Взаимодействие страхователя с фсс и фнс в переходный период Взаимодействие с фондом социального страхования
В целях реализации Указа Президента РФ от 15.01.2016 № 13 приняты Федеральные законы от 03.07.2016 № 243-ФЗ и от...
В целях реализации Указа Президента РФ от 15.01.2016 № 13 приняты Федеральные законы от 03.07.2016 № 243-ФЗ и от 03.07.2016 № 250-ФЗ, в соответствии с которыми полномочия по администрированию страховых взносов передаются с 01.01.2017 налоговым органам. В статье рассмотрим порядок взаимодействия страхователя, ФСС и ФНС в переходный период.
Налоговый кодекс дополнен новыми положениями, устанавливающими нормативно-правовое регулирование правил исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе в ФСС по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ), а также осуществления функций по администрированию налоговыми органами указанных платежей.
В Налоговой кодекс введена новая глава 34 «Страховые взносы», в которой установлены:
Кроме того, предусмотрена возможность зачета расходов, произведенных плательщиками страховых взносов, на выплату страхового обеспечения по социальному страхованию в соответствии с законодательством РФ в счет уплаты страховых взносов (п. 2 ст. 431 НК РФ). Следует обратить внимание, что в соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона № 243-ФЗ действие п. 2 ст. 431 НК РФ ограничено до 31 декабря 2018 года включительно.
Таким образом, в регионах РФ, не перешедших на «прямые выплаты» страхового обеспечения по ВНиМ, принцип зачетного механизма уплаты страховых взносов сохраняется до 31.12.2018 включительно.
Функции по контролю, обеспечению исполнения обязанности по уплате страховых взносов с 01.01.2017 передаются налоговому органу. Поэтому контроль за правильностью и своевременностью уплаты страховых взносов, обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов будут осуществляться в соответствии с порядком, установленным НК РФ.
При этом за ФСС сохранены полномочия по администрированию расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ.
Проверки расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ, заявленных страхователем в расчете по страховым взносам, представленном в налоговый орган, будет осуществлять территориальный орган ФСС в порядке, установленном Федеральным законом № 125-ФЗ , на основании сведений, поступивших из налогового органа в ФСС.
Межведомственный обмен информацией между ФСС и налоговым органом, в том числе в части заявленных страхователем доходов, расходов, результатов контрольной работы, будет осуществляться в соответствии с Порядком № ММВ-23-1/11@/02-11-10/06-3098П .
Таким образом, с 1 января 2017 года налоговые органы будут являться администратором страховых взносов, в том числе по ВНиМ в части доходов. Администрирование расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ сохраняется за ФСС.
В связи с тем, что страхователи переходят на уплату страховых взносов в соответствии с новым порядком, ФСС выпустил Информационное письмо «Взаимодействие страхователя с ФСС РФ и ФНС РФ по правоотношениям, возникшим до 31 декабря и с 1 января 2017 года», в котором разъяснил порядок действий страхователя в переходный период.
В силу приведенных указаний страхователи (бюджетные учреждения) должны:
Дополнительно в письме отмечено, что с 01.01.2017 страховые взносы будут уплачиваться в ФНС, в том числе за декабрь 2016 года, если фактическое перечисление денежных средств будет осуществляться в 2017 году.
Полагаем, аналогичные действия (в части сверки расчетов и уплаты необходимых платежей и представления отчетности) следует выполнить в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Иными словами, отчетность по форме РСВ-1 ПФР за 2016 год нужно представлять в порядке, действующем до 1 января 2017 года.
Напомним, что сроки подачи отчетности в ПФР и ФСС установлены п. 9 ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ . Они зависят от способа представления отчета.
Направлять отчетность в электронном виде с электронно-цифровой подписью обязаны страхователи, численность сотрудников которых превышает 25 человек.
До 01.01.2017 ФСС осуществляет свои контрольные функции:
1) контролирует счисление и уплату страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017 посредством проведения камеральной проверки представленной отчетности по итогам 2016 года и выездных проверок. При этом при проведении контрольных процедур действует порядок, который был установлен Федеральным законом № 212-ФЗ;
2) проводит камеральные и выездные проверки правильности расходования средств социального страхования на выплату страхового обеспечения в соответствии с ч. 1 ст. 4.7 Федерального закона № 255-ФЗ в порядке, действовавшем до 1 января 2017 года.
По итогам проведения контрольных мероприятий ФСС направляет страхователю решения по результатам камеральной (выездной) проверки, а также рассматривает жалобы страхователей на акты проверок, жалобы на действия (бездействие) должностных лиц территориального органа ФСС.
Взыскание недоимки по страховым взносам по ВНиМ, образовавшейся по состоянию на 01.01.2017, а также по результатам камеральных и выездных проверок будет проводить ФНС.
Также ФСС будет направлять в ФНС в рамках межведомственного взаимодействия:
Взаимодействие страхователя с ФСС и ФНС с 01.01.2017
Действия страхователя с 01.01.2017 определяются положениями гл. 34 НК РФ, которая вступает в силу с указанной даты.
В соответствии со ст. 431 НК РФ в течение года по итогам каждого календарного месяца страхователи исчисляют и уплачивают страховые взносы. Как и ранее, сумма страховых взносов за календарный месяц подлежит уплате не позднее 15-го числа следующего календарного месяца (п. 3 ст. 431 НК РФ). Она перечисляется в рублях и копейках (п. 5 ст. 431 НК РФ). При этом в платежном поручении на перечисление указывается новый КБК, открытый ФНС с 1 января 2017 года.
В связи с тем, что уплата страховых взносов с 01.01.2017 будет осуществляться в ФНС, заявление на возврат переплаты следует подавать в налоговые органы.
В силу п. 7 ст. 431 НК РФ страхователи будут обязаны представлять расчеты по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в ФНС:
– по месту нахождения организации;
– по месту нахождения обособленных подразделений организации, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Отметим, что отчетность по страховым взносам будет подаваться по новым формам, которые заменят действующие в настоящее время расчеты по страховым взносам РСВ-1 и 4-ФСС. Форма, форматы и порядок представления расчетов по страховым взносам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В Письме ФНС РФ от 19.07.2016 № БС-4-11/12929@ «Об отчетности по страховым взносам» специалисты налогового ведомства разъяснили, что в новой отчетной форме оптимизирован состав показателей, идентифицирующих работника и работодателя, и сокращены лишние и дублирующие показатели.
В соответствии с подготовленным проектом расчет по страховым взносам включает:
Помимо расчета по страховым взносам, представляемого в налоговую инспекцию, страхователи, производящие выплату персоналу, работающему по трудовым договорам, должны будут подавать:
1) отчетность в ПФР в виде:
– ежемесячных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М. Срок представления сведений – не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным (в настоящее время – не позднее 10-го числа) (пп. «г» п. 4 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ);
– отчета о стаже каждого работника, на вознаграждение которому начисляются страховые взносы (ежегодный отчет, который надо будет сдавать не позднее 1 марта года, следующего за отчетным) (пп. «в» п. 4 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ);
2) отчетность в ФСС в виде расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на травматизм, а также по расходам на выплату страхового обеспечения. В настоящее время ФСС подготовил проект новой отчетной формы, представляемой плательщиками страховых взносов на травматизм. Она практически дублирует разд. II действующей формы 4-ФСС, утвержденной Приказом ФСС РФ от 26.02.2015 № 59. На основании ст. 24 Федерального закона № 125-ФЗ отчетность представляется на бумажном носителе – не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. В форме электронного документа – не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Напомним, что с 01.01.2017 ФНС:
– осуществляет контроль за исчислением и уплатой страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды в порядке, установленном НК РФ. Проводит камеральные проверки единого расчета по страховым взносам по форме, утвержденной ФНС, и осуществляет выездные проверки плательщиков страховых взносов по правоотношениям, возникшим с 01.01.2017, совместно с ФСС;
– проводит сверку расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам по ВНиМ по исполненным обязательствам с 01.01.2017;
– выносит решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам рассмотрения материалов камеральной, выездной (повторной выездной) налоговых проверок плательщиков страховых взносов по правоотношениям, возникшим с 01.01.2017;
– рассматривает жалобы страхователей на акты проверок, жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налогового органа.
ФНС направляет в ФСС в рамках межведомственного взаимодействия:
– информацию из расчета по страховым взносам в части начислений страховых взносов по ВНиМ (взносы, расходы страхователя, необлагаемые суммы, пониженные тарифы);
– решения (выписки из решений) о привлечении (об отказе в привлечении) плательщиков страховых взносов к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам рассмотрения материалов камеральной, выездной (повторной выездной) налоговых проверок плательщиков страховых взносов;
– информацию о списанных суммах недоимки, пеней и штрафных санкций по страховым взносам по основаниям, возникшим после 01.01.2017.
1) камеральные проверки расходов на взносы по ВНиМ:
– по заявлению страхователя на возмещение средств на выплату страхового обеспечения;
– на основании сведений из расчета по страховым взносам, полученным из ФНС;
2) проводит внеплановые выездные проверки страхователей в части правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения;
3) проводит совместно с ФНС плановые выездные проверки страхователей в части правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения;
Кроме того, фонд рассматривает жалобы страхователей по актам проверок расходования средств социального страхования на выплату страхового обеспечения, жалобы на действия (бездействие) должностных лиц территориального органа ФСС.
Кратко сформулируем основные выводы.
1. Начиная с 1 января 2017 года налоговые органы будут являться администратором страховых взносов, в том числе по ВНиМ в части доходов. Администрирование расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ сохраняется за ФСС. Как администратор доходов ФСН будет осуществлять контроль над правильностью начисления и уплаты страховых взносов в соответствии с порядком, установленным НК РФ.
2. До 1 января 2017 года страхователи должны произвести сверку расчетов с ПФР, ФСС по начисленным и уплаченным страховым взносам. В случае необходимости –подать заявление о возврате переплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай ВНиМ за период до 31.12.2016.
3. В наступившем 2017 году страхователи обязаны представить отчетность по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2016 год в ПФР и ФСС в порядке и сроки, установленные Федеральным законом № 212-ФЗ. Начиная с I квартала 2017 года отчетность по страховым взносам представляется в ФНС.
Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Порядок взаимодействия отделений Фонда социального страхования РФ с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам РФ, утв. руководителями ФНС РФ и ФСС РФ 22.07.2016 № ММВ-23-1/11@/02-11-10/06-3098П.
Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Несмотря на то, что функции администрирования страховых взносов, в том числе на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, переданы налоговым органам, возмещением расходов на обязательное социальное страхование занимаются территориальные органы ФСС. В статье напомним, какие регионы участвуют в 2017 году в пилотном проекте, а также расскажем о взаимодействии организаций с территориальными органами ФСС при наступлении страхового случая. Кроме того, обозначим особенности заполнения расчета по форме 4-ФСС в рамках пилотного проекта.
В начале напомним, что в настоящее время Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294 (далее – Постановление № 294) установлены:
В соответствии с п. 2 Постановления № 294 в реализации пилотного проекта принимают участие:
Карачаево-Черкесская Республика Нижегородская область |
|
Астраханская область Курганская область Новгородская область Новосибирская область Тамбовская область Хабаровский край |
|
Республика Крым г. Севастополь |
|
Республика Татарстан Белгородская область Ростовская область Самарская область |
|
Республика Мордовия Брянская область Калининградская область Калужская область Липецкая область Ульяновская область |
|
Республика Адыгея Республика Алтай Республика Бурятия Республика Калмыкия Алтайский край Приморский край Амурская область |
|
Вологодская область Магаданская область Омская область Орловская область Томская область Еврейская автономная область |
|
Республика Саха (Якутия) Забайкальский край Владимирская область Волгоградская область Воронежская область Ивановская область Кемеровская область Кировская область Костромская область Курская область Рязанская область Смоленская область Тверская область |
|
Республика Дагестан Республика Ингушетия Республика Карелия Республика Коми Республика Северная Осетия – Алания Республика Хакасия Кабардино-Балкарская Республика Удмуртская Республика Чеченская Республика Чувашская Республика Архангельская область Тульская область Ярославская область |
Итак, участниками пилотного проекта не признаются:
Отметим, что особенностью участия в реализации пилотного проекта является то, что территориальные органы ФСС исчисляют и выплачивают пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством напрямую работающим гражданам (на лицевой счет в банке или по почте). К таким пособиям относятся:
Работодателю-страхователю территориальный орган ФСС в рамках пилотного проекта возмещает только произведенные им расходы:
Работник. Застрахованное лицо должно обратиться к своему работодателю при наступлении страхового случая. Оно представляет:
К сведению:
Перечень документов, необходимых для назначения и выплаты пособий, определяется в соответствии с федеральными законами №255-ФЗ и 81-ФЗ .
Приведем перечень документов, которые работник должен подать работодателю.
Пособие по временной нетрудоспособности |
Листок нетрудоспособности |
Пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием |
Листок нетрудоспособности, акт о несчастном случае на производстве либо акт о случае профессионального заболевания (или копия материалов расследования – в случае продолжения расследования) |
Пособие по беременности и родам |
Листок нетрудоспособности |
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности |
Справка из медицинского учреждения о постановке на учет в ранние сроки беременности |
Единовременное пособие при рождении ребенка |
Справка о рождении ребенка, справка с места работы (с места службы, из органа социальной защиты населения по месту жительства ребенка) другого родителя о том, что пособие ему не назначалось, копия решения об установлении над ребенком опеки (копия вступившего в законную силу решения суда об усыновлении, копия договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью) – для лиц, заменяющих родителей |
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком |
Свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка (детей), справка с места работы (с места службы, из органа социальной защиты населения по месту жительства ребенка) другого родителя о том, что пособие ему не назначалось, другие документы, установленные п. 54 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 № 1012н |
Обратите внимание:
Сотрудник – застрахованное лицо напрямую обращается в территориальный орган ФСС в случае прекращения страхователем (работодателем) деятельности, в том числе при невозможности установления его фактического места нахождения на день обращения застрахованного за пособием. При этом он также должен представить заявление и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующего пособия.
Работодатель. Страхователь обязан в течение пяти календарных дней со дня представления работником заявления и документов передать в территориальный орган ФСС по месту регистрации поступившие к нему заявление и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявления и документов по форме, утвержденной Приказом ФСС РФ № 335.
К сведению:
Аналогичные сроки установлены в случае представления застрахованным лицом заявления о перерасчете и справки (справок) о сумме заработка.
Кроме того, страхователь обязан в трехдневный срок направить в территориальный орган ФСС уведомление о прекращении права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случае:
Также работодателю необходимо помнить следующее. Страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в чью пользу производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых эта численность превышает названный предел, представляют сведения, требуемые для назначения и выплаты соответствующего пособия, в электронной форме по форматам, установленным ФСС. Формы реестров сведений и порядок их заполнения также утверждаются ФСС. В таком же виде сведения могут передавать организации, у которых среднесписочная численность физических лиц составляет менее 25 человек.
Территориальный орган ФСС. После получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего пособия, либо реестра сведений территориальный орган ФСС в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособия. Выплата застрахованному лицу пособия осуществляется территориальным органом ФСС путем перечисления пособия на банковский счет застрахованного лица, указанный в заявлении либо реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов или сведений, которые необходимы для назначения и выплаты соответствующего пособия.
К сведению:
В аналогичном порядке осуществляется первоначальная выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Последующая выплата пособия застрахованному лицу производится территориальным органом ФСС с 1-го по 15-е число месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается пособие.
Кроме того, если в территориальный орган ФСС страхователь представил не все документы, сотрудники фонда в течение пяти рабочих дней со дня их получения направляют (вручают) ему извещение о необходимости направить недостающие документы или сведения. Форма такого извещения также установлена Приказом ФСС РФ № 335. Далее страхователь (работодатель) должен представить недостающие документы или сведения в фонд в течение пяти рабочих дней с даты получения извещения, если оно направлено заказным письмом. При этом извещение считается полученным по истечении шести рабочих дней со дня направления заказного письма. Страхователь подтверждает в электронной форме получение извещения в течение одного рабочего дня со дня его получения. При отсутствии подтверждения получения извещения территориальный орган ФСС за три рабочих дня со дня истечения срока, установленного для подтверждения получения, направляет страхователю такое извещение заказным письмом.
Известно, что начиная с I квартала 2017 года применяется новая форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС). Данная форма утверждена Приказом ФСС РФ от 26.09.2016 № 381. Это связано с тем, что администрирование страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством передано налоговому органу.
28.04.2017 вступил в силу Приказ ФСС РФ № 114 , которым утверждены Особенности заполнения расчета по форме 4-ФСС страхователями, зарегистрированными в территориальных органах ФСС, находящихся на территории субъектов РФ, участвующих в реализации пилотного проекта (далее – Особенности № 114).
Согласно п. 2 Особенностей № 114 страхователи, которые уже участвуют в реализации пилотного проекта:
К сведению:
Пункт 2 Особенностей № 114 необходимо применять при заполнении расчета по форме 4-ФСС начиная с I квартала 2017 года.
Согласно п. 3 Особенностей № 114 страхователи, которые присоединятся к реализации пилотного проекта с 01.07.2017:
К сведению:
Положения п. 3 Особенностей № 114 необходимо применять при заполнении расчета по форме 4-ФСС начиная с расчета за девять месяцев года присоединения субъекта РФ к пилотному проекту.
В заключение еще раз отметим, что особенностью реализации пилотного проекта является то, что застрахованное лицо напрямую получает пособие из территориального органа ФСС, но заявление и документы, необходимые для назначения и выплаты пособия, представляет работодателю по месту работы (службы). Организации, в свою очередь, необходимо помнить про особенности заполнения расчета по форме 4-ФСС в рамках реализации пилотного проекта.
Приказ ФСС РФ от 17.09.2012 № 335 «Об утверждении форм документов, приме-няемых для выплаты в 2012 и 2013 годах страхового обеспечения и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, предусматривающего назначение и выплату застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, иных выплат и расходов территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации».
Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях граж-данам, имеющим детей».
Приказ ФСС РФ от 28.03.2017 № 114 «Об утверждении особенностей заполнения страхователями, зарегистрированными в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации, находящихся на территории субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС), форма которого утверждена Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. № 381».
Взаимодействие страхователя с Фондом
социального страхования Российской Федерации
социальное страхование на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством (ВниМ)
Страхователь:
Представляет в ФСС РФ расчеты по страховым взносам (форма 4-ФСС) за 2016 год, в том числе уточненные, за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в порядке, действовавшем до 1 января 2017 года;
Подает заявление в ФСС РФ на возврат переплаты страховых взносов, перечисленных и поступивших в счет уплаты страховых взносов по ВНиМ (деньги) за период до 31.12.2016;
Подает заявление в ФСС РФ на возмещение расходов по выплате страхового обеспечения по ВНиМ;
Имеет право при необходимости провести с ФСС РФ сверку расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и получить Акт сверки расчетов по исполненным обязательствам до 31.12.2016;
Осуществляет уплату страховых взносов по ВНиМ в ФСС РФ до 31.12.2016 на действующий код бюджетной классификации (КБК) - 393 1 02 02090 07 1000 160, в том числе за декабрь 2016 года, если фактическая уплата производится в 2016 году;
С 01.01.2017 производит уплату страховых взносов по ВНиМ в ФНС России, в том числе за декабрь 2016 года, если фактическая уплата производится в 2017 году на новый КБК, открытый ФНС России с 1 января 2017 года;
Обжалует решения, вынесенные ФСС РФ по результатам камеральных проверок расчетов по страховым взносам (форма 4-ФСС) за 2016 год, в том числе уточненных расчетов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, а также решения, принятые по результатам проверок до 31.12.2016.
Осуществляет контроль за исчислением и уплатой страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в порядке, действовавшем до 1 января 2017 года, а именно проводит камеральные проверки расчетов по страховым взносам (форма 4-ФСС) за 2016 год, в том числе уточненных расчетов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года и выездные проверки за периоды до 2016 года;
Проводит камеральные и выездные проверки правильности расходования средств социального страхования на выплату страхового обеспечения в соответствии с частью 1 статьи 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в порядке, действовавшем до 1 января 2017 года;
Направляет страхователю решения по результатам камеральной (выездной) проверки;
Рассматривает жалобы страхователей на акты проверок, жалобы на действия (бездействие) должностных лиц территориального органа ФСС РФ.
Обращаем внимание!
Взыскание недоимки по страховым взносам по ВНиМ, образовавшейся по состоянию на 01.01.2017, а также по результатам камеральных и выездных проверок будет проводить ФНС России.
Решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения за периоды до 01.01.2017;
Решения о доначислении по результатам камеральной проверки уточненных расчетов, представленных в территориальные органы Фонда за период до 01.01.2017;
Решения (выписки из решений) о привлечении (об отказе в привлечении) плательщиков страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах по результатам рассмотрения материалов выездной проверки за периоды до 01.01.2017;
Решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) суммах страховых взносов.
II. Взаимодействие страхователя с ФСС РФ и ФНС России
по страховым взносам на обязательное социальное страхование
на случай временной нетрудоспособности
и в связи с материнством (ВниМ) по правоотношениям,
Страхователь:
Представляет в ФНС России расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом (подпункт 1 пункта 1 статьи 419, пункт 7 статьи 431 Налогового Кодекса Российской Федерации).
Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются ФНС России по согласованию с Минфином России;
Производит уплату страховых взносов по ВНиМ в ФНС России на новый КБК, открытый ФНС России с 1 января 2017 года;
Подает заявление в ФНС России на возврат переплаты страховых взносов (деньгами);
Проводит сверку расчетов с ФНС России по начисленным и уплаченным страховым взносам по обязательствам, возникшим с 01.01.2017;
Обжалует решения, вынесенные ФНС России по результатам камеральной (выездной) проверки по правоотношениям, возникшим с 01.01.2017;
Подает в ФСС РФ заявление, в том числе в межотчетный период, на возмещение расходов по выплате страхового обеспечения;
Обжалует в ФСС РФ решение, вынесенное по результатам камеральной (выездной) проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
Проводит камеральные проверки расходов по ВНиМ:
1) по заявлению страхователя на возмещение средств на выплату страхового обеспечения;
2) на основании сведений из расчета по страховым взносам, полученным из ФНС России;
Проводит внеплановые выездные проверки страхователей в части правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения;
Проводит совместно с ФНС РФ плановые выездные проверки страхователей в части правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения;
Рассматривает жалобы страхователей на акты проверок правильности расходования средств социального страхования на выплату страхового обеспечения, жалобы на действия (бездействие) должностных лиц территориального органа ФСС РФ.
Обращаем внимание!
Взыскание недоимки по страховым взносам по ВНиМ, образовавшейся с 01.01.2017, по результатам камеральных и выездных проверок в связи с непринятием к зачету расходов будет проводить ФНС России.
ФСС РФ направляет в ФНС России в рамках межведомственного взаимодействия:
Информацию о подтверждении заявленных страхователем расходов (заявление страхователя);
Решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения за текущие периоды (по субъектам Российской Федерации, в которых не реализован механизм прямых выплат).
ФНС России:
Осуществляет контроль за исчислением и уплатой страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, с 1 января 2017 года, в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, а именно проводит камеральные проверки единого расчета по страховым взносам по форме, утвержденной ФНС России и осуществляет выездные проверки плательщиков страховых взносов по правоотношениям, возникшим с 01.01.2017, совместно с ФСС РФ;
Проводит сверку расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам по ВНиМ по исполненным обязательствам с 01.01.2017;
Выносит решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам рассмотрения материалов камеральной, выездной (повторной выездной) налоговых проверок плательщиков страховых взносов по правоотношениям, возникшим с 01.01.2017;
Рассматривает жалобы страхователей на акты проверок, жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налогового органа.
ФНС России направляет в ФСС РФ в рамках межведомственного взаимодействия:
Информацию из расчета по страховым взносам в части начислений страховых взносов по ВНиМ (взносы, расходы страхователя, необлагаемые суммы, пониженные тарифы);
Решения (выписки из решений) о привлечении (об отказе в привлечении) плательщиков страховых взносов к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам рассмотрения материалов камеральной, выездной (повторной выездной) налоговых проверок плательщиков страховых взносов;
Информацию о списанных суммах недоимки, пеней и штрафных санкций по страховым взносам по основаниям, возникшим после 01.01.2017.
Обязательное социальное страхование позволяет минимизировать негативные последствия от возможного изменения материального или социального положения граждан по причинам, совершенно независящим от них. Такая система защиты регулируется тремя различными фондами, одним из которых является Фонд социального страхования Российской Федерации.
Фондом социального страхования называется организация внебюджетного типа, которая была создана с целью реализации программы обязательного страхования. Все задачи, которые выполняет такая организация, регулируются федеральными законами. Контроль также производится на основе Бюджетного кодекса РФ.
Средства такого фонда формируются за счет взносов компаний, выступающих в качестве работодателей. Кроме этого, следует также отметить еще и дополнительные источники наполнения ФСС:
Ассигнованные средства выделяются из центрального бюджета в пользу регионов для покрытия затрат. Впоследствии определенная денежная сумма используется в качестве финансовой помощи гражданам в виде выплаты поощрительных пособий, частичной компенсационных выплат для ДЮСШ и лечебно-оздоровительных учреждений, оплату проезда и путевок определенным категориям граждан.
Сконцентрированный объем финансовых ресурсов фонда не должен быть избыточным. При таком раскладе возможен вариант завышения затрат на производство и конечную продукцию, что обусловлено повышением взносов для работодателей, выступающих в качестве основных плательщиков.
С целью достижения финансовой стабильности очень важно корректно определить расчетную базу и размер страхового тарифа. Трудность проведения расчетов определяется тем, что начисление может производиться по причине различных страховых взносов, вероятность которых определяется целым рядом причин.
Более того, некоторые выплаты Фонда носят нестраховой характер, что делает начальную ситуацию еще более запутанной.
Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации позволяет определить структуру и специализацию этой организации. Деятельность такого фонда осуществляется в соответствии с конституционными нормами РФ.
Любое региональное отделение фонда способно выполнять оперативное управление средствами, которые были переданы в организацию из различных источников. Денежные средства, которые находятся отдельном взятом региональном отделении, позиционируются в качестве федеральной собственности. Они не являются составной частью регионального бюджета и не подлежат изъятию для последующей траты в других целях.
Для хранения определенной денежной суммы Фонда социального страхования открывается специальный банковский счет, управлять которым может исключительно председатель организации или же должностные лица, находящиеся в его непосредственном подчинении. В последнем случае распоряжение средствами возможно только с согласия председателя Фонда.
Касательно структуры ФСС, то в состав такой организации включены следующие исполнительные органы:
Во главе Фонда социального страхования находится председатель, который выступает в качестве главного исполнительного лица.
Деятельность ФСС обеспечивается благодаря работе аппарата фонда. Взаимодействие региональных исполнительных органов обеспечивается деятельностью аппаратов органов Фонда субъектов РФ.
Непосредственно при самом фонде, территориально расположенном в Москве, создаётся правление. Для регулировки деятельности региональных и отраслевых отделений создаются специальные координационные советы. Фонд социального страхования имеет собственную гербовую печать и является юридическим лицом.
Отчисления в Фонд социального страхования формируют достаточную денежную сумму, которая может использоваться в различных целях. Денежные средства плательщиков могут быть направлены для оказания финансовой помощи граждан. ФСС Российской Федерации разрешает множество задач.
Среди обязательных функций ФСС - обеспечение льготных категорий граждан путевками на санаторно-курортное лечение, а также обеспечение мероприятий, направленных на сокращение травматизма на производстве.
Процедура управления ФСС осуществляется при непосредственном участии Правительства РФ и общероссийских профсоюзных объединений. Председатель и заместитель фонда назначаются Правительством РФ.
Председатель фонда имеет пять заместителей, которые в случае необходимости должны разрешать возложенные на них задачи. Среди основных функций, которые должен выполнять председатель ФСС следует отметить:
Сотрудничая с Министерством труда и социального развития, председатель ФСС может заниматься разработками предложений по улучшению систем социального страхования. В обязанности председателя ФСС также включены функции по открытию и закрытию банковских счетов центрального отделения и региональных исполнительных органов. При необходимости может приниматься решение о списании имеющихся остатков в пользу центральных отраслевых отделений фонда.
Несмотря на широкие полномочия, возложенные на председателя ФСС, процедура управление организацией подразумевает коллективное вмешательство. Полный состав правления включает в себя 35 человек.
В случае необходимости разрешения конкретных вопросов представитель правления может инициировать заседание. При условии отсутствия председателя Фонда социального страхования инициировать заседание правления может один из его заместителей.
На заседаниях такого типа чаще всего рассматриваются вопросы, касающиеся совершенствования программ социального страхования. Здесь же производится разработка проектов бюджета Фонда и размеров тарифа страховых взносов. Отдельное внимание при этом уделяется контрольно-ревизионной деятельности организации.
Региональные отделения фонда проводят регистрацию страхователей. Для более плотного взаимодействия с центральными исполнительными органами региональные отделения должны периодические предоставлять отчеты о своей деятельности.
Фонд социального страхования обеспечивает начисление выплат определенным категориям граждан в случае наступления страхового случая. Деятельность такой внебюджетной организации регулируется целой совокупностью нормативных актов. ФСС выполняет множество различных функций по обеспечению минимизации производственного травматизма. Средства фонда формируются за счет регулярных взносов плательщиков, в качестве которых могут выступать предприниматели, инвесторы, организации-работодатели. Сбережения такой организации не являются частью регионального бюджета.
Правовой статус ФСС определяется в соответствии с действующими федеральными законами. Такая организация относится к категории внебюджетных, поэтому при условии наступления страхового случая Фонд имеет право назначать и проводить соответствующие проверки с целью идентификации возможных нарушений.
При перечислении страховых взносов работники внебюджетной организации могут проверять пакет документов, которые имеют непосредственное отношение к выплатам страхового обеспечения. Ввиду того, что средства ФСС не являются частью региональной бюджетной системы, они не могут быть изъяты с банковского счета.
Отчетность Фонд социального страхования контролирует председатель управления организации. С определенной периодичностью председатель ФСС должен предоставлять отчет об исполнении бюджета.
ФСС является специализированным финансовым учреждением кредитного типа, которое создано при Правительстве РФ. Основная задача такой организации заключается в управлении средствами социального страхования.
Правовой статус Фонда позволяет организации проводить страхование лиц, которые самостоятельно обеспечивают себя работой. При этом условия страхования определяются некоторыми законами федерального значения в отдельно взятом регионе. Помимо этого, ФСС имеет полное право:
При условии невыполнения плательщиком своих непосредственных обязанностей по внесению страховых платежей может проводиться начисление пени. Отсрочка плательщику предоставляется в соответствии с установленными федеральными законами случаями.
Будучи внебюджетной организацией, Фонд социального страхования должен своевременно информировать страхователей и в случае необходимости принимать меры по сохранению финансовой устойчивости. При разработке тарифов регулярных страховых взносов представители ФСС должны обязательно брать во внимание мнения компаний, выступающих в качестве работодателей.
Среди обязанностей Фонда социального страхования - регистрация процедуры страхования и ведение единого учета застрахованных лиц.
Все имеющиеся средства фонда имеют целевое значение. Соответствующие выплаты могут быть проведены только в определенных направлениях социального страхования. Зачисление средств на личные счета плательщиков недопустимо. Чтобы обеспечить контроль за своевременностью и порядком начисления средств, при таких организациях создаются специальные комиссии. В состав последних входят представители администрации и профсоюзов.
Что касается особенностей формирования бюджета такого проекта, то здесь многое зависит от формы исполнительного органа. Данный момент также определяет и размер возможных социальных начислений. Проект бюджета Фонда социального страхования разрабатывается с определенной периодичностью. Итоговая сумма формируется при учете реализации страховых взносов.
Прогнозируемый актуальный объем доходов бюджета ФСС, согласно представленному проекту в этому году, составит 625004961,1 тысячу рублей.
Для сравнения следует заметить, что объем расходов в соответствии с действующим проектом должен составить 622591281,2 тыс рублей. Получить такие данные удалось при детальном изучении целой совокупности факторов. К наиболее значимым из них следует отнести:
Если говорить о конкретной сумме выплат для отдельно взятого страхователя, то при наступлении смертельного случая на производстве, семье потерпевшего выплачивается денежная компенсация из средств Фонда. Размер единоразовой выплаты держится на уровне 1 млн рублей.
В случае необходимости обеспечения людей с ограниченными физическими возможностями специальными техническими средствами реабилитации проект бюджета определяется при условии повышения эффективности расходов на указанные цели.
Структура доходов ФСС определяется особенностями конкретного исполнительного органа. Бюджет такой кредитной организации финансового типа формируется по двум направлениям - стандартному социальному страхованию и страхованию от несчастных случаев на производстве. Взносы могут быть представлены в виде платежей налогового и неналогового типа. Сюда же следует отнести безвозмездные перечисления. Итоговый бюджет Фонда включает в себя такие составляющие:
К налоговым доходам фонда также следует отнести еще недоимку, а к неналоговым - поступления от имущества, находящегося в муниципальной собственности. Из дополнительных начислений безвозмездного типа следует отметить средства федерального бюджета на выплату пособий сверх установленных норм. Сюда же можно добавить и другие поступления средств, которые будут включены в бюджеты ФСС.
В региональных отделениях Фонда формирование доходов производится по схожему принципу, но с некоторыми отличиями. Основную часть бюджета здесь формируют поступления налогового и неналогового типа, а также безвозмездные перечисления. Последние формируются как средства федерального бюджета. Впоследствии они могут быть направлены в региональные отделения фонда.
Дополнительным источником внутреннего бюджета фонда по региональным отделениям могут быть остатки средств на конец предыдущего года, а также внутрибюджетные поступления, направленные на пополнение денежного оборота из резерва центрального отделения ФСС.
В формировании доходов по центральному аппарату принимают участия средства, которые были зачислены на счет Фонда от поступления государственного имущества. Доход от продажи оборудования, процентов от вкладов свободных средства и другие источники также может быть зачислен в общий бюджет ФСС. Сюда же следует отнести другие денежные поступления, которые предусмотрены нормативными правовыми актами.
В качестве расходов выступают денежные средства, направленные на разрешение поставленных финансовых задач. Структура расходов зависит от экономического и социального состояния конкретного региона.
Средства из бюджета ФСС могут быть израсходованы только после того, как они были распределены председателем и главным бухгалтером. Основные статьи расходов будут выглядеть следующим образом:
Расходы, связанные с социально-политической деятельностью, представлены в виде выплат граждан с временно ограниченной трудоспособностью. Сюда же следует отнести расходы на медицинскую или социальную реабилитацию.
Фонд социального страхования предназначен для финансирования выплат различным категориям граждан при условии наступления страхового случая. Такая организация объединяет в себе центральный аппарат, региональные и отраслевые отделения, филиалы в отдельных регионах страны. Проект бюджета этой инстанции составляет председатель организации. Однако перед исполнением бюджета он должен быть утвержден Правительством РФ. Дополнительно в состав правления ФСС включены еще 35 человек, среди которых есть пять заместителей председателя.
Доходы и расходы ФСС должны быть отмечены в проекте, который составляется каждый год. Большую часть доходов организации составляют ежемесячные страховые взносы. Их выплачивает работодатель за каждого сотрудника. Впоследствии необходимая денежная сумма будет возвращена фондом при наступлении страхового случая.
Существует две основные разновидности взносов, которые работодатель обязуется уплачивать каждый месяц в ФСС. Один из платежей уплачивается на случай временной потери трудоспособности одного из сотрудников, а также по случая материнства. Другая разновидность страховых взносов обеспечивает компенсацию в результате несчастных случаев на производстве или по причине профессиональных заболеваний. Формирование той части бюджета фонда, которая обеспечивает денежное возмещение сотрудникам по причине временной трудоспособности, производится за счет таких источников:
Выплаты застрахованным гражданам от несчастных случаев производится за счет других регулярных платежей, которые обязан вносить работодатель в бюджет ФСС каждый месяц. К таким источникам относятся:
Капитализированные платежи поступают при условии ликвидации страхователя. Здесь можно заметить, что обязательные страховые взносы составляют очень важную часть платежей, формирующих бюджет ФСС.
Величина ежемесячных взносов по временной потере трудоспособности может варьироваться от 0 до 2,9% от общего размера зарплаты. При проведении соответствующих расчетов учитываются особенности применяемых льгот.
Размер страховых взносов по производственному травматизму будет несколько выше. При минимальных 0,2% максимальная величина таких платежей может достигать 8,5%. Итоговый размер ежемесячных выплат для конкретного сотрудника будет зависеть от того, к какому классу профессионального риска относится его вид трудовой деятельности. Это определяют сотрудники ФСС после проведения соответствующей экспертизы.
Порядок проведения уплаты взносов подразумевает реализацию ежемесячных перечислений в бюджет фонда не позднее 15-го числа календарного месяца, который следует за месяцем выплаты зарплаты. Если заработная плата начислена на январь, то до 15 февраля работодатель должен произвести расчет необходимой суммы и внести её на счет ФСС.
В ситуации, при которой назначенный день выплат является нерабочим, то конечным периодом выплат является ближайший рабочий день, который следует сразу за выходными. Внесение регулярных ежемесячных взносов позволяет уменьшить налоговую базу организаций-плательщиков, если они работают на ЕНВД или по упрощенной системе налогообложения.
Разобравшись с тем, чем занимается ФСС, можно легко определить природу ежемесячных отчислений в бюджет такой организации. Законодательно проводить такие платежи должны организации, предприятия и отдельные граждане, которые активно используют труд наёмных работников. Отчисления производятся из собственного заработка работодателя.
Однако следует заметить, что неуплата работодателем взносов в ФСС не лишает сотрудников права на получение материальной компенсации.
При условии невыполнения обязанностей по внесению ежемесячных страховых платежей к страхователю могут быть применены санкционные меры в виде начисления штрафов и пени. В особо сложных случаях возможен вариант принудительного взыскания денежных средств с нарушителя. Размер пени составляет 0,1% за каждый последующий день просрочки.
Размер ежемесячных отчислений можно рассчитать по специальной формуле.
Для этого следует установленный процент отчислений разделить на 100, а полученный результат умножить на размер зарплаты или других выплат, которые приравнены к ней.
Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда вне зависимости от источников финансирования. Уменьшения на сумму налогов и всевозможных удержаний при этом также не производится. Исключение составляют страховые взносы на такие выплат:
На такие выплаты, которые носят единоразовый или компенсационный характер, страховые взносы в бюджет фонда не начисляются.
Правовой статус Фонда социального страхования позволяет такой организации проводить дополнительные расследования и экспертизы по факту нарушения правил зачисления и пользования средствами. Регулярно страхователь должен предоставлять отчетность в ФСС. Такая документация подтверждает, что плательщик выполняет свои обязательства по реализации ежемесячных страховых взносов. Регулярную отчетность должны сдавать индивидуальные предприниматели, а также организации-работодатели, которые используют труд наемных работников. Для сдачи отчетности используется специальная форма 4-ФСС, бланк которой можно скачать по ссылке ниже:
Предприниматели, не использующие труд наемных рабочих, не должны сдавать ежемесячный отчет в ФСС.
Крайний срок предоставления квартальной отчетности в бумажном виде - не позднее 20-го числа месяца, который следует за отчетным кварталом. Для компаний, в штат которых входит 25 и более человек, отчет о проведении выплат можно подавать в электронном виде. В этом случае срок сдачи документации может быть отсрочен до 25-го числа.
Отчеты о совершении выплат сдаются в территориальное отделение Фонда социального страхования. Номер отделения, к которому прикреплен плательщик можно узнать по карточке. Последняя оформляется при регистрации в фонде в качестве страхователя. Существует несколько различных вариантов сдачи отчетности в такую организацию.
Вариант №1. Сдать отчет лично в руки сотруднику ФСС
Такой способ является наиболее проверенным. В случае личного посещения регионального отделения ФСС полностью исключается вероятность возникновения ситуаций, при которых отчет может где-то затеряться. Кроме этого, плательщик сможет мгновенно ответить на вопросы инспектора и прокомментировать конкретную строчку в заполненному документе.
Единственная проблема такого способа заключается в том, что плательщик должен тратить личное время и свои нервы для сдачи необходимой документации. А при определенных обстоятельствах на разрешение данного вопроса может потребоваться от нескольких часов до одного дня. Наиболее целесообразным решением здесь является привлечение помощника, который сможет выполнить поставленную задачу.
Вариант №2. Отправить документацию в электронном виде
Отправит отчет таким образом можно не покидая пределов собственного офиса. Крайний срок сдачи увеличен на пять дней, что позволяет без спешки подготовить всю необходимую документацию. Однако чтобы воспользоваться таким способом, между плательщиком и страховщиком должен быть дополнительно заключен договор о предоставления отчетности в электронном виде. Наиболее проблемным моментом такого способа являются возможные технические сбои, в результате которых представители ФСС могут получить отчет с ошибками. С порядком подготовки отчетности в электронном виде можно ознакомиться в этом документе
Вариант №3. Отправить отчет по почте
Этот способ тоже является достаточно удобным, так как избавляет от необходимости тратить время на посещение ближайшего представительства ФСС. Однако здесь также возможен вариант появления некоторых ошибок. Это обусловлено тем, что после получения отчета сотрудники ФСС вбивают данные в базу ручным способом. Здесь нельзя полностью исключить пресловутый человеческий фактор.
Чтобы минимизировать вероятность ошибки, целесообразнее всего прибегать к реализации такого способа только в случае нулевой отчетности или при условии, если очень сильно поджимаю сроки. Конверт необходимо отправлять заказным письмом и делать подробную опись всего вложения. Такая опись вместе с уведомлением о вручении будут выступать в качестве подтверждающих документов.
При условии несвоевременной сдачи отчетности в ФСС на плательщика может быть наложены штраф, размер которого составляет 5% от суммы страховых взносов. При этом итоговый размер штрафного взыскания не должен быть более 30-ти процентов указанной суммы, но и не менее 1000 рублей.
В случае неуплаты или уплаты неполной суммы на страхователя также может быть наложен штраф. В этом случае его размер держится на уровне 20% от неуплаченной суммы страховых взносов.
Основные функции ФСС РФ заключаются в обеспечении своевременных выплат определенным категориям граждан. Бюджет такого фонда наполняется за счет взносов со стороны работодателей. Ежемесячное перечисление производится при использовании реквизитов территориальных исполнительных органов. В зависимости от назначения платежа и конкретного региона страны, реквизиты ФСС могут изменяться. Назначение платежа может быть разным:
Для уточнения более детальной информации относительно реквизитов конкретного отделения ФСС можно обратиться в ближайший филиал или посетить официальный сайт фонд - //fss.ru . Здесь представлена актуальная информация, которая может обновляться.
Дата размещения статьи: 16.12.2016
С 1 января 2017 г. администратором страховых взносов станет Федеральная налоговая служба. В каком порядке следует вести расчеты с ФСС, в том числе по взносам, начисленным на декабрьскую зарплату? Немаловажно будет разобраться и с тем, как уточнять свои обязательства по "старым" взносам и производить сверку расчетов.
Пожалуй, изменение с начала 2017 г. порядка администрирования и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, в том числе в ФСС, - самое громкое и широко обсуждаемое событие. Можно долго рассуждать о том, во благо или во вред страхователям обернется данное нововведение. Однако, собственно говоря, от этого уже мало что изменится. Поэтому необходимо в первую очередь разобраться, как безболезненно перейти на уплату взносов по новым правилам.
В настоящее время страхователи взаимодействуют с ФСС по двум видам соцстрахования:
- по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В обязанности страхователя входят своевременная уплата взносов и представление соответствующей отчетности. Вплоть до 31 декабря 2016 г. эти правила остаются неизменными:
- за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в ФСС представляется единый расчет по "больничным" и "несчастным" взносам (по форме 4 - ФСС, утв. Приказом ФСС от 26 февраля 2015 г. N 59);
- взносы как "больничные", так и "несчастные" уплачиваются в ФСС.
Также при необходимости с ФСС производится сверка расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам. В ФСС подается и заявление на возврат переплаты взносов, перечисленных за период до 31 декабря 2016 г. Кроме того, в ФСС страхователи обращаются за возмещением расходов по выплате страхового обеспечения.
С 1 января 2017 г. ситуация кардинальным образом меняется. Закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ, который до указанной даты регламентировал порядок уплаты взносов, в том числе на "больничное" страхование, утрачивает силу. Зато в Налоговый кодекс Законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ (далее - Закон N 243-ФЗ) включена новая гл. 34 "Страховые взносы". В ней установлены объект и база по страховым взносам, суммы, не подлежащие обложению взносами, тарифы, в том числе пониженные, единая форма и сроки представления отчетности, порядок и сроки уплаты страховых взносов. А Законом от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ внесены изменения в ряд законов, которые также связаны с передачей полномочий по администрированию страховых взносов налоговым органам.
В части, касающейся взаимодействия страхователей с ФСС, необходимо отметить следующие важные моменты.
Во-первых, за ФСС в полном объеме сохранились обязанности по администрированию взносов по обязательному соцстрахованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Поэтому и в 2017 г. уплачивать "несчастные" взносы и представлять по ним отчетность, как и прежде, нужно будет в ФСС. Изменится лишь форма отчетности, что связано с "исключением" из нее расчетов по "больничным" взносам. Новая форма 4 - ФСС утверждена Приказом ФСС от 26 сентября 2016 г. N 381.
Во-вторых, администрирование расходов на выплату страхового обеспечения по "больничному" страхованию также сохраняется за ФСС. То есть контролировать уплату взносов будут налоговики, а проверять расходы на выплату страхового обеспечения по "больничному" страхованию, а также выносить решения о выделении средств на выплату страхового обеспечения, о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения будет ФСС. То есть ФСС будет проводить камеральные проверки по заявлению страхователя на возмещение средств на выплату страхового обеспечения, а также внеплановые выездные проверки (на основании сведений из расчета по страховым взносам, полученным из ФНС) в части правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
Таким образом, с 1 января 2017 г. страхователь должен:
- расчет по страховым взносам (за исключением "несчастных" взносов) представлять в ФНС. Делать это нужно не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом (пп. 1 п. 1 ст. 419 НК, п. 7 ст. 431 НК);
- взносы по "больничному" страхованию уплачивать в ФНС на новый КБК;
- заявление на возврат переплаты страховых взносов (деньгами) подавать в ФНС;
- сверку расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на "больничное" страхование по обязательствам, возникшим с 1 января 2017 г., проводить с ФНС;
- заявление, в том числе в межотчетный период, на возмещение расходов по выплате страхового обеспечения подавать в ФСС;
- решение, вынесенное по результатам камеральной (выездной) проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, обжаловать в ФСС.
"Переходные" положения
В связи с передачей администрирования "больничных" взносов "в руки" ФНС у страхователей возникают вопросы, как отчитываться по взносам за 2016 г., ведь дата сдачи годовой отчетности приходится на январь 2017 г.? Не менее актуальным является и вопрос о порядке уплаты взносов, начисленных на декабрьскую зарплату работников. В этой части ситуацию прояснил ФСС в Письме от 17 августа 2016 г. N 02-09-11/04-03-17282. Чиновники указали, что за 2016 г. отчитаться по взносам нужно по "старым" правилам. То есть расчет по форме 4 - ФСС, которая объединяет в себе расчеты по "больничному" и "несчастному" страхованию (утв. Приказом ФСС от 26 февраля 2015 г. N 59), нужно сдавать в свое отделение ФСС. "Уточненки" за периоды, истекшие до 1 января 2017 г., также нужно сдавать в ФСС.
Что касается уплаты взносов с декабрьской зарплаты, то тут все зависит от того, когда они будут уплачены:
- до 31 декабря 2016 г. и "больничные" и "несчастные" взносы уплачиваются в ФСС;
- с 1 января 2017 г. взносы на "несчастное" страхование платить нужно в ФСС, а на "больничное" - в ФНС на новый КБК.
В завершение отметим еще один момент. На территориальные органы ФСС возлагается обязанность по передаче налоговикам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам на "больничное" страхование, образовавшихся на 1 января 2017 г. Взыскание этой недоимки будет проводить уже ФНС.