Изменение границ государственного природного заказника. Парк без границ. Закон об экологической экспертизе

Министерство природы внесло поправки к принятому Госдумой в первом чтении проекту федерального закона №826412-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Поправки разрешают расширять и сужать границы особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Экологи неоднозначно оценивают эту инициативу и предупреждают о возможных негативных последствиях в случае ее принятия.

Поправки Минприроды к законопроекту Госдумы предполагают включение в состав особо охраняемых природных территорий и исключение из них земельных участков и водных объектов, «если это исключение не влечет за собой угрозу для сохранения природных ландшафтов и культурных ландшафтов, представляющих собой особую экологическую, эстетическую, научную и культурную ценность, и сохранения биологического разнообразия».

По предложению Минприроды, изменение границ ООПТ будет происходить в трех случаях: в отношении земельных участков, расположенных в границах поселений, территорий, «необходимых для осуществления деятельности по обеспечению безопасности государства», и «по отдельным решениям президента Российской Федерации».

Процедура по изменению границ ООПТ предполагает проведение государственной экологической экспертизы и публичные слушания. Поправки к законопроекту предписывают правительству до 31 декабря 2019 года исключить из состава особо охраняемых природных территорий федерального значения земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, прилегающих к внешним границам соответствующих особо охраняемых природных территорий.

Проблема изменения границ особо охраняемых природных территорий сейчас в законодательстве не урегулирована. Это один из болезненных вопросов, который поднимается на протяжении длительного времени, - отмечает руководитель программы по экологическому законодательству Всемирного фонда дикой природы (WWF Russia) Екатерина Хмелева.

Эксперт объясняет, что границы ООПТ переносились и раньше, но из-за отсутствия норм законодательства возникало множество спорных вопросов. По ее словам, особенно остро стоит вопрос о населенных пунктах в составе природоохранных территорий: с одной стороны, их не должно быть в заповедниках и национальных парках, потому что они предполагают хозяйственное использование земли, что не соответствует целям заповедника. С другой стороны, жители населенных пунктов, которые находятся на территории заповедника, ограничены в правах распоряжения земельными участками.

Здесь есть одна сложность: не во всех поселениях установлены границы, - уточняет Елена Хмелева. - Есть опасность того, что при решении этого вопроса в границы поселения могут попасть ценные природные участки, необходимые для полноценного функционирования заповедника. Чтобы не пострадали ООПТ, необходимо до 2019 года установить жесткие границы населенных пунктов.

С населенными пунктами есть некоторые проблемы, - подтверждает координатор программы Гринпис по особо охраняемым природным территориям Михаил Крейндлин. - Граждане, проживающие на территориях ООПТ, ограничены, например, в возможности приватизации земельных участков. С такими проблемами сталкиваются жители города Себеж в Псковской области, который целиком входит в национальный парк «Себежский», или поселка Смольный в Мордовии, по середине которого проходят границы национального парка «Смольный». Мы считаем, что эти вопросы надо решать, но не огульно, а принимать меры по каждому конкретному случаю.

Гринпис предлагает не вырезать населенные пункты из национальных парков, а установить для них более щадящий режим использования. Экологи напоминают, что в границах многих охраняемых территорий есть населенные пункты, которые определяют ценность самих ООПТ.

Например, основная ценность Кенозерского национального парка в Архангельской области культурно-историческая: это поморские деревни и объекты деревянного зодчества, - уточняет Михаил Крейндлин. - Если из него вырезать населенные пункты, он утратит всю свою ценность. То же самое с Куршской косой в Калининградской области: если из нее вырезать населенные пункты, это будет три отдельных участка, и такая территория вряд ли сможет функционировать как национальный парк.

Экологи считают, что в отношении использования территорий заповедников для обеспечения безопасности государства нужно прежде всего уточнить норму закона словами «для нужд обороны». Иначе ее можно применить, например, к целям экономической безопасности, и это даст зеленый свет различным злоупотреблениям.

Так, в национальном парке «Югыд ва» в Коми (это тоже объект всемирного наследия) несколько лет назад местные власти решили организовать добычу золота, - рассказывает эксперт Гринпис. - Было изменено положение о парке и из его границ вырезали участок с месторождением. При поддержке Генеральной прокуратуры мы выиграли это дело в Верховном суде. Сейчас целостность парка восстановлена.

Эколог уверен, что единичные случаи, когда для безопасности государства необходимо что-то построить на территории заповедника, необязательно закреплять законом.

Но самую большую опасность, по мнению природоохранной организации, составляет пункт об изменении границ ООПТ по отдельным решениям президента.

Сейчас у всех на слуху громкий международный скандал с Кавказским заповедником, который тоже является объектом всемирного наследия, и где компании «Роза хутор» и «Газпром» хотят расширять свои горнолыжные курорты. Уже есть распоряжение правительства о выделении биосферного полигона для курортов. Но пока, по нынешним законам, они могут получить эти участки только в аренду. А если их выведут из состава заповедника, то можно будет оформить частную собственность, - говорит Михаил Крейндлин.

На ситуацию с биосферными полигонами указывает и эксперт WWF Russia.

В июне этого года в авральном порядке были приняты поправки в закон «Об особо охраняемых природных территориях» в части создания биосферных полигонов на территориях заповедников, - объясняет Екатерина Хмелева. - Документ фактически направлен на то, чтобы разрешить заинтересованным лицам строить горнолыжные курорты на территории Кавказского биосферного заповедника, что, по нашему мнению и по мнению других природоохранных организаций, недопустимо. По сути, те поправки были завуалированной возможностью изменения границ ООПТ, не только внешних, но и внутренних.

В целом эксперт WWF Russia считает поправки Минприроды допустимыми при условии отмены принятых ранее норм о возможности выделения биосферных резерватов внутри заповедника. А Гринпис называет поправки Минприроды опасными и предупреждает, что они могут привести к разрушению всей заповедной системы, которая охраняла границы ООПТ с 1991 года. В Минприроды «Известиям» оперативный комментарий предоставить не смогли.

Министерство природных ресурсов и экологии РФ включило в поправки к Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях» и к отдельным законодательным актам Российской Федерации общественное предложение Общероссийского народного фронта об обязательном проведении экологической экспертизы в случае изменения границ особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

О необходимости такой экспертизы при исключении из состава природной территории каких-либо земельных участков и водных объектов активисты ОНФ говорили в ходе «Форума действий. Регионы» в Йошкар-Оле, который проходил в апреле текущего года. По словам руководителя Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса Дмитрия Миронова, сейчас в отечественной правовой практике сложилась опасная тенденция изменения статуса ООПТ и сокращения их территорий только лишь одними постановлениями местных и региональных чиновников, что с природоохранной точки зрения совершенно необоснованно.

«Особо охраняемые природные территории – это действительно наше уникальное богатство. Заповедники, национальные парки, заказники – такой правовой статус для конкретных природных территорий позволяет сохранять тысячи уникальных видов растений, птиц, животных, природных ландшафтов. Только благодаря охранному статусу эти территории не постигла печальная судьба сплошных вырубок и тотальной застройки, чего, к сожалению, так стараются добиться определенные лоббисты практически в каждом российском регионе. И в этом им помогает существующая правовая коллизия: почему-то при создании ООПТ проводится обязательная экологическая экспертиза, а при ликвидации или уменьшении ее границ такая экспертиза не требуется», – отметил руководитель Центра.

По мнению Миронова, сейчас каждый чиновник, так или иначе ответственный за состояние природных территорий разного значения, может совершенно беспрепятственно изменить их границы или запросто ликвидировать без какого-либо научного обоснования.

«Судьба большинства уникальных природных объектов на территории нашей страны буквально оказывается в руках конкретных чиновников, которые, если захотят, могут уменьшить какой-либо природных объект либо просто его ликвидировать. Так, в апреле этого года чиновники в республике Чувашия объявили о планах упразднить более 70% особо охраняемых природных территорий: представители регионального Минприроды предложили оставить из 94 таких областей лишь 29. Ранее в Ивановской области чиновники лишили 4 тыс. га статуса памятника природы без какого-либо обоснования. Лишь спустя несколько лет нашим активистам удалось восстановить охранный статус данных территорий. Похожая ситуация произошла и в Ставропольском крае: там нашим активистам после долгой и упорной работы удалось спасти 44 га уникальной природной территории, входящей в государственный природный заказник краевого значения «Русский лес», которые региональные власти также, без научного обоснования, пытались изъять», – подчеркнул руководитель Центра.

Согласно поправкам, подготовленным Минприроды на основе общественных предложений ОНФ, положительное заключение государственной экологической экспертизы об изменении границ ООПТ должно проводиться с учетом результатов публичных слушаний, проводимых в каждом населенном пункте муниципального образования, находящемся в границах соответствующего участка природной территории.

ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Порядка изменения границ особо охраняемых природных территорий областного значения категорий "Природный парк" и "Государственный природный заказник областного значения"

В целях реализации , Постановления Законодательного Собрания Свердловской области от 23.10.2012 N 545-ПЗС "Об исполнении Закона Свердловской области "Об особо охраняемых природных территориях в Свердловской области" Правительство Свердловской области постановляет:

1. Утвердить Порядок изменения границ особо охраняемых природных территорий областного значения категорий "природный парк" и "государственный природный заказник областного значения" (прилагается).

2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Первого Заместителя Губернатора Свердловской области А.В. Орлова.

(п. 2 в ред. )

Председатель Правительства
Свердловской области
Д.В.Паслер

Порядок изменения границ особо охраняемых природных территорий областного значения категорий "Природный парк" и "Государственный природный заказник областного значения"

Утвержден
Постановлением Правительства
Свердловской области
от 17 мая 2013 г. N 620-ПП

Глава 1. Общие положения

1. Порядок изменения границ особо охраняемых природных территорий областного значения категорий "природный парк" и "государственный природный заказник областного значения" (далее - Порядок) разработан в соответствии со статьями 14, 18 Закона Свердловской области от 21 ноября 2005 года N 105-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях в Свердловской области" и устанавливает случаи и порядок изменения границ особо охраняемых природных территорий областного значения категорий "природный парк" и "государственный природный заказник областного значения" (далее - ООПТ) в целях упорядочивания отношений в сфере особо охраняемых природных территорий областного значения.

2. Граница ООПТ представляет собой пространственный предел (участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними), где действует режим ее особой охраны.

3. Изменение границ ООПТ влечет установление новой границы, не совпадающей с той, которая была определена ранее, и осуществляется посредством исключения территорий из состава ООПТ либо включения в ее состав новых территорий.

4. Решение об изменении границ ООПТ принимается Правительством Свердловской области.

5. Решение об изменении границ ООПТ принимается по согласованию с органом государственной власти Свердловской области в области лесных отношений, Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - Уполномоченный орган) и органом местного самоуправления муниципального образования, расположенного в Свердловской области (далее - муниципальное образование), на территории которого располагается участок ООПТ, границы которого предлагается изменить.

6. Решение об изменении границ ООПТ должно содержать категорию ООПТ, местоположение, описание границ и площадь изменяемой части ООПТ, в случае наличия функциональных зон также принадлежность к определенной функциональной зоне.

7. Изменяемая граница ООПТ может определяться координатами, указанием на лесные кварталы (выделы и их части) либо кадастровые номера земельных (лесных) участков.

8. Установление новой границы ООПТ на местности обеспечивается Уполномоченным органом.

9. Изменение границ ООПТ может осуществляться неоднократно.

Глава 2. Случаи изменения границ ООПТ

10. Включение территорий в состав ООПТ производится в случае наличия необходимости в особой охране природных комплексов и объектов, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение и могут быть использованы в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

11. Исключение территорий из состава ООПТ осуществляется в следующих случаях:

1) невозможность использования таких территорий по целевому назначению ввиду утраты особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения;

2) необходимость размещения социально значимых объектов, не связанных с функционированием ООПТ, соответствующих схемам территориального планирования муниципальных районов (генеральным планам поселений и городских округов).

В целях настоящего Порядка под социально значимыми объектами понимаются объекты коммунальной и транспортной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения территорий городских и сельских поселений, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, а также объекты, обеспечивающие их деятельность.

12. Исключение территорий из состава государственного зоологического охотничьего и ландшафтно-гидрологического заказников областного значения допускается в случае предоставления права пользования участком недр с целью разведки и добычи полезных ископаемых (кроме участков недр местного значения) в контуре границ горного отвода.

Исключение территорий из состава государственного зоологического охотничьего заказника областного значения допускается также в случае необходимости размещения сельскохозяйственных производственных зданий и их комплексов на месте ранее существовавших объектов сельскохозяйственного назначения.

(п. 12 в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 20.09.2018 N 628-ПП)

Глава 3. Предложения об изменении границ ООПТ

13. Предложения об изменении границ ООПТ направляются федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Свердловской области, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого располагается участок ООПТ, границы которого предлагается изменить, а также гражданами и юридическими лицами, включая общественные и религиозные объединения, на рассмотрение в Уполномоченный орган.

14. К предложению об изменении границ ООПТ в отношении территории, в пределах которой предлагается изменить границы ООПТ, прилагаются:

1) материалы, обосновывающие изменение границ ООПТ:

картографический материал с указанием действующих и предлагаемых границ ООПТ (М 1:10000);

пояснительная записка о необходимости изменения границ ООПТ;

акт натурного технического обследования участка лесного фонда (в случае изменения границ на землях лесного фонда);

сведения о составе, качестве лесных насаждений, общая характеристика почвы, растительного и животного мира, иных природных ресурсов в составе материалов комплексного экологического обследования участка в пределах изменяемой границы;

площадь, описание местоположения (в отношении земель лесного фонда, согласно сведениям государственного лесного реестра) и перечень координат границ участка;

сведения о правах на участки в пределах изменяемой границы;

2) положительное заключение (заключения) государственной экологической экспертизы, полученное (полученные) в соответствии с федеральным законодательством в области экологической экспертизы.

К предложению об изменении границ ООПТ в соответствии с подпунктом 2 пункта 11 настоящего Порядка дополнительно прилагаются документы, обосновывающие необходимость размещения социально значимых объектов, не связанных с функционированием ООПТ, соответствующих схемам территориального планирования муниципальных районов (генеральным планам поселений и городских округов), документальное подтверждение отсутствия иных вариантов размещения социально значимых объектов за пределами ООПТ.

К предложениям об изменении границ государственного зоологического охотничьего заказника областного значения в соответствии с подпунктом 1 пункта 12 настоящего Порядка дополнительно прилагается копия лицензии на право пользования участком недр для разведки и добычи полезного ископаемого (кроме участков недр местного значения).

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 10.06.2015 N 485-ПП)

К предложениям об изменении границ государственного зоологического охотничьего заказника областного значения в соответствии с подпунктом 2 пункта 12 настоящего Порядка дополнительно прилагаются копии документов, подтверждающих факт создания объектов сельскохозяйственного назначения и их комплексов и (или) сведения о наличии ранее имеющихся прав и иных законных оснований на данные объекты и комплексы в пределах изменяемой границы государственного зоологического охотничьего заказника областного значения.

(абзац введен Постановлением Правительства Свердловской области от 10.06.2015 N 485-ПП)

15. Заявитель вправе самостоятельно представить согласование изменения границ ООПТ с органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого располагается участок ООПТ, границы которого предлагается изменить.

16. Заявитель обеспечивает формирование документации, указанной в пункте 14 настоящего Положения. Уполномоченный орган вправе самостоятельно реализовать инициативу изменения границ ООПТ и обеспечить формирование необходимой документации в случаях, предусмотренных пунктом 10 и подпунктом 2 пункта 11 настоящего Порядка.

17. Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней проверяет комплектность представленных документов и их соответствие предъявляемым требованиям.

В случае комплектности представленных документов и соответствия предъявляемым требованиям Уполномоченный орган направляет предложение об изменении границ ООПТ вместе с приложениями, перечисленными в пункте 14 настоящего Порядка, на согласование в орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого располагается участок ООПТ, границы которого предлагается изменить.

В случае некомплектности документов, несоответствия представленных документов предъявляемым требованиям, получения отказа в согласовании органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого располагается участок ООПТ, границы которого предлагается изменить, Уполномоченный орган возвращает предложение об изменении границ ООПТ вместе с приложениями заявителю.

Возвращение предложения об изменении границ ООПТ не препятствует повторному обращению после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его возвращения.

Глава 4. Заключение экспертной комиссии

18. При поступлении согласования изменения границ ООПТ органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого располагается участок ООПТ, границы которого предлагается изменить, Уполномоченный орган направляет предложение об изменении границ ООПТ вместе с приложениями, перечисленными в пункте 14 настоящего Порядка, на рассмотрение экспертной комиссии для рассмотрения вопросов о необходимости изменения границы ООПТ (далее - Экспертная комиссия).

19. Порядок формирования и деятельности, а также состав Экспертной комиссии устанавливается Правительством Свердловской области.

20. По результатам рассмотрения предложения об изменении границ ООПТ Экспертной комиссией выдается мотивированное заключение о необходимости (возможности) изменения границы ООПТ либо мотивированное заключение об отсутствии необходимости (о невозможности) изменения границы ООПТ.

Глава 5. Принятие решения по вопросу изменения границы ООПТ

21. В случае выдачи Экспертной комиссией заключения об отсутствии необходимости (невозможности) изменения границ ООПТ Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней с момента принятия данного решения уведомляет заявителя о принятом решении по вопросу изменения границы ООПТ.

22. Решение об изменении границы ООПТ принимается по результатам рассмотрения материалов, обосновывающих изменение границы ООПТ, заключения государственной экологической экспертизы и заключения Экспертной комиссии.

23. Решение об изменении границ ООПТ является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, государственный кадастр особо охраняемых природных территорий областного значения и государственный лесной реестр.

ПОПРАВКИ

к проекту федерального закона № 826412-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования правового регулирования в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий),

принятому Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 21 октября 2015 года

1) В статье 1:

а) дополнить пунктом 1 следующего содержания:

«1) дополнить статьей 22 следующего содержания:

Статья 22. Изменение границ особо охраняемых природных территорий

1. Изменение границ особо охраняемых природных территорий допускается в случае расширения этих территорий путем включения в их состав соответствующих земельных участков и водных объектов либо в случае исключения из их состава земельных участков и водных объектов, если это исключение не влечет за собой угрозу для сохранения природных ландшафтов и культурных ландшафтов (включая их фрагментацию), представляющих собой особую экологическую, эстетическую, научную и культурную ценность, и сохранения биологического разнообразия (в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира и среды их обитания).

2. Изменение границ особо охраняемых природных территорий федерального значения, в случае исключения из их состава земельных участков и водных объектов, допускается только в отношении:

а) земельных участков, расположенных в фактических границах поселений на дату издания настоящего федерального закона, прилегающих к внешним границам соответствующих особо охраняемых природных территорий, кроме случаев, когда такие земельные участки необходимы для реализации задач, возложенных на соответствующие особо охраняемые природные территории в соответствии с законодательством;

б) земельных участков и водных объектов, необходимых для осуществления деятельности по организации обороны Российской Федерации, обеспечению защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, при отсутствии альтернативных решений по размещении соответствующих объектов;

в) земельных участков и водных объектов по отдельным решениям Президента Российской Федерации, принимаемым при отсутствии альтернативных решений стратегических задач социально-экономического развития.

3. Изменение границ особо охраняемых природных территорий федерального значения путем включения в их состав земельных участков и водных объектов осуществляется Правительством Российской Федерации.

4. Изменение границ особо охраняемых природных территорий федерального значения в случае исключения из их состава земельных участков и водных объектов, осуществляется Правительством Российской Федерации на основании решения Президента Российской Федерации.

Все участки, исключаемые из состава государственных природных заповедников и национальных парков, включаются в охранную зону соответствующих особо охраняемых природных территорий.

Решение Правительства Российской Федерации об исключении земельных участков из состава из состава государственных природных заповедников и национальных парков, должно также предусматривать включение их в охранную зону соответствующего государственного природного заповедника или национального парка.

Решения об исключении земельных участков из состава государственных природных заповедников и национальных парков принимаются с учетом возможности соответствующей территориальной компенсации.»;

5. Изменение границ особо охраняемых природных территорий в случае исключения из их состава земельных участков и водных объектов, осуществляется:

при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих такое изменение границ в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;

с учетом результатов публичных слушаний по проекту изменения границ особо охраняемых природных территорий, проводимых в каждом населенном пункте муниципального образования, находящемся в границах участка особо охраняемой природной территории, в отношении которого осуществлялась подготовка соответствующих изменений границ.

6. Изменение границ особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения в случае исключения из их состава земельных участков и водных объектов осуществляется на основаниях и в порядке, предусмотренных законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации с соблюдением требований, установленных пунктом 1 и пунктом 5 настоящей статьи.»;

б) дополнить пунктом 11 следующего содержания:

«11) дополнить статью 2 пунктом 12 следующего содержания:

«12. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также организации, осуществляющие управление особо охраняемыми природными территориями федерального, регионального и местного значения, обеспечивают предотвращение схода с особо охраняемых природных территорий селей и оползней, угрожающих жизнедеятельности людей, населенным пунктам, функционированию хозяйственных и иных объектов, расположенных на прилегающих территориях.

Планы мероприятий по предотвращению схода селей и оползней с особо охраняемых природных территорий утверждаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в ведении которых находятся соответствующие особо охраняемые природные территории, и реализуются подведомственными указанным органам организациями, осуществляющими управление особо охраняемыми природными территориями федерального, регионального и местного значения.»;

г) дополнить пунктом 41 следующего содержания:

«41) в статье 10:

д) в пункте 1 слово «систему» заменить словом «сеть»;

е) в пункте 2 второе предложение исключить;

ж) в пункте 3 слова «в соответствии с» исключить.»;

з) пункт 8 изложить в следующей редакции:

«пункт 2 статьи 14 изложить в следующей редакции:

«2. В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, национальные парки могут быть созданы также путем преобразования государственных природных заповедников.»;

и) пункт 9 дополнить подпунктом а1 следующего содержания:

«а1) пункт 11 после слов «охраняемой зоны» дополнить словами «, а также площади зоны традиционного экстенсивного природопользования»;

к) в пункте 13 перед словами «и государственного» включить слова «,государственного природного заповедника «Эрзи»;

2) В статье 2:

а) пункт 1 дополнить подпунктом «г» следующего содержания:

«г) дополнить подпунктом 9:

«9) материалы обоснования изменения границ особо охраняемых природных территорий федерального значения, в результате которого из таких территорий исключаются земельные участки и водные объекты;

б) пункт 2 дополнить подпунктом «в» следующего содержания:

«в) дополнить подпунктом 6 следующего содержания:

«6) материалы обоснования изменения границ особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в результате которого из таких территорий исключаются земельные участки и водные объекты.»;

в) дополнить пунктами 3 и 4 следующего содержания:

«3) в абзаце первом пункта 1 статьи 14 слова «подпунктах 7.1 и 7.3 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12» заменить словами «подпунктах 7.1, 7.3 и 9 статьи 11 и подпунктах 4.1 и 6 статьи 12»;

4) пункт 1 статьи 14 дополнить подпунктом 1.2 следующего содержания:

«1.2. Государственная экологическая экспертиза объектов, указанных в подпункте 9 статьи 11 и подпункте 6 статьи 12 настоящего Федерального закона, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания представленных материалов требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы, при наличии в составе направляемых материалов:

документации, подлежащей государственной экологической экспертизе и содержащей материалы оценки воздействия на природные комплексы и объекты особо охраняемой природной территории хозяйственной и иной деятельности, намечаемой на соответствующем земельном участке или водном объекте, предлагаемым к исключению из состава особо охраняемой природной территории;

материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.»;

3) дополнить статьями 9 и 10 следующего содержания:

«Статья 9

Внести в статью 28 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 40, ст. 3822; 2005, № 1, ст. 17; 2006, № 1, ст. 17; 2007, № 43, ст. 5084; 2011, № 49, ст. 7039; 2015, № 27, ст. 3978) следующие изменения:

1) в части 1 перед словами «с участием» включить слова «, а также по проектам изменения границ особо охраняемых природных территорий в соответствии с требованиями Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»,»;

2) часть 3 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

«5) проекты изменений границ особо охраняемых природных территорий, в случае исключения из их состава земельных участков, расположенных в границах соответствующих поселений.».

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Положения настоящего Федерального закона, предусматривающие полномочия Правительства Российской Федерации по исключению из состава государственных природных заповедников и национальных парков земельных участков, расположенных в фактических границах поселений, действуют до 31 декабря 2020 года.

Тема: «РАЗМЕЩЕНИЕ И УСТАНОВЛЕНИЕ ГРАНИЦ ООПТ»

■ применения минеральных удобрений и химических средств за­щиты растений;

■ транзитного прогона домашних животных;

■ нахождения, проезда и прохода посторонних лиц и автотранс­порта вне дорог общего пользования;

■ сбора зоологических, ботанических и минералогических коллек­ций (кроме предусмотренных планами научных исследований заповедника);

■ пролета самолетов и вертолетов ниже 2 тыс. м, преодоления са­молетами звукового барьера над территорией заповедника;

■ иной деятельности, нарушающей естественное развитие природ­ных процессов.

К 31 декабря 2002 г. в Российской Федерации насчитывалось 100 го­сударственных природных заповедников общей площадью 33,711 млн. га, в том числе сухопутной (с внутренними водоемами) - 27,238 млн. га, что составляет 1,59% всей территории России. Заповедники располо­жены в 19 республиках, пяти краях, 35 областях, одной автономной об­ласти, семи автономных округа. При создании заповедников не всегда выдерживались названные выше научные принципы: на некото­рые заповедники, например, возложены функции разведения редких животных (зубры, бобры, пятнистые олени и др.) с искусственной под­кормкой и другими видами вмешательства в природный процесс. В конце XX в. общая площадь заповедников значительно возросла в основном в связи с организацией крупных заповедников в тайге и тундре Сибири и Дальнего Востока. Из-за недостатка средств уровень охраны заповед­ников, особенно вновь созданных, пока далек от необходимого: на одно­го сотрудника в среднем приходится 3 тыс. га заповедных площадей, а в некоторых новых заповедниках 30-60 тыс. га. Заповедники с наи­меньшей степенью изменения природных комплексов, крупнейшие по площади, наиболее строго охраняемые, включены в программу ЮНЕСКО «Человек и биосфера» и получили статус биосферных. В ми­ре насчитывается около 300 таких заповедников в 60 странах, из них 26 в России. В биосферных заповедниках охраняются природные комплек­сы и генофонд, имеющие всемирное значение, реализуются программы глобального мониторинга фоновых параметров окружающей среды.

Заповедники разных видов были в СССР и остаются в России ос­новной формой особо охраняемых природных территорий. За рубежом близкой по задачам формой организации особо охраняемых природных территорий являются природные резерваты. С 1980-х годов

в нашей стране, кроме заповедников, стали создаваться национальные природные парки - наиболее распространенная в мире форма особо ох­раняемых природных территорий, предусматривающая более диффе­ренцированный режим охраны и использования. К 31 декабря 2002 г. в Российской Федерации имелось 35 национальных парков общей пло­щадью 6,968 млн. га (0,41% площади Российской Федерации) . Со­гласно российскому законодательству, к национальным паркам по зада­чам и статусу близки природные парки, находящиеся в ведении регио­нов. К началу 1997 г. в России было 10 природных парков ; создание природных парков осуществляется или планируется на ближайшие годы во многих субъектах Федерации.

Национальные парки (природные парки) - природоохранные, эко-лого-просветительские и научно-исследовательские учреждения, терри­тории (акватории) которых включают природные комплексы и объек­ты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую цен­ность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма (фото 18).

Хозяйственная деятельность допускается только в той мере, в какой она не препятствует выполнению основной функции заказника. В неко­торых охотничьих хозяйствах организуются системы скользящих заказ­ников, когда поочередно в разных частях хозяйства на несколько лет устанавливается запрет охоты.

Памятники природы - это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях при­родные комплексы, объекты естественного и искусственного происхож­дения. Памятниками природы могут быть объявлены:

■ живописные местности;

■ эталонные участки нетронутой природы;

■ участки культурного ландшафта (старинные усадьбы, парки, ал­леи, каналы, древние копи т.п.);

■ места произрастания ценных, реликтовых, малочисленных, ред­ких и исчезающих видов животных и растений;

■ лесные массивы и участки леса, особенно ценные своими харак­теристиками (породный состав, продуктивность, генетические качества, строение насаждений);

■ природные объекты, играющие большую роль в поддержании гидрологического режима ;

■ уникальные формы рельефа и связанные с ними природные ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, ледниковые цирки и троговые долины, мореные гряды, дюны, барханы, ги­гантские наледи, гидролакколиты и т.п.);

■ геологические обнажения, имеющие особую научную ценность;

■ геолого-географические полигоны, в том числе классические уча­стки с выразительными следами сейсмических явлений;

■ местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов;

■ участки рек, озер, водно-болотных комплексов, водохранилищ, морских акваторий, небольшие реки с поймами, водохранили­ща и пруды;

■ природные гидроминеральные комплексы;

■ термальные и минеральные источники, месторождения лечеб­ных грязей;

■ береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, ла­гуны, бухты и т.п.);

■ объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители и деревья, имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземп­ляры экзотов, эндемиков, реликтов, валуны, ледники, водопады, вулканы, гейзеры, родники, истоки рек, скалы, утесы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты, историко-мемориальные комплексы).

Памятники природы изымаются из хозяйственного использования, на территориях, где они расположены, запрещается всякая деятельность, наносящая им ущерб. Собственники, владельцы и пользователи земель, на которых находятся памятники природы, обязаны их охранять. Ре­жим охраны и допустимые виды использования памятников природы определяются с учетом их особенностей и состояния и фиксируются в паспорте. Паспорта памятников природы разрабатываются природоох­ранными органами и утверждаются местными органами власти.

К 31 декабря 2002 г. в России было 36 памятников природы феде­рального значения общей площадью 23,8 тыс. га и более 9 тыс. памятни­ков природы регионального значения (общая площадь 4,053 млн. га, или 0,24% площади России).

Курортные и лечебно-оздоровительные зоны не предполагают изъятия территорий и объектов из хозяйственного использования, но ограничивают его формы. Вводятся ограничения или запреты на въезд автотранспорта, размещение промышленных предприятий, электростан­ций, применение удобрений и пестицидов, формы лесопользования. Режим охраны определяется характером курорта. Объектом охраны могут быть подземные воды, водоемы, леса и т.д. К 31 декабря 2002 г. в Российской Федерации лечебно-оздоровительными местностями и ку­рортами признаны 116 территорий общей площадью 2 040 444 га - 0,12% территории Российской Федерации, в том числе федерального значе­ния - 23 (636 409 га), регионального значения - 74 (1 376 945 га), мест­ного значения - 19 (27 090 га) .

Этнические территории - особая разновидность особо охраняемых природных территорий, на которых объектом охраны становятся тра­диционные формы природопользования этнических групп: оленевод­ство, охота, рыболовство, кустарные промыслы, традиционный образ жизни. Статус этнической территории предполагает отказ от современ­ных интенсивных форм ведения хозяйства, содействие возрождению традиционной духовной и материальной культуры.

2. Функции особо охраняемых природных территорий

Существует большое количество территорий с особо ограниченным режимом при­родопользования, на которых охрана ландшафтов и их компонентов, экосистем или их частей направлена на достижение не экологических, а иных, преимущественно хозяйственных, культурно-исторических, рек­реационных и других целей, а режим охраны устанавливается в соот­ветствии с функциями ООПТ. Это зеленые зоны городов , водоохран­ные зоны рек, лесозащитные полосы, округа санитарной охраны под­земных вод и др. С учетом этих категорий выделяются следующие основные функции особо охраняемых природных территорий.

Заповедно-эталонная функция означает, что выполняющая ее тер­ритория предназначается для сохранения информации о нетронутой природе, ее исследования, организации мониторинга и поддержания экологического равновесия в наиболее уязвимых местах, имеющих клю­чевое значение для сохранения природы крупных регионов. Эту функ­цию осуществляют заповедники и резерваты, памятники природы и ча­стично заказники.

Объектозащитная функция - поддержание экологического равно­весия для обеспечения функционирования хозяйственных или иных объектов. Эту функцию выполняют охранные лесополосы у железных и автомобильных дорог, водных объектов, охранные зоны национальных парков.

Ресурсозащитная функция - охрана природных комплексов ради сохранения природных ресурсов, используемых в хозяйстве. Эту функ­цию выполняют заказники, заповедно-охотничьи хозяйства, округа са­нитарной охраны подземных вод.

Средозащитная функция - поддержание экологического равнове­сия ради обеспечения щадящей прижизненной эксплуатации всех при­родных ресурсов в комплексе. Для этого существуют зеленые зоны го­родов, курортные зоны, национальные парки и др.

3. Размещение особо охраняемых территорий

К землям особо охраняемых территорий относятся земли, имею­щие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эс­тетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное зна­чение, изъятые в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов мест­ного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый право­вой режим.

К землям особо охраняемых территорий относятся земли: особо охраняемых природных территорий, в том числе лечеб­но-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; иные особо ценные земли в соответствии с земельным Кодек­сом, федеральными законами.

Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции, органы местного самоуправления могут устанавливать иные виды земель особо охраняемых территорий (земли, на ко­торых находятся пригородные зеленые зоны, городские леса, городские парки, охраняемые береговые линии, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповед­ники, и др.).

К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памят­ников природы, национальных парков, природных парков, ден­дрологических парков, ботанических садов, территорий тради­ционного природопользования коренных малочисленных наро­дов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федера­ции, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

В пределах земель особо охраняемых природных территорий запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучени­ем природных комплексов и объектов и не предусмотренная феде­ральными законами и законами субъектов РФ. Изъятие земельных участков или иное прекращение прав на землю для нужд, противоречащих целевому назначению указанных территорий, не допускается.

В целях защиты земель особо охраняемых природных террито­рий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилега­ющих к ним земельных участках можно создавать охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая не­гативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон долж­ны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников зе­мельных участков, землепользователей, землевладельцев и арен­даторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особо­го правового режима.

В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государствен­ной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объя­вить землями особо охраняемых природных территорий, с после­дующим изъятием таких земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

На землях особо охраняемых природных территорий федераль­ного значения запрещают:


  • предоставлять садоводческие и дачные участки;

  • строить федеральные автомобильные дороги, трубопроводы, линии электропередачи и другие коммуникации, а также строить и эксплуатировать промышленные, хозяйственные и жилые объекты, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий;

  • проезжать и ставить механические транспортные средства, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогонять скот вне автомобильных дорог;

  • осуществлять иные виды деятельности, запрещенные феде­ральными законами.
Хозяйственная зона включает центральную усадьбу и прилегаю­щие сельскохозяйственные угодья. Размещать ее целесообразно на краю землепользования. Это уменьшит ее площадь , сократит аре­алы земель у дорог, построек с повышенным фактором беспокой­ства для диких животных. В случае необходимости для популяри­зации идей охраны природы и т. п. проектируют участки для рек­реационного использования. Их площади определяют аналогично расчетам под учреждения отдыха. Землепользование заповедника должно быть компактным, иметь минимальную линию соприкос­новения с окружающей территорией. Границы должны проходить по естественным рубежам. К землям природоохранного назначения относят земельные уча­стки:

водоохранных зон рек и водоемов; запретных и нерестоохранных полос; лесов, выполняющих защитные функции; противоэрозионных, пастбищезащитных и полезащитных лесо­насаждений; иные земли, выполняющие природоохранные функции.


  • применение ядохимикатов при борьбе с вредителями , болезня­ми растений и сорняками; использование навозных стоков на удоб­рение; размещение складов ядохимикатов, минеральных удобре­ний, площадок для заправки аппаратуры ядохимикатами; живот­новодческих комплексов и ферм;

  • проведение без соответствующих согласований строительства новых и расширение действующих объектов производственного назначения и социальной сферы.
В пределах прибрежных полос рек, озер и водохранилищ дополнительно к ограничениям, указанным для водоохранных зон, за­прещается: распашка земель; выпас, организация летних лагерей скота; применение удобрений.

Прибрежные полосы, как правило, должны быть заняты древесно-кустарниковой растительностью или залужены.

К землям рекреационного назначения относятся земли, предназ­наченные и используемые для организации отдыха, туризма, физ­культурно-оздоровительной и спортивной деятельности населе­ния.

В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, занятые домами отдыха, пансионатами, кемпингами, объектами физической культуры и спорта, туристических баз и яхт-клубов, стационарных и палаточных туристско-оздоровительных лагерей, туристских парков, лесопарков, учебно-туристских троп, трасс, детских и спортивных лагерей, других аналогичных объектов.

К землям историко-культурного назначения относятся земли:


  • объектов культурного наследия народов Российской Федера­ции (памятников истории и культуры), в том числе объектов архе­ологического наследия;

  • достопримечательных мест, в том числе мест бытования исто­рических промыслов, производств и ремесел;

  • военных и гражданских захоронений.
Земли историко-культурного назначения используют строго в соответствии с их целевым назначением. Изъятие земель истори­ко-культурного назначения и не соответствующая их целевому на­значению деятельность не допускаются.

Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурно­го назначения, у собственников земельных участков, землепользо­вателей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законода­тельством.

На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих иссле­дованию и консервации, может быть запрещена любая хозяй­ственная деятельность.

В целях сохранения исторической, ландшафтной и градострои­тельной среды в соответствии с федеральными законами, закона­ми субъектов Российской Федерации устанавливают зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель поселений вводят особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих зе­мель. Земельные участки, не отнесенные к землям историко-культурного назначения и расположенные в указанных зонах ох­раны, используют согласно правилам землепользования и заст­ройки в соответствии с требованиями охраны памятников исто­рии и культуры.

Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов предназна­чены для лечения и отдыха граждан.

К особо ценным относятся земли, в пределах которых имеют­ся природные объекты и объекты культурного наследия, пред­ставляющие особую научную, историко-культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, со­общества растительных, животных организмов, редкие геологи­ческие образования, земельные участки, предназначенные для осу­ществления деятельности научно-исследовательских организа­ций).

Размещают особо охраняемые земли при разработке гене­ральной схемы землеустройства территории Российской Феде­рации, схем землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, схем землеустройства муниципальных и других административно-территориальных образований, а также при формировании целевых земельных фондов, районировании и зонировании земель.

В отдельных случаях при необходимости можно разрабатывать самостоятельные схемы размещения особо охраняемых террито­рий федерального, регионального и муниципального уровней.

Окончательно размещают особо охраняемые объекты землеуст­ройства и отводят им земли на основе проектов межхозяйственно­го землеустройства.

На основании утвержденных в установленном порядке схем и проектов землеустройства соответствующие органы принима­ют решения о резервировании и выделении в натуре земельных участков, которые объявляют особо охраняемыми территориями, а также об установлении их границ.

Установление границ территорий особо охраняемых земель предус­матривает отображение их на материалах кадастровых съемок, зак­репление и обозначение на местности.

В необходимых случаях на участках земли и водного про­странства, прилегающих к особо охраняемым территориям, созда­ют охранные зоны с ограниченным режимом , по результатам вы­полненных работ подготавливают паспорт особо охраняемой терри­тории, включающий перечень мероприятий, нормативов и требо­ваний по поддержанию режима природопользования и необхо­димые графические документы.

Случайные статьи

Вверх