примеры
вегетативн
ого
размноже
ния
Page 29

Рабочая программа

Педагогический работник предоставляет РП на заседание МО до
25 августа 2016г.
Сдается в электронном виде курирующему заместителю
директора по УР 29 августа 2016г.
Курирующий заместитель директора школы по УР согласует РП до
30 августа 2016г.
РП утверждается директором СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек» до 1
сентября 2016г.
Бумажный вариант хранится у педагогического работника и
предоставляется по требованию
Все программы находятся на SAMBA в папке «Рабочие
программы 2016-2017 учебный год»
Page 30

Презентация разработана на основе материалов Дратиной И.К.

Составители:
Лыскович З.Ф., Кравченко С.Н., Изохов В.А.,
Царькова Н.Н.
Презентация разработана на основе материалов
Дратиной И.К.

Положение о структуре рабочей программы формируется в соответствии с отраслевым законодательством, уставом образовательного учреждения и прочими нормативными, локальными документами. Далее рассмотрим, что собой представляет структура и содержание рабочей программы.

Общие сведения

В первую очередь следует раскрыть понятие рабочей программы. Она выступает в качестве нормативно-правового документа, обязательного для соблюдения в полном объеме. Структура рабочей программы по предмету обеспечивает реализацию требований госстандарта второго поколения. Она формируется в соответствии с условиями и результатами образования на 1-й и 2-й ступенях. Составление рабочей программы необходимо для создания условий для организации, планирования и управления процессом образования по конкретной дисциплине (области). Она должна обеспечить достижение поставленных результатов по освоению основного материала.

Задачи

Структура рабочей программы по ФГОС выстраивается таким образом, чтобы:

  1. Сформировать представление о практическом внедрении компонентов стандарта при изучении конкретной дисциплины.
  2. Четко определить суть, порядок, объем изучения курса в соответствии с целями, особенностями и процесса заведения и контингента учащихся.

Функции

Структура рабочей программы по ФГОС реализует:


Составление

Структура рабочей учебной программы формируется и утверждается образовательным учреждением. Составление документа может осуществлять как один преподаватель, так и их группа. Программа должна быть единой для всех специалистов по конкретной дисциплине. Она выступает для преподавателя в качестве основы для формирования календарно-тематического плана на год. В случае отсутствия в проекте указания на распределение часов по темам и разделам, если приводится только их общее количество, учитель самостоятельно устанавливает их. При этом руководствоваться следует соответствующими методическим материалами и ориентироваться на личностные особенности детей.

Оформление

Рабочие программы по математике, литературе или иной другой дисциплине выполняются по образцу на компьютере. В тексте не должно быть исправлений. Набор осуществляется в редакторе Word. Шрифт букв следует использовать Times New Roman кеглем 12-14. Интервал между строками одинарный. Текст выравнивается по ширине, со всех сторон должны быть поля в 1-2 см. Центровка абзацев и заголовков осуществляется с помощью инструментов редактора. Вставка таблиц выполняется непосредственно в текст. Первым считается титульный лист. Он не нумеруется. Календарно-тематический план выполняется в форме таблицы. Структура рабочей программы должна включать в себя список литературы. Он выстраивается по алфавиту с указанием всех выходных данных. оформление документа должно быть аккуратным, все сведния приводятся в логической связи друг с другом. Формат программы А4. Дополнительного оформления для рабочей программы по учебным предметам в образовательном учреждении в стандартах не предусматривается.

Схема

Структура рабочей программы педагога выглядит следующим образом:


Все эти сведения указываются на Структура рабочей программы воспитателя будет иметь отличия от представленной схемы. Они обусловлены спецификой работы самого ДОУ.

Разделы

Все рабочие программы (по математике, иностранному языку, биологии и прочим дисциплинам) сопровождаются приложениями и разъяснениями. К ним относятся:

  1. Перечень нормативно-правовых актов.
  2. Общие задачи начального и основного образования. Они должны быть конкретизированы в соответствии со спецификой курса (предмета).
  3. Общая характеристика дисциплины.
  4. Описание позиции курса в плане.
  5. Точное наименование программы по дисциплине с библиографической характеристикой.
  6. Изложение ценностных ориентиров.
  7. Метапредметные, личностные, предметные результаты усвоения конкретной дисциплины.
  8. Содержание курса.
  9. Описание регионального компонента. Оно оформляется таблицей.
  10. Календарно-тематический план. При этом должны быть определены основные виды учебной деятельности с описанием предполагаемых результатов освоения.
  11. Требования, предъявляемые к уровню подготовки детей.
  12. Описание контрольно-измерительных материалов.

Разъяснения

Структура рабочей программы учителя должна соответствовать требованиям, предъявляемым стандартами. Материал образовательного курса направлен на обеспечение условий для формирования индивидуальных и метапредметных (универсальных) действий. В этой связи в соответствующем разделе следует перечислить УУД, которые выполняются при освоении конкретного курса. Кроме этого, приводятся типы заданий и приемы, в которых проектируется формирование универсальных действий.

Последовательность изучения

Структура рабочей программы включает в себя обоснование выбора часов по разделам и годам. В нем следует раскрыть последовательность освоения материала, показать распределение времени с учетом максимальной нагрузки. В описании содержания разделов (тем) устанавливается такая последовательность:

  1. Наименование.
  2. Содержание.
  3. Необходимое число часов.

Предполагаемые результаты освоения представляются с учетом специфики предмета ("выпускник научится/сможет научиться…").

Методическое обеспечение

В этом разделе приводится характеристика соответствующего комплекса. В перечне учебно-методического обеспечения должны присутствовать такие материалы, как:

  1. Теоретические (учебник, программа).
  2. Дидактические и методические (пособия для учителей, сборники контрольных/проверочных работ, тетради для самостоятельных работ).

Другие разделы

При описании части по практическим занятиям следует указывать то их количество, которое необходимо по программе, и которые распределены по темам. В раздел контроля уровня усвоения включается комплекс измерительных материалов (тестов, практических/контрольных работ). Для каждой дисциплины предусматриваются свои формы:

  • По русскому языку - диктанты, контрольные работы, сочинения, тесты, контрольное списывание, изложения.
  • По физкультуре - нормативы физической подготовки.
  • По математике - самостоятельные/контрольные работы, тестирование и так далее.

Структура рабочей программы должна включать измерительные материалы, соответствующие стандарту. Формы, созданные автором проекта, должны приводиться в приложении.

Пояснительная записка

В ней следует указывать:

  1. Адресата (вид и тип образовательного учреждения, класс.
  2. Особенности программы относительно ФГОС.
  3. Основную идею проекта.
  4. Обоснованность программы.
  5. Область, в которую входит конкретный курс.
  6. Краткую формулировку общих целей для
  7. Срок реализации проекта.
  8. Ключевые критерии отбора материалов, пояснения по логике построения программы. В этом разделе, в числе прочего, раскрываются связи основного и дополнительного курса по дисциплине (если они есть).
  9. Запланированные результаты.
  10. Краткое изложение системы оценивания.
  11. Описание основных инструментов анализа.
  12. Изложение системы условных обозначений.

Характеристика курса

В этом разделе присутствуют сведения о:

  1. Примерной или авторской программе, на базе которой создан данный проект (год публикации, издательство).
  2. Основных технологиях, формах, методах, режиме занятий.
  3. Логических связях предмета с прочими дисциплинами/разделами плана.

Результаты освоения

В данном разделе описываются требования:


Описание тем

В рабочей программе приводятся перечни и наименования разделов, тем дисциплины, требуемое число часов. В содержании темы указываются:

  1. Основные вопросы для изучения.
  2. Лабораторные и практические работы, творческие задания, экскурсии и прочие формы, применяемые в обучении.
  3. Требования к умениям и знаниям школьников к завершению изучения.
  4. Вопросы и формы для контроля.
  5. Предполагаемые типы самостоятельной работы школьников.
  6. Формируемые УУД.

Календарно-тематический план

Он составляется с указанием ключевых видов деятельности детей:

  1. Список разделов, тем, последовательность изучения материала.
  2. Количество часов для каждого элемента.
  3. Темы для отдельных уроков и материалы к ним.
  4. Тип занятий (практическое, теоретическое), число часов.
  5. Виды деятельности школьников.
  6. Контрольные методы и формы.

Приложения

Они могут быть представлены в виде:

  1. Тем проектов.
  2. Основных понятий, используемых в курсе.
  3. Контрольно-измерительных материалов.
  4. Тем творческих заданий.
  5. Примеров работ.
  6. Текстов диктантов, проверок, тестирований и пр.

Ответственность образовательного заведения

Она устанавливается в ФЗ "Об образовании". Согласно его положениям, образовательное учреждение будет нести ответственность за реализацию учебных программ, полностью не соответствующих графику образовательного процесса. В ходе составления своего проекта преподаватель должен учитывать требования, которые предъявляются государственными стандартами. В качестве основных принципов реализации ФГОС по дисциплине выступают:


Рассмотрение и утверждение

Рабочую программу по предмету обсуждают на заседании методических школьных объединений. Проект согласовывается с руководителем МО. В частности, проставляется дата, номер протокола, который велся на заседании, ставятся подписи уполномоченных лиц. Рабочая программа согласовывается замдиректора по После этого проект утверждается директором непосредственно самого образовательного учреждения. На титульном листе проставляется соответствующий гриф.

Заключение

Структура программы, отражает все стороны образовательного процесса конкретно по предмету. Составление этого документа обеспечивает четкость и последовательность действий преподавателя, позволяет предусмотреть различные ситуации. При формировании программы учитываются индивидуальные особенности детей, специфика дисциплины. Разработка программы имеет важнейшее практическое значение. В ней не только описываются особенности дисциплины, методы изучения и преподнесения материала, но и устанавливаются результаты, которых должны достичь выпускники. Введение программ в практику работы педагогов оказывает на них стимулирующее воздействие. Проводя анализ итоговых результатов, преподаватели видят эффективность или неэффективность тех или иных инструментов и средств, находят ошибки, проблемы, способы их устранения. Немаловажно и то, что реализация рабочей программы осуществляется при активном участии школьников. В документе предусматриваются разнообразные формы и виды действий детей, способствующие усвоению материала.

Зачетная работа.

"Новые требования к рабочим программам 2016-2017"

Приказами Минобрнауки России от 31.12.2015 г. были установлены новые требования к рабочим программам на 2016-2017 учебный год. Они заключаются в упрощении структуры, по которой составляется рабочая программа по стандартам второго поколения.

Учителя чаще всего копируют примерную программу и добавляют лишь тематическое планирование. Объем может достигать нескольких сот страниц. Документ не выполняет функцию эффективного инструмента для самого педагога, а является лишь формальностью.

Для снижения административной нагрузки и были внесены изменения.

Изменения

Если раньше структура программы состояла из восьми пунктов, теперь осталось только три:

 планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

 тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

В рабочих программах внеурочной деятельности остались следующие пункты:

 результаты освоения курса внеурочной деятельности;

 тематическое планирование.

Кроме того, разработанные авторские рабочие программы на 2016-2017 учебный год могут использоваться для реализации учебного процесса. Это возможно в случае соответствия программы требованиям ФГОС и основным положениям примерной программы. Решение о внедрении разработки в школьный процесс принимает администрация школы.

Будут внесены изменения и в перечень учебников. Будут оставлены или добавлены те комплекты, которые имеют пособие для учителя, методические рекомендации по методике преподавания и изучению предмета.

Структура рабочей программы

В рамках реализации учебного процесса и в связи с введением новых стандартов ФГОС, рабочая программа по каждому предмету в обязательном порядке должна входить в школьную документацию.

Рабочая программа состоит из нескольких учебно-методических документаций. Она включает в себя:

    Титульный лист

На нем указывается:

 полное наименование учебного заведения;

 название учебного предмета с указанием класса, для которого создана программа;

 срок, на который она утверждается.

    Пояснительную записку

Она должна содержать:

 цели и задачи педагога на данный учебный год. Так как каждый класс индивидуален, они быть подстроены под каждый класс.

 в каждом классе есть «особенные» дети. В программе необходимо написать методы работы с ними.

 в рабочую программу можно вносить изменения сроков изучения тематических разделов. Должна быть указана причина и целесообразное обоснование корректировки. В дальнейшем, на протяжении учебного года, можно вносить дополнительные поправки. Они будут зависеть от степени развития учащихся во время изучения материала.

    Сетку календарно-тематического планирования.

Таблица должна состоять :

 из общего названия раздела, количества часов, выделяемых на его изучение;

 обязательно необходимо указать планируемые результаты. Раньше необходимо было прописывать их на каждую тему. В рабочих программах 2016-2017 года можно указывать результаты на весь блок.

 обязательно указание формы занятий на каждую тему. Это может быть беседа, практическое или теоретическое занятие, дискуссии.

Новые стандарты предполагают проведение нестандартных уроков. Здесь можно использовать уроки - исследования, путешествия, круглый стол, конференции, фантазирования.

 в программе должно быть прописано, каким образом будут оценены результаты освоения знаний: предметные, метапредметные, личностные. Для проверки первых результатов можно применять самостоятельные работы, диктанты, викторины, тесты.

 приемы преподавания. Это может быть словесный, игровой, наглядный или практический метод.

 деятельность учеников. Это может фронтальная работа, индивидуальная или групповая.

 учебно-методическое пособие: наглядные пособия, ауди и видео техника, дидактические материалы.

Составление программы

Рабочая программа создается на основании:

 стандартов нового поколения ФГОС;

 примерной программы учебного курса, комплекта учебников. Они должны входить в список рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации.

 при составлении рабочей программы необходимо учитывать положение и учебный план образовательного учреждения.

Учитель может внести поправки и изменения в примерную программу, а может на ее основе разработать авторскую .

Особенности рабочей программы

Рабочая программа учителя – это авторский документ. Несмотря на то, что она должна содержать одинаковые пункты, соответствовать ФГОС и особенностям реализации, у разных учителей она будет отличаться. На отличия будет влиять класс, для которого программа разрабатывалась, его особенности.

Большое влияние оказывает и опыт учителя, его подходы и методы в обучении, стиль мышления.

Программа проверяется и утверждается администрацией школы до начала учебного года, но не позднее 31 августа.

В дальнейшем администрацией ведется систематический контроль за осуществление прописанных в рабочей программе положений.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«Составление рабочих программ в соответствии с ФГОС и утвержденными изменениями». Семинар 15.04.2016

2 слайд

Описание слайда:

1. «О рабочих программах учебных предметов» письмо МИНОБРНАУКИ России от 28.10.2015г. № 08-1786 2. Приказ МИНОБРНАУКИ России № 1576 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МОиН РФ от 06.10.2009г. № 373» 3. Приказ МИНОБРНАУКИ России № 1577 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом МОиН РФ от 17.12.2010г. № 1897»

3 слайд

Описание слайда:

«О рабочих программах учебных предметов» письмо МИНОБРНАУКИ России от 28.10.2015г. № 08-1786 1. «… В целях снижения административной нагрузки педагогических работников ОО Департаментом подготовлены изменения в ФГОС в части требований к рабочим программам учебных предметов.» 2. «… авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной ООП соответствующего уровня образования, также могут рассматриваться как рабочие программы учебных предметов. Решение о возможности их использования в структуре ООП принимается на уровне ОО» 3. «… подготовлены изменения в Порядок формирования федерального перечня учебников, … Предполагается, что в ФПУ будут включаться учебники, имеющие метод.пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета или воспитания; в т.ч. примерную рабочую программу учебного предмета, разработанную в соответствии с требованиями ФГОС …»

4 слайд

Описание слайда:

Обязательные элементы рабочей программы отдельного учебного предмета, курса До 31.12.2015 С 01.01.2016 1) Пояснительная записка 2) Общая характеристика учебного предмета, курса 3) Описание места предмета, курса в учебном плане 4) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса 5) Содержание учебного предмета, курса 6) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 7) Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения 8) Планируемые результаты изучения отдельного предмета, курса 1) Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса 2) Содержание учебного предмета, курса 3) Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

5 слайд

Описание слайда:

Обязательные элементы рабочей программы курсов внеурочной деятельности До 31.12.2015 (ФГОС НОО) С 01.01.2016 (ФГОС НОО и ФГОС ООО) 1) Пояснительная записка 2) Общая характеристика учебного предмета, курса 3) Описание места предмета, курса в учебном плане 4) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса 5) Содержание учебного предмета, курса 6) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 7) Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения 8) Планируемые результаты изучения отдельного предмета, курса 1) Результаты освоения курса внеурочной деятельности. 2) Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности; 3) Тематическое планирование.

6 слайд

Описание слайда:

Как связаны различные компоненты? Разработка рабочей программы, тематического планирования, календарно – тематического планирования Подготовка к уроку (технологическая карта урока целевые установки = планируемые результаты) Проектирование (конструирование) контрольно - измерительных материалов (КИМ), подготовка к различным оценочным процедурам

7 слайд

Описание слайда:

Рабочие программы по учебным предметам (курсам) составляются на всю ступень обучения (1- 4 классы, 5 – 9 классы), а не на учебный год Каждый учитель составляет свою Рабочую программу с учетом собственной специфики и специфики конкретных учащихся. Программы, составленные разными учителями для параллельных классов могут (и должны) различаться!

8 слайд

Описание слайда:

I. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса полностью повторяют предметную часть раздела «Планируемые результаты освоения ООП ООО» . Однако, поскольку Рабочая программа часто используется как отдельный документ, то лучше повторить этот раздел и здесь. Основу для написания данного раздела Рабочей программы составляет соответствующий раздел в «Примерной ООП ООО», где планируемые результаты расписаны по предметам. Здесь графа «Выпускник научится» не изменяется учителем, тогда как в графе «Выпускник получит возможность научиться» могут быть значительные изменения.

9 слайд

Описание слайда:

II. Содержание учебного предмета (курса) Основу данного раздела составляет содержание «Фундаментального ядра» Стандарта учебные программы ФГОС НОО и ФГОС ООО Содержание распределяется по смысловым блокам для каждого класса отдельно. Программа никак не отражает последовательности освоения тем курса В этом разделе Рабочей программы описываются ТОЛЬКО смысловые единицы учебного курса по классам!

10 слайд

Описание слайда:

III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы Примерное поурочное тематическое планирование (в авторских рабочих программах по учебным предметам) Подобные тематические планирования создаются ДЛЯ ВСЕХ ПРЕДМЕТОВ в рамках УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Календарно - тематическое планирование Каждый учитель составляет собственное КТП с учетом собственной специфики и специфики конкретных учащихся. Структура КТП (в соответствии с ФГОС) № Тема раздела Тема урока ПР (планируемый результат из раздела «Выпускник научится»)= код элемента содержания Домашнее задание

курсу в соответствии с ФГОС

В соответствии с требованиями ФГОС ООО (пункт 18.2.2.):

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы.

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Структура рабочей программы (ФГОС ООО)

I . Пояснительная записка

- нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа (ФГОС, соответствующая Примерная ООП, примерная программа по учебному предмету, авторская программа) ;

- общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, курса;

- роль учебного курса, предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы (указывается направленность программы на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов освоения конкретного предмета, курса) ;

Обоснование выбора содержания части программы по учебному предмету, формируемой участниками образовательного процесса .

II . Общая характеристика учебного предмета, курса

В данном разделе необходимо раскрыть роль и значимость предмета с точки зрения целей общего образования (с опорой на концепцию соответствующего ФГОС), современных требований к выпускнику. Показывается преемственность при изучении данного предмета, курса в начальной и основной школе, расставляются акценты в осуществлении связи обучения по предмету с практикой и с актуальными проблемами современности.

III . Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

В разделе указывается количество часов, выделенных на данный предмет в соответствии с учебным планом.

IV . Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

В рабочие программы необходимо включать не обобщенные требования к результатам, сформулированные в ФГОСах, а включать формулировки результатов из авторских программ разработчиков УМК или примерной ООП соответствующего уровня общего образования. В данном разделе отражаются

    личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса, согласующиеся с поставленными ранее целями освоения рабочей программы.

V . Содержание учебного предмета, курса

В описании содержания указываются концептуальные разделы и темы изучения предмета, необходимые для реализации требований стандарта.

Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы. Содержание учебного предмета, курса включает:

Наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий,

Перечень лабораторных и практических работ, экскурсий,

Направления проектной деятельности обучающихся,

Использование резерва учебного времени.

VI . Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности (на учебный год)

Вариант тематического планирования представлены в приложении. Форма тематического планирования может повторять авторскую с внесением необходимых корректировок учителем.

Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий): разделы программы; темы, входящие в данный раздел; основное содержание по темам; характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий), универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках изучения темы.

Тематическое планирование, как и вся рабочая программа, составляется на один учебный год

VII . Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса (на уровень обучения)

В разделе указываются:

Средства обучения: учебно-лабораторное оборудование и приборы, технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся, учебная и справочная литература, цифровые образовательные ресурсы, демонстрационный и раздаточный дидактический материал;

Список рекомендуемой учебно-методической литературы должен содержать используемый учителем учебно-методический комплекс (УМК) с обязательным указанием учебника, учебные пособия для учащихся, а также содержать полные выходные данные литературы;

Дополнительная литература для учителя и учащихся;

Перечень ЦОРов и ЭОРов;

Перечень обучающих справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе; (возможен табличный вариант.)

VIII . Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

(на уровень обучения)

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

В основной образовательной программе основного общего образования школы в пункте «Планируемые результаты освоения ООП» приводятся результаты на конец обучения, т. е. для основной школы это окончание 9-го класса. Все формулировки в этом пункте, как и в рабочей программе, прописываются по годам

Для базового уровня результатов «выпускник научится»,

Для повышенного уровня результатов «выпускник получит возможность научиться».

Система оценки планируемых результатов, выраженная в формах и видах контроля, в определении контрольно-измерительных материалов, в показателях уровня успешности учащихся («хорошо/отлично», рейтинг, портфолио и др.); особенности оценки индивидуального проекта и индивидуальных достижений обучающихся.

Приложения к программе

(на класс )

Основные понятия курса;

Темы проектов;

Темы творческих работ;

КИМы

Случайные статьи

Вверх