Преодоление коррупции в сфере здравоохранения – актуальная задача. Меры по противодействию коррупции в сфере здравоохранения Проблема коррупции во врачебной деятельности

«Левада-центр» опросил для Комитета гражданских инициатив (КГИ) 1,5 тысячи россиян о том, как они оценивают уровень коррупции в бюджетных медицинских и учебных учреждениях. В поликлиниках, больницах и вузах участникам опроса чаще всего приходилось давать взятки.

Поликлиники пользуются хорошей репутацией только у 49% опрошенных россиян. Это самый низкий показатель по сравнению с другими учреждениями социальной сферы, говорится в докладе КГИ.
Свое мнение респонденты обосновывают тем, что в поликлиниках «негативные неформальные практики» преобладают над положительными аспектами взаимодействия с пациентами. Если «душевность» и «индивидуальный подход» отметили только 25% и 24% респондентов соответственно, то о коррупции говорят 36% опрошенных.
В государственных больницах коррупция также воспринимается как обычное явление. Здесь «неформальные платежи» отметили 41% россиян, «душевное отношение» к пациентам – 29%, а «индивидуальный подход» к ним – 28%. Авторы доклада подчеркивают формализм и недостаток ресурсов для обслуживания пациентов в государственных медучреждениях. «Пространства этих учреждений для пациентов являются «чужими». Отметим прежде всего формализм врачей: в нем обвиняют не столько самих врачей, сколько нынешнюю систему страховой медицины, которая обязывает врачей тратить много времени на заполнение форм (вручную) вместо осмотра больного и беседы с ним. Врачей обвиняют в недостатке «человеческого» внимания к больным, то есть в недостатке той неформальной компоненты, которая считается обязательным элементом качественной медицинской услуги, и, напротив, в избытке безличного стандартного отношения. К этому добавляется статусная дистанция, устанавливаемая медработниками по отношению к больным, к пациентам», – говорится в докладе.

В результате пациенты пытаются перейти на неформальные отношения, в том числе с помощью «подарков» медработникам. В целом коррупция воспринимается россиянами как привычное явление: более 50% жителей России уверены, что за взятку можно получить как положенные, так и не положенные по закону услуги.

В отличие от бюджетных учреждений, коммерческая медицина считается образцовой по уровню медицинского обслуживания. Россияне убеждены, что лучшие силы и ресурсы перешли в платную медицину, которая свободна от коррупции, а врач из районной поликлиники работает лучше именно в платной клинике.

«Левада-центр» опросил 1,5 тысячи россиян в 2017 году, предложив оценить работу учреждений здравоохранения и образования (детсадов, школ, вузов, поликлиник и больниц), в том числе и относительно практик коррупции. На основе результатов опроса КГИ подготовил доклад о «формальных и неформальных отношениях в системах здравоохранения и образования».

Коррупция в сфере здравоохранения это характерное явление для России. Несмотря на то, что в стране проводится антикоррупционная политика, различные скандалы в данной сфере есть свидетельство о том, что полностью искоренить коррупцию практически невозможно. «Противоправные деяния коррупционного характера в ходят в число наиболее негативных факторов социально-экономического и общественно-политического развития социума и государства…».

Медицинские работники честно работают и исполняют свой долг, однако, случаи со взяточничеством и вымогательством не прекращаются. Коррупция пронизывает все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и здравоохранение. Значение сферы здравоохранения трудно переоценить: она позволяет обеспечить достижение таких целей, как естественный прирост населения, снижение заболеваемости, рост производительности труда, продление трудоспособного периода трудящихся, что содействует росту национального дохода страны и повышению благосостояния народа. При этом пораженность здравоохранения коррупцией препятствует реализации этих задач, приоритетных для социально-экономической политики любого государства. В этом и заключается актуальность данной темы. Можно привести частный пример, когда в больницах люди с уверенностью дают взятку хирургу, чтобы тот, в свою очередь, провёл успешно операцию. Другие же люди, не зная этого, приходят по медицинскому полису и имеют полное право претендовать на бесплатное проведение операции. Операция будет проведена благополучно в любом случае, независимо от такого фактора, как дача взятки.

Многие люди не понимают этого и идут на поводу у хирурга, а он от этого получает выгоду в личных интересах. Существует несколько различных видов коррупции. Это может быть растрата и расхищение средств, которые были выделены на здравоохранение. Лекарства могут использоваться в личных целях, а также для перепродажи. Также коррупционными действиями можно считать подделку страховых документов, медицинских справок, больничных листов, за которые медицинские работники получают вознаграждение. Услуги, которые должны оказываться бесплатно начинают оказываться платно на непонятном основании. Одними из самых крупных взяток в здравоохранении являются взятки за искажение причины смерти. Коррупция в здравоохранении, подрывает доверие граждан к представителям медицинского сообщества, ведь изначально в сознании людей медицинский работник это человек, призванный помогать людям, нередко дающий последнюю надежду, когда жизнь и здоровье висят на волоске.

Причины и условия, порождающие коррупционные проявления в здравоохранении можно разделить на следующие группы: Экономические причины заключаются в дифференциации населения по имущественному признаку, а также экономической нестабильности. Политические: недостаточно высокий уровень квалификации медицинских работников из-за халатной подготовки управленческих кадров. Социальные: рост потребностей не соответствует возможностям их удовлетворения. Организационные: недостаточное ознакомление медицинского персонала с нормативноправовыми актами, посвященными противодействию коррупции. Правовые: отсутствие полной правовой защищенности и гарантий прав граждан на оказание медицинской помощи. Духовно-нравственные: происходит преломление норм морали. Пациент может своим поведением показать врачу, что он готов вступить в коррупционную сделку, и врач также может провоцировать пациента на дачу взятки. Механизмы противодействия коррупции в сфере здравоохранения:

В сфере социально-экономических отношений можно усовершенствовать систему оплаты труда медицинского персонала, повысить их социальную роль и значимость; предоставлять полную информацию пациентам об их правах и обязанностях, обеспечить защиту прав. В организационной сфере ужесточить контроль над использованием бюджетных средств, выделяемых на здравоохранение; повысить открытость деятельности медицинских учреждений и непосредственно контролировать процесс оказания медицинских услуг. В политической сфере необходимо укрепить государственность, усилить демократические ценности, развивать общественный контроль. В духовной сфере следует повышать уровень правовой культуры молодых специалистов и нравственное поведение медицинских сотрудников. В правовой сфере выстроить четкую регламентацию мер по противодействию коррупции, искоренить двусмысленность права и дать более логичное и точное определение коррупции. И еще немаловажной мерой противодействия коррупции является ужесточение ответственности лиц, являющихся участниками коррупционного правонарушения.

Чтобы кардинально изменить ситуацию в сфере противодействия коррупции следует повысить заработную плату врачам и медицинскому персоналу, создать компетентный медицинский орган, который мог бы контролировать качество лечения и расход бюджетных средств, и, конечно, развернуть практическую работу по антикоррупционному просвещению , в целях формирования в обществе нетерпимости к коррупционному поведению. Только общими усилиями государства и общества можно преодолеть коррупцию. Для снижения уровня коррупции необходимо продолжить совершенствовать антикоррупционное законодательство в сфере здравоохранения, развивать законодательство в сфере проведения государственных закупок медицинской техники и оборудования. Содействовать развитию отечественной медицинской промышленности.

Список используемой литературы:

1. Федеральный закон «О противодействии коррупции»№273-ФЗ. от 25 декабря 2008 г. // С3 РФ. 2008. №52. Ст. 6228. 2. Воронцов С.А. Об организации антикоррупционного просвещения в Российской Федерации // СевероКавказский юридический вестник. 2015. № 1. С. 105-111. 3. Тихомиров А.В. Коррупция в здравоохранении // Главный врач: хозяйство и право. – 2009. – № 6. 4. ООО Издательство «Моя семья», Москва, 2018. 5. Антаева Л.А., Паулов П.А. Коррупция в современной России: проблемы противодействия // В сборнике: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА. Материалы 15-й международной научно-практической конференции. 2016. С. 12. ©

Соболева Р.В.

Метки: Предыдущая запись
Следующая запись

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Ульяновский государственный университет»

Юридический факультет

Кафедра гражданского права и процесса

Реферат

по дисциплине: « Правовое регулирование антикоррупционной деятельности»

на тему « Особенности противодействия коррупции в здравоохранении»

Выполнил: магистрант 2 курса

заочной формы обучения

группы ЮМ-З-15/5

Пархоменко А.А.

Научный руководитель:

Смирнов С.В.

Ульяновск 2017

Словом «коррупция» в нашей стране давно уже никого не удивить. Многочисленные сообщения о том, что коррупция проникла во все сферы общественной жизни, политику, экономику, а особенно - на государственную службу - стали обыденными и привычными для россиян. И только с одним страшно и тяжело смириться - понятие «коррупция» стало привычным и для медицины.

В сфере здравоохранения коррупционные действия включают подкуп сотрудников регулирующих органов и медицинских работников, подтасовки данных о результатах клинических испытаний лекарственных препаратов, нецелевое использование фармацевтических средств и других ресурсов, коррупцию в сфере государственных закупок, а также выставление завышенных счетов страховым компаниям. Коррупция здесь не сводится лишь к злоупотреблениям, допускаемым государственными служащими, поскольку во многих случаях общество доверяет исполнение важнейших государственных функций в сфере здравоохранения частным хозяйствующим субъектам. В тех случаях, когда в результате недобросовестных действий обогащается руководящий состав больниц, страховщики, врачи или руководители фармацевтических компаний, формально они не злоупотребляют своим служебным положением. Однако они злоупотребляют вверенными им полномочиями и расхищают ценные ресурсы, которые необходимы для развития здравоохранения.

«Коррупционная зараза» проникла практически во все отрасли медицины, что признано на высшем государственном уровне. Комитет Государственной Думы по безопасности, проанализировав материалы Генпрокуратуры, МВД, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения пришел к неутешительным выводам - коррупция растет и в количественном, и в денежном выражении.

Факты мошенничества и обогащения за счет государственных средств в области здравоохранения, несомненно, самым серьезным образом влияют на качество медицинских услуг, но есть и более страшные вещи. Препараты, содержащие наркотические вещества. В небольших дозах они незаменимы при лечении ряда заболеваний. Но из-за коррумпированности лиц, отвечающих за безопасность хранения и распространения таких препаратов, они большими партиями попадают на наркорынок. С каждым годом правоохранительными органами фиксируется все больше случаев хищения сильнодействующих психотропных и наркотических препаратов работниками медицинских учреждений, людьми, призванными спасать жизни и возвращать здоровье. Из этого можно сделать единственный неутешительный вывод - коррупция в медицине, а именно ситуация, связанная с наркотическими, психотропными и другими сильнодействующими препаратами угрожает здоровью нации. Допустимы ли подобные факты? Кто должен нести ответственность за отсутствие контроля за соблюдением правил, подбором персонала и хранением бланков рецептов?

Немедицинское потребление наркотических и психотропных средств неуклонно растет, что влечет за собой рост и развитие структур наркорынка, преступлений, совершаемых на этой почве и вовлечение в преступную деятельность молодежи. Прервать подобное развитие событий может только совершенствование всей системы правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, установление жесткого контроля, а также серьезные наказания за нарушение установленных законом правил.

Ниже приведены наиболее распространенные виды взяток в сфере здравоохранения:

За получение листка временной нетрудоспособности и разнообразных справок: о негодности к военной службе, о годности к управлению транспортными средствами, о допуске к выполнению тех либо иных работ, о разрешении заниматься тем или иным видом спорта, об освобождении от физкультуры;

За качественное проведение операции пациенту (т.е. не «как всем», а с индивидуальным подходом). В этом случае пациенту гарантируется качественный дооперационный и послеоперационный уход, применение лучших медицинских препаратов, шовных и перевязочных материалов;

За подтверждение либо сокрытие тех, либо иных медицинских фактов (чаще всего - побоев и иных телесных повреждений);

За выписку «нужного» рецепта;

За искажение истинной причины смерти (это заключение дает врач-патологоанатом). Размеры подобных взяток являются одними из самых крупных в медицине, поскольку во многих случаях имеют непосредственное отношение к совершению преступлений;

За досрочную выписку пациента из больницы либо, наоборот, - за продление нахождения пациента в больнице.

За выдачу «нужных» справок о психическом состоянии пациента.

В некоторых крупных столичных больницах руководящие должности, оказывается, могут продаваться. Есть случаи, когда должности продаются людям малограмотным и просто не имеющим медицинского образования. Ни это ли одно из самых страшных проявлений коррупции? Псевдо руководители полностью разваливают целые разделы медицины и медицинскую помощь в принципе.

Существенны три специфических стороны данного вопроса в области здравоохранения:

1) характеристики служебной среды;

2) характеристики работников;

3) условия и процессы их взаимодействия, состояние социального контроля в сфере здравоохранения.

Коррупция встречается на всех этажах системы здравоохранения - от участковых медсестер до высоких чинов в министерстве. Чем выше этаж, тем о больших масштабах злоупотреблений идет речь: если в кабинетах обычных врачей коррупция начинается с сотни рублей, то на самом верху она уже достигает сотен тысяч долларов.

Меры по противодействию коррупции в сфере здравоохранения.

Термин экспертиза определяется как анализ, исследование, проводимое привлеченными специалистами (экспертами), экспертной комиссией, завершаемое выпуском акта заключения, в отдельных случаях сертификата качества, соответствия.

Антикоррупционная экспертиза проводится не в ходе судебного разбирательства по гражданскому, уголовному делу или делу об административном правонарушении. Минюстом РФ утвержден перечень видов судебных экспертиз, которые выполняются в учреждениях Министерства Юстиции РФ, в этот перечень антикоррупционная экспертиза не входит. С позиции нормативного регулирования относить антикоррупционную экспертизу к одному из видов судебных экспертиз, представляется не совсем верным. Но исходя из общего определения понятия экспертизы и рассмотрения ее с позиции научного познания возможно применение общих положений теории судебной экспертизы для более детального рассмотрения предмета антикоррупционной экспертизы в области здравоохранения.

Под объектом подобной экспертизы в области здравоохранения с позиции общей теории судебной экспертизы понимается, «то, что противостоит субъекту в его предметной практической и познавательной деятельности», то есть те материалы и объекты, изучая которые, субъект исследования «осуществляет в специфической сфере познавательную деятельность - разрешает задачи конкретных - судебных исследований в области здравоохранения».

По поводу предмета антикоррупционной экспертизы в литературе имеется ряд точек зрения. Согласно одной предметом антикоррупционной экспертизы являются «законодательные и подзаконные акты в области здравоохранения, причем как действующие, так и их проекты».

Необходимо рассматривать предмет антикоррупционной экспертизы в области здравоохранения с позиции общей теории судебной экспертизы, потому что сам термин экспертиза определяется как исследование, завершаемое вынесением заключения.

Поэтому представляется наиболее верным решением признать предмет антикоррупционной экспертизы, как устанавливаемые в ходе проведения экспертом сведения и факты, позволяющие сделать вывод о наличии либо отсутствии в нормативно-правовом или его проекте коррупциогенных норм, то есть правовых норм, прямо способствующих проявлению коррупции. Эти сведения, факты необходимо установить из анализа проекта нормативно-правового акта или нормативно-правового акта на основе исследования с использованием методики проведения антикоррупционной экспертизы.

Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:

1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;

2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;

3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится:

1) прокуратурой Российской Федерации - в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации;

2) федеральным органом исполнительной власти в области юстиции - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке и согласно методике, определенным Правительством Российской Федерации;

3) органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Проблема коррупции является очень острой в нашей стране, и решить ее можно только с помощью комплекса мероприятий, проводимых последовательно в каждой области ее возможного проявления, в том числе направленных не только на ее искоренение, но на недопущение проявления агоспособствующих коррупции факторов.

Для обеспечения социальной поддержки государства в противодействии коррупции необходимо целенаправленное формирование массового правового сознания, согласующегося с культурными особенностями населения и нравственными регуляторами социального поведения. Проблема эффективных мер и механизмов противодействия коррупции менее сложна и многогранна для решения, чем само явление коррупции.

В рамках реализации антикоррупционных мероприятий, органами государственной власти на сегодняшний день уже приняты необходимые шаги, направленные на налаживание комплексной работы по предупреждению коррупции в области здравоохранения, устранению причин и условий, ее порождающих. В регионах основной упор сделан на существенном расширении направлений противодействия коррупции с использованием в этих целях политических, правовых, экономических, организационных, воспитательных и других мер. К ним, в частности, относятся:

Разработка и принятие областного антикоррупционного законодательства в области здравоохранения;

Создание уполномоченного органа по противодействию коррупции, координирующего и направляющего антикоррупционную деятельность в данной сфере деятельности;

Внедрение практики проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов в здравоохранении.

Однако, несмотря на обоснованность всех предложений и их целесообразность, ряд идей на практике реализуется слабо либо не реализуется вообще. В частности, антикоррупционная пропаганда, которая является, на наш взгляд, неотъемлемой частью эффективного противодействия коррупции, на практике практически не проводится. Подобный недостаток можно устранить следующим образом: необходимо проводить антикоррупционные мероприятия, направленные на пропаганду негативного отношения в обществе к проявлениям коррупции в области здравоохранения. В этих целях целесообразно задействовать СМИ т.е. систематически публиковать материал об отрицательном влиянии коррупции на социально-экономическое развитие страны и области, на недостаток системы здравоохранения, об ущемлении коррупционными действиями прав и законных интересов каждого отдельного гражданина в данной области, субъектов предпринимательской деятельности, а также проведение публичных информационных мероприятий с участием общественных объединений и предпринимателей для обсуждения проблем противодействия коррупции в области здравоохранения, мер по предупреждению коррупционных правонарушений, обобщения и распространения позитивного опыта антикоррупционного поведения в данной области деятельности.

Ещё одним направлением противодействия коррупции стала организация проведения антикоррупционной экспертизы областных нормативных правовых актов и их проектов. Таким образом, правовые и организационные основы для осуществления антикоррупционной экспертизы созданы и уже сегодня успешно внедряются в практику.

Лучшим решением со стороны разработчиков методики и правил явилось бы совмещение этих документов в один документ. Методику проведения экспертизы, в которой были бы определены сроки проведения антикоррупционной экспертизы, раскрывались основные понятия, установлены объекты экспертизы, были отмечены методы проведения экспертного исследования, порядок действий эксперта. А также были бы раскрыты коррупциогенные факторы законодательства. Такой подход представляется наиболее разумным с позиции общей теории судебных экспертиз.

Таким образом, разработка и внедрение правовых, организационных и иных механизмов противодействия коррупции осуществляются поэтапно. О существенных изменениях в положительную сторону говорить пока рано, однако, в регионах, где внедрялись такие меры, наблюдается положительная динамика.

Ещё одним направлением противодействия коррупции является декларирование.

Декларацию по налогу на доходы физических лиц должны сдавать:

Частные нотариусы, адвокаты, детективы, работники системы здравоохранения и другие лица, получавшие в течение отчетного года доходы от частной практики. Кроме того, человек обязан сдать декларацию, если он в отчетном году.

Данный способ борьбы с коррупцией в области здравоохранения на сегодняшний день является одним из наиболее действенных, однако и он не может полностью перекрыть весь поток взяток, поступающий в сферу здравоохранения коррупционным путем.

Существуют дополнительные механизмы борьбы с коррупцией. Для выполнения этих механизмов необходимо:

1. Стандартизировать лечение. Внедрить в жизнь протоколы (стандарты) лечения для каждого клинического случая (сейчас они есть, но в ограниченном количестве), обязательно учитывая индивидуальные особенности организма человека.

2. Повысить зарплату. Чтобы отбить желание брать деньги с пациентов (в виде назначения лишних лекарств, взяток за справки и др.), многим медикам достаточно будет повысить зарплату. Ведь они часто вынуждены это делать, чтобы элементарно прокормить семью.

3. Предоставить больничным кассам кассовые аппараты. Сегодня не ведется никакой финансовой отчетности по работе больничных касс. Нужно учредить контроль за использованием этих денег. Может подойти обычный кассовый аппарат. Ежемесячный отчет - сдавать в налоговую инспекцию. Эта мера поможет бороться с коррупцией на уровне медучреждений.

4. Создать независимый контролирующий орган. Для борьбы с коррупцией на уровне отдельных медучреждений нужно также учредить независимый контролирующий орган, например, Государственную медицинскую инспекцию. Ее задачей должен быть контроль за использованием бюджетных и других средств. Также в ее структуру могла бы входить служба, контролирующая качество лечения, а именно - использование протоколов лечения.

5. Реформировать фармакологический надзор. Включить в список «рецептурных» препаратов те, которые в больших дозах оказывают наркотический эффект. А также тщательнее контролировать продажу препаратов, имеющих серьезные побочные эффекты, особенно если они продаются в сети интернет-аптек;

6. Установление уголовной ответственности за получение незаконного «вознаграждения», «поборов» медицинскими работниками;

7. Проведение разъяснительных бесед с населением по поводу того, что оказание квалифицированной медицинской помощи входит в обязанности врачей, а «благодарность», как знак внимания в любом виде, может рассматриваться как уголовно-наказуемое деяние (при условии признания врачей субъектами должностных преступлений);

8. Более активное освещение в СМИ судебных процессов над коррупционерами;

9. Улучшение качества работы правоохранительных органов;

10. Максимальное упрощение процесса сообщения о фактах вымогательства взятки со стороны медицинского персонала, например, по средствам размещения в медицинских учреждениях специальных урн для письменных обращений или создания «горячей линии». Например, комитетом здравоохранения администрации муниципального образования «Город Саратов» в ряде муниципальных учреждений здравоохранения г. Саратова размещены информационные стенды с указанием контактов, на которые пациенты могут сообщить о фактах коррупции, а также вымогательства денежных средств, выдачи листов нетрудоспособности, справок, прохождения диагностических исследований, приема специалиста за плату.

11. Создание специализированного Кодекса об охране здоровья граждан, который бы объединил столь разобщенное законодательство в сфере здравоохранения, ликвидировал бы коллизию норм. Процесс формирования основ отрасли, накопления основных законодательных положений, судебной практики, связанной с их применением должен быть завершен проведением кодификации и унификации законодательства.

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что на сегодняшний день существует достаточное количество механизмов по борьбе с коррупцией. Однако в силу сопротивления встречаемого данными механизмами со стороны коррумпированных структур, многие из них не получают широкого распространения и качественной проработки. На сегодняшний день ведется множество разговоров о новых законопроектах в области антикоррупционных мероприятий, предлагается вносить поправки в уже существующее законодательство, и даже президент озвучивает вопрос о борьбе с коррупцией в здравоохранении, как приоритетный. Тем не менее, на сегодняшний момент данный вопрос остается открытым и подлежит дополнительной разработке.

Список используемой литературы

1. Федеральный закон «О противодействии коррупции»№273-ФЗ. от 25 декабря 2008 г. // С3 РФ. 2008. №52. Ст. 6228.

2. Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» №172-ФЗ от 17 июля 2009 г.

4. Абрамовская (Ажирбаева) О.Р. Анализ российского законодательства о противодействии коррупции // Актуальные проблемы противодействия преступности в кризисном обществе: сб. ст. междунар. науч.-практич. конф. - Челябинск, 2013 г.

5. Абрамовская (Ажирбаева) О.Р. Международно-правовые основы противодействия коррупции // Проблемы права. - М. №4. - 2012 г.

6. Александров В.И. Барабашев А.Г., Стружак Е.П. Коррупция и конфликт интересов // Общественные науки и современность. - Ростов-на-Дону 2012 г. №2.

7. Борков В. Новая редакция норм об ответственности за взяточничество: проблемы применения // Уголовное право. М. 2013 г.

8. Быстрова А.С., Сильвестрос М.В. Феномен коррупции: некоторые исследовательские подходы // Рязань. Журавль. 2014 г.

9. Васильчиков И.С. Преступления в сфере здравоохранения. Р-н-Д.: Феникс, 2011 г.

10. Дронов Р.В. Механизм нейтрализации коррупции в сфере здравоохранения. - Автореф. дис. докт. юрид. наук. - СПб., 2012 г.


Publication in print media: Актуальные вопросы судебной медицины и права, Казань 2011 Вып. 2

Кафедра биомедицинской этики и медицинского права с курсом истории
ГОУ ВПО "Казанский государственный медицинский университет"

В настоящее время коррупция остается одной из глобальных проблем, стоящих перед мировым сообществом. Последние десятилетия проблема коррупции выходит на передний план на разных уровнях общественных отношений: международном, национальном, территориальном, отраслевом, межличностном.

Для того, чтобы разобраться с данной проблемой необходимо рассмотреть основные понятия: Коррупция − злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

По мнению специалистов Комитета по борьбе с коррупцией, именно в тех сферах, от которых непосредственно зависит повседневная жизнедеятельность россиян: обеспечение безопасности, здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство и т.п. – коррупция представляет особую опасность, создавая невыносимые условия жизни, а иногда и приводя к трагическим последствиям.

Что касается России, то здесь коррупция поразила все слои общества и практически все сферы деятельности, то есть стала системной проблемой, без решения которой невозможно дальнейшее развитие страны. В международном исследовании неправительственной организации Transparency international, Россия в рейтинге самых коррумпированных стран стоит на 75 месте из ста вместе с Гондурасом и Зимбабве. Коррупция относится к числу наиболее опасных негативных социальных явлений, приводящих к разрушению основ правопорядка и резко ослабляющих все государственные институты .

Принято считать, что медицина традиционно является одной из наиболее коррумпированных областей в сфере оказания услуг населению. Уровень совершения коррупционных правонарушений в данной области может варьировать от исключительно высокого (уровень правительств государств), до низкого (система "врач-пациент"). В сфере здравоохранения коррупционные действия включают подкуп сотрудников регулирующих органов и медицинских работников, подтасовки данных о результатах клинических испытаний лекарственных препаратов, нецелевое использование фармацевтических средств и других ресурсов, коррупцию в сфере государственных закупок, а также выставление завышенных счетов страховым компаниям. Коррупция здесь не сводится лишь к злоупотреблениям, допускаемым государственными служащими, поскольку во многих случаях общество доверяет исполнение важнейших государственных функций в сфере здравоохранения частным хозяйствующим субъектам. В тех случаях, когда в результате недобросовестных действий обогащается руководящий состав больниц, страховщики, врачи или руководители фармацевтических компаний, формально они не злоупотребляют своим служебным положением. Однако они злоупотребляют вверенными им полномочиями и расхищают ценные ресурсы, которые необходимы для развития здравоохранения .

Большинство коррупционных правонарушений совершается на уровне "врач-пациент" или же близком к нему. Это создает известную сложность, поскольку для их пресечения законодателю необходимо, находясь на высоком иерархическом уровне, принимать антикоррупционные программы, направленные на регулирование деятельности, осуществляемой на самом близком к пациенту уровне . Именно на данном уровне ВОЗ выделяет 4 основных проявления коррупции в секторе здравоохранения: взяточничество, воровство, бюрократическая или политическая коррупция и дезинформация с целью личной выгоды .

Целью настоящей работы явились анализ коррупционных проявлений в сфере здравоохранения, исследование актов национального права, регулирующих вопросы борьбы с коррупцией, для выработки мер по оптимизации антикоррупционных мероприятий в медицине. Для решения поставленной цели использовались исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой, социологический, функциональный методы исследования.

Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Соответствующие задачи были поставлены в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 г.г., утвержденной распоряжением Правительства России от 25 октября 2005 г. № 1789-р. (Еще ранее, в ноябре 2003 г., Президент России В.В.Путин подписал декрет об образовании Совета по борьбе с коррупцией, возглавляемого премьер-министром и объединившего в своем составе, в том числе, председателей обеих палат парламента и председателей Верховных судов).

Соответствующее развитие административной реформы в Республике Татарстан было обеспечено принятием Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан от 8 апреля 2005 г. № УП-127, а затем закреплено Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 августа 2005 г. № 400 «О мерах по реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан» и далее Законом Республики Татарстан «О противодействии коррупции в Республике Татарстан» от 4 мая 2006 г. № 34-ЗРТ.

Министерством здравоохранения Республики Татарстан в целях реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан от 08.04.2005 г. № УП-127 и во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 августа 2005 г. № 400 "О мерах по реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан" была разработана ведомственная программа, предусматривающая меры по выявлению и устранению причин, способствующих проявлению коррупции, в том числе по правовой экспертизе ведомственных актов на предмет их коррупциогенности, по контролю за соблюдением сотрудниками требований, предъявляемых действующим законодательством о государственной службе, а также другие меры согласно Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан.

Оценивая состояние коррупции в Татарстане, можно констатировать, что, подчиняясь общим закономерностям развития современной Российской Федерации, наша республика так же, как и все, подвержена этому негативному явлению.

В 2009 г. правоохранительными органами республики выявлено и пресечено 603 преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, что примерно соответствует уровню прошлых лет (636 – в 2008 г., 572 - в 2007 г.).

По результатам расследования в суд направлены уголовные дела в отношении 209 лиц, из которых 138 по делам о взяточничестве. Среди коррупционных преступлений в 2009 г. сфера здравоохранения занимает 2 место (19,6% против 12,4% в 2008 г.).

Преобладающее количество выявляемых правоохранительными органами преступлений отмечается, в первую очередь, в образовании и здравоохранении (почти три четверти от общего количества преступлений данной категории). За попытку подкупа должностных лиц к уголовной ответственности привлечены 69 человек. За вымогательство и получение взятки привлечены 12 медицинских работников.

Так, заведующий одним из отделений Республиканского наркологического диспансера был задержан с поличным при получении взятки в сумме 11,5 тысячи рублей за госпитализацию в палату для больных с целью оказания бесплатных услуг .

Латентность коррупционных преступлений не позволяет оценить реальный уровень коррупции, основываясь на анализе лишь уголовной статистики.

Некоторые выводы о состоянии коррупции позволяют сделать результаты социологического опроса мнения населения, проведённого Комитетом Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу, и анализ обращений граждан в государственные органы.

При их анализе следует учитывать, что полученные из этих источников данные носят эмпирический характер и содержат внутренние противоречия (к примеру, по сравнению с 2005 г. количество жителей республики, считающих, что коррупция в обществе является распространённым явлением, сократилось с 85% до 75%, однако при другой постановке вопроса больше половины опрошенных ответили, что уровень коррупции не изменился, а каждый третий заявил, что коррупции стало намного больше). Тем не менее, представления о коррупции, устойчиво бытующие в общественном сознании, позволяют судить о некоторых тенденциях, существующих в реальности.

Повышение уровня коррупции за последние четыре года граждане, в частности, отмечают в системе здравоохранения.

Доля граждан республики, попадавших в коррупционную ситуацию (объем охвата бытовой коррупцией) в течение последних четырёх лет, имеет тенденцию к снижению (2005 г. – 37,1%, 2007 г. – 29,9%, 2009 г. – 22,1%). Около половины опрошенных в течение года сталкивались с коррупцией один раз и примерно четверть – два и более раза.

По результатам опроса отмечается высокая степень готовности граждан к бытовой коррупции – 65,6% (доля тех, кто в коррупционной ситуации предпочитал давать взятку). То есть, примерно треть населения республики, оказываясь в коррупционной ситуации, предпочитали дать взятку (совершить активный подкуп). Таким образом, значительное число граждан, говоря о коррупции как о негативном явлении, требующем искоренения, поведенчески настроено на совершение коррупционных правонарушений. Об отсутствии интереса граждан к противодействию коррупции свидетельствуют и данные всероссийского опроса, проведенного ВЦИОМ (http://wciom.ru) в январе 2009 г., согласно которым коррупция занимает лишь четвёртое место в рейтинге проблем, которые в глазах россиян являются наиболее важными для страны.

Основными проблемами, встающими на пути общественного участия в процессах предотвращения коррупции являются: сопротивление участников рабочих процессов попыткам контролировать их деятельность; недостаточная мотивация самих структур гражданского общества принимать участие в процессах предупреждения коррупции; причина этому – неверие в свои силы и надежда на «руководство» (преобладающий субъектный тип культуры россиян).

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что анализ коррупционной проблематики в сфере здравоохранения, ее особенностей, актов национального права, регулирующих вопросы борьбы с коррупцией, свидетельствуют о необходимости повышения правовых знаний медицинских работников в данном вопросе, выработке предложений по совершенствованию специализированных антикоррупционных механизмов в медицине. При всем многообразии возможных мер борьбы с коррупцией ее краеугольным камнем должно стать создание условий нетерпимости к данному явлению как со стороны медицинских работников, так и со стороны пациентов.

Cписок литературы

  1. Абросимова М.Ю., Максимов И.Л., Исмагилова Л.В., Хаертдинова Л.М. Основы антикоррупционной деятельности в системе образования и здравоохранения / Методическое пособие. – Казань: КГМУ, 2010. − 30 с.
  2. Салагай О.О. Противодействие коррупции в сфере здравоохранения: политико-правовой аспект / Здравоохранение Российской Федерации. – 2009. − № 6. – С.3-8.
  3. Сводный отчёт о состоянии коррупции и реализации мер антикоррупционной политики в Республике Татарстан в 2009 году / Подготовлен отделом при Президенте Республики Татарстан по реализации антикоррупционной политики Республики Татарстан. − Казань, 2010.
  4. Тихомиров А.В. Коррупция в здравоохранении // Главный врач: хозяйство и право. − 2009. − № 6.
  5. Corruption in health services. Editorials // J.Hlth Serv. Res.Policy. – 2007. - №2 (12). – P. 67-68.
  6. European Observatory on Health Care Systems Series // www.eur.who.int .
Случайные статьи

Вверх