План проведения анализа внутренним финансовым контролем. Ошибки, допускаемые при организации внутреннего финансового контроля. Недостатки при проведении аудиторских проверок

Досье на проект

Пояснительная записка

В целях реализации пункта 4 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2013, N 31, ст. 4191; 2016, N 1, ст. 26; N 27, ст. 4278), подпункта 5.15(4) пункта 5 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 703 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 49, ст. 4908; 2016, N 28, ст. 4741), приказываю:

1. Утвердить Порядок проведения анализа осуществления главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита согласно приложению к настоящему приказу.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федерального казначейства А.Ю. Демидова.

Утвержден
приказом Федерального казначейства
от "___"_________ 201_ г. N ______

Порядок
проведения анализа осуществления главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита

I. Общие положения

1.1. Порядок проведения анализа осуществления главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (далее - Порядок) разработан в целях установления порядка проведения анализа осуществления главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета (далее - главные администраторы средств федерального бюджета) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

1.2. Настоящий Порядок устанавливает требования к:

планированию анализа осуществления главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (далее - Анализ);

проведению Анализа;

оформлению результатов Анализа;

составлению и представлению отчетности по результатам Анализа.

1.3. Целью Анализа является формирование и направление главным администраторам средств федерального бюджета рекомендаций по организации и осуществлению ими внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

1.4. Задачами Анализа являются:

оценка осуществления главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;

выявление недостатков в осуществлении главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

1.5. Обмен информацией и документами Федерального казначейства и главных администраторов средств федерального бюджета при проведении Анализа осуществляется с использованием бумажного документооборота. При наличии технической возможности такой обмен осуществляется в электронном виде на основании договора об обмене электронными документами.

II. Участники проведения Анализа

2.1. Планирование, проведение и оформление результатов проведения Анализа, составление отчетности о результатах проведения Анализа, а также подготовка и направление в Министерство финансов Российской Федерации доклада о результатах осуществления главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита осуществляется уполномоченным структурным подразделением центрального аппарата Федерального казначейства (далее - уполномоченное подразделение).

По решению руководителя Федерального казначейства к проведению и оформлению результатов Анализа могут привлекаться иные структурные подразделения центрального аппарата Федерального казначейства.

2.2. Деятельность Федерального казначейства и главных администраторов средств федерального бюджета, связанная с проведением Анализа, осуществляется в соответствии с настоящим Порядком.

III. Планирование Анализа

3.1. Проведение Анализа подлежит ежегодному планированию.

Планирование Анализа представляет собой осуществляемый уполномоченным подразделением процесс составления и обеспечения утверждения руководителем Федерального казначейства плана проведения Федеральным казначейством анализа осуществления главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита на очередной год (далее - План).

3.2. План формируется в разрезе главных администраторов средств федерального бюджета, в отношении деятельности которых в соответствующем году запланировано проведение Анализа. По каждому главному администратору средств федерального бюджета в Плане указываются:

наименование главного администратора средств федерального бюджета;

код главного администратора средств федерального бюджета по бюджетной классификации Российской Федерации (код главы);

сроки проведения Анализа;

анализируемый период осуществления главным администратором средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;

наименование структурного подразделения центрального аппарата Федерального казначейства, ответственного за проведение Анализа.

3.3. План составляется ежегодно и в срок до 15 декабря утверждается руководителем Федерального казначейства.

3.4. Проведение Анализа в отношении главных администраторов средств федерального бюджета, не включенных в План, допускается после внесения в План соответствующих изменений, утверждаемых руководителем Федерального казначейства.

В случае если объем изменений составляет более тридцати процентов от общего объема информации, содержащейся в Плане, внесение изменений в План осуществляется путем утверждения новой редакции Плана.

3.5. Копия Плана (изменений в План) в течение 5 рабочих дней со дня утверждения Плана (внесения в него изменений) размещается на официальном сайте Федерального казначейства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

IV. Проведение Анализа

4.1. Анализ проводится путем изучения информации и документов, представленных главными администраторами средств федерального бюджета по запросу Федерального казначейства.

4.2. Уполномоченное подразделение ежегодно в срок до 15 декабря подготавливает проект запроса о предоставлении информации об осуществлении главным администратором средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, содержащего перечень вопросов оценки осуществления главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (далее - Перечень вопросов), информацию о структуре главного администратора средств федерального бюджета в части осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (при необходимости), а также перечень документов в части осуществления главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (далее - Перечень документов), которые главным администраторам средств федерального бюджета надлежит представить в Федеральное казначейство (далее - Запрос).

Подготовка проекта Запроса осуществляется с учетом положений Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290; 2016, N 18, ст. 2632) (далее - Правила) и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы организации и осуществления главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, а также соответствующих методических рекомендаций и писем Министерства финансов Российской Федерации. Кроме того, при подготовке Запроса учитываются сведения о деятельности главных администраторов средств федерального бюджета, полученные из открытых источников информации, государственных информационных систем, а также результаты проведенных Федеральным казначейством контрольных мероприятий в отношении главных администраторов средств федерального бюджета.

Перечень вопросов должен содержать:

критерии оценки - варианты ответов на поставленный вопрос;

ответы на каждый вопрос, расположенные в порядке убывания баллов, характеризующих организацию и осуществление главным администратором средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита по данному критерию: первый ответ - самое высокое значение балла, последний ответ - самое низкое значение балла;

значения баллов за каждый ответ.

Главный администратор средств федерального бюджета при подготовке ответа на запрос Федерального казначейства о представлении документов и информации проставляет отметку "+", в ячейке, соответствующей ответу на поставленный вопрос из предложенных вариантов ответа, отметку "-" - в остальных ячейках.

В Перечень документов включаются:

копии нормативных правовых и (или) правовых актов главных администраторов средств федерального бюджета, регламентирующих организацию и осуществление внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;

копии документов по организации и осуществлению внутреннего финансового контроля, внутреннего финансового аудита;

копии отчетности о результатах внутреннего финансового контроля, направленной руководителю главного администратора средств федерального бюджета;

копии годовых планов осуществления внутреннего финансового аудита;

копии годовой отчетности внутреннего финансового аудита, содержащей информацию, подтверждающую выводы о надежности внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности главного администратора средств федерального бюджета;

копии документов с информацией о принятых мерах и результатах исполнения решений по выявленным внутренним финансовым аудитом недостаткам и нарушениям;

иные документы, формирование которых необходимо в соответствии с законодательством Российской Федерации в части организации и осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

4.3. Запрос c указанием срока представления запрашиваемых информации и документов направляется в срок до 20 декабря текущего года в адрес главных администраторов средств федерального бюджета, в отношении деятельности которых проводится Анализ. При этом срок представления запрашиваемых информации и документов устанавливается не ранее 1 февраля года, следующего за отчетным.

Под отчетным годом в рамках настоящего Порядка понимается год, деятельность главного администратора средств федерального бюджета по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в котором подлежит Анализу.

4.4. Запрос направляется в адрес главных администраторов средств федерального бюджета следующими способами: почтой, фельдъегерской связью, нарочно или с применением электронного документооборота (при наличии технической возможности) с обязательным получением подтверждающего документа либо отметки о получении Запроса.

4.5. Федеральным казначейством принимается решение о направлении в адрес главного администратора средств федерального бюджета повторного запроса о представлении документов и (или) информации в случаях:

непредставления запрошенных документов и (или) информации,

представления запрошенных документов и (или) информации не в полном объеме,

необходимости дополнительного документального подтверждения ранее представленной информации.

Срок представления документов и (или) информации, устанавливаемый в повторном запросе, не может составлять менее 5 рабочих дней со дня направления запроса в адрес главного администратора средств федерального бюджета, в отношении деятельности которого проводится Анализ.

4.6. Главные администраторы средств федерального бюджета представляют запрашиваемые информацию и документы в Федеральное казначейство с сопроводительным письмом и описью представляемых информации и документов не позднее срока, установленного в запросе. Документы, представляемые в Федеральное казначейство главными администраторами средств федерального бюджета, должны быть прошиты, пронумерованы, подписаны должностным лицом и заверены печатью главного администратора средств федерального бюджета.

В случае превышения главными администраторами средств федерального бюджета срока представления документов и (или) информации, указанного в запросе, более чем на 10 календарных дней, такие документы и (или) информация признаются непредставленными.

4.7. Анализ проводится путем сопоставления представленных документов и информации с требованиями, установленными Правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы организации и осуществления главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

4.8. При Анализе изучению подлежат:

4.8.1. Сведения о структуре главного администратора средств федерального бюджета в части:

структуры подразделений, осуществляющих внутренние процедуры составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (далее - внутренние бюджетные процедуры);

сведений о подведомственных главному администратору средств федерального бюджета администраторах средств федерального бюджета и получателях средств федерального бюджета;

структуры подразделения, наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (при наличии).

4.8.2. Нормативные правовые и (или) правовые акты главного администратора средств федерального бюджета, регламентирующие организацию и осуществление им внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

4.8.3. Организация и осуществление внутреннего финансового контроля в отношении внутренних бюджетных процедур, в том числе:

формирование перечней операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) в структурных подразделениях главного администратора средств федерального бюджета, ответственных за выполнение внутренних бюджетных процедур;

формирование (актуализация) и утверждение карт внутреннего финансового контроля по каждому подразделению главного администратора средств федерального бюджета, ответственному за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур;

ведение, учет, хранение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля в каждом подразделении главного администратора средств федерального бюджета, ответственном за выполнение внутренних бюджетных процедур;

рассмотрение результатов внутреннего финансового контроля и принятие решений, в том числе с учетом информации, указанной в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного финансового контроля, отчетах внутреннего финансового аудита, представляемых руководству главного администратора средств федерального бюджета.

4.8.4. Организация и осуществление внутреннего финансового аудита, в том числе:

проведение предварительного анализа данных об объектах аудита при планировании аудиторских проверок (составлении плана и программы аудиторской проверки);

утверждение руководителем главного администратора средств федерального бюджета годового плана внутреннего финансового аудита и составление программ аудиторских проверок;

проведение плановых и внеплановых аудиторских проверок;

направление руководителю главного администратора средств федерального бюджета отчетов о результатах аудиторских проверок с приложением актов аудиторских проверок;

составление и направление руководителю главного администратора средств федерального бюджета годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита;

рассмотрение результатов внутреннего финансового аудита и принятие соответствующих решений руководителем главного администратора средств федерального бюджета.

4.8.5. Процедуры и документы, осуществление и формирование которых необходимо в соответствии с законодательством Российской Федерации в части организации и осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

V. Оформление результатов Анализа

5.1. Для формализованной оценки организации и осуществления главным администратором средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и формирования количественных оценок по соответствующим критериям уполномоченное подразделение использует Перечень вопросов.

Уполномоченное подразделение по итогам сопоставления документов и информации, представленных главным администратором средств федерального бюджета, проставляет баллы по Перечню вопросов и обобщает их в итоговую оценку осуществления главным администратором средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

5.2. По результатам Анализа уполномоченное подразделение подготавливает заключение;

5.3. Заключение должно содержать:

наименование главного администратора средств федерального бюджета, в отношении деятельности которого был проведен Анализ;

сведения о непредставлении, несвоевременном представлении,либо представлении в неполном объеме или искаженном виде документов и (или) информации главным администратором средств федерального бюджета (при наличии);

информацию о выявленных недостатках осуществления главным администратором средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (при наличии);

5.4. Заключение подписывается заместителем руководителя Федерального казначейства, курирующим уполномоченное подразделение, в двух экземплярах, один из которых хранится в уполномоченном подразделении, а второй направляется в адрес главного администратора средств федерального бюджета в срок до 30 апреля года, следующего за отчетным.

VI. Составление и представление отчетности по результатам Анализа

6.1. Уполномоченное подразделение ежегодно в срок до 20 мая года, следующего за отчетным, осуществляет подготовку проекта доклада о результатах осуществления главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

6.2. Доклад должен содержать:

а) обобщенную информацию о проведенном Анализе, в том числе:

общие сведения об организации проведения Анализа;

сведения об исполнении Плана;

сведения о непредставлении, несвоевременном представлении,либо представлении в неполном объеме или искаженном виде документов и (или) информации главными администраторами средств федерального бюджета (при наличии);

информацию о проведенном Анализе, в том числе:

Перечень вопросов оценки осуществления главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;

Результаты оценки осуществления главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;

Сводный рейтинг главных администраторов средств федерального бюджета по организации и осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (перечень главных администраторов средств федерального бюджета, сформированный в порядке убывания значения итоговой оценки);

б) обобщенную информацию о наиболее характерных недостатках, выявленных по результатам проведенного Анализа;

в) информацию об исполнении предложений и рекомендаций по совершенствованию внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, направленных главным администраторам средств федерального бюджета по итогам проведения предыдущего Анализа (при наличии);

д) предложения по совершенствованию организации и осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

6.3. Доклад подлежит подписанию руководителем Федерального казначейства и направлению в Министерство финансов Российской Федерации не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.

6.4. Копия Доклада в течение 5 рабочих дней со дня направления в Министерство финансов Российской Федерации размещается на официальном сайте Федерального казначейства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Обзор документа

На Федеральное казначейство возложен анализ осуществления главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Разработан порядок проведения такого анализа.

По результатам анализа главным администраторам средств федерального бюджета будут направляться рекомендации по организации и осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

На сайте Федерального казначейства в Интернете (www.roskazna.ru) размещен Доклад о результатах осуществления главными администраторами средств федерального бюджета в 2017 году внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (далее – Доклад). В статье мы рассмотрим основные недостатки и нарушения, указанные в названном докладе .

Полномочия Федерального казначейства.

В соответствии с положениями ст. 160.2‑1 БК РФ главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета (их уполномоченные должностные лица) обязаны осуществлять внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит.

Правила осуществления названными органами (лицами) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита установлены Постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 № 193 «Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. № 9» (далее – Правила № 193). Кроме того, следует руководствоваться Методическими рекомендаци-
ями по осуществлению внутреннего финансового контроля,
утвержденными Приказом Минфина РФ от 07.09.2016 № 56, и Методическими рекомендациями по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденными Приказом Минфина РФ от 30.12.2016 № 22.

Напомним, что в силу положений Бюджетного кодекса внутренний финансовый контроль обязаны осуществлять:

  • главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
  • главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
  • главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета.

Таким образом, если орган государственной власти не является главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, главным администратором (администратором) доходов бюджета или главным администратором (администратором) источников финансирования дефицита бюджета, внутренний финансовый контроль он осуществлять не должен. В свою очередь, если орган государственной власти относится к одной из указанных категорий, он обязан осуществлять внутренний финансовый контроль в отношении самого себя и в отношении подведомственных ему распорядителей, администраторов и получателей бюджетных средств.

Субъектом внутреннего финансового аудита является уполномоченное на его осуществление подразделение главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета (как обособленное, так и в составе другого структурного подразделения). Должностное лицо субъекта внутреннего финансового аудита не может изучать проведенные им операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур).

Субъект внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно и исключительно руководителю главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, источников финансирования дефицита средств федерального бюджета.

Таким образом, внутренний финансовый аудит должен осуществляться структурными подразделениями и (или) уполномоченными должностными лицами главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, источников финансирования дефицита средств федерального бюджета, наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита.

В соответствии с ч. 4 ст. 157 БК РФ Федеральное казначейство проводит анализ осуществления главными администраторами бюджетных средств, не являющимися органами, указанными в п. 2 ст. 265 БК РФ, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Порядок осуществления такого анализа установлен Приказом Федерального казначейства от 23.06.2017 № 6н «Об утверждении Порядка проведения анализа осуществления главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита».

Целью проведения указанного анализа являются формирование и направление главным администраторам средств федерального бюджета рекомендаций по организации и осуществлению ими внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Задачи анализа:

  • оценка осуществления главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
  • выявление недостатков в осуществлении главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Далее рассмотрим нарушения и недостатки, выявленные в ходе проведенного Федеральным казначейством указанного анализа. Отметим, что анализ осуществлен в отношении 95 главных администраторов, включая Федеральное казначейство.

Недостатки при осуществлении внутреннего финансового контроля.

Первое, на что обращено внимание в Докладе – то, что до сих пор выявляются субъекты внутреннего финансового контроля, у которых отсутствуют утвержденные нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок осуществления внутреннего финансового контроля. Напомним, что в целях организации внутреннего финансового контроля должен быть разработан и утвержден порядок внутреннего финансового контроля, предусматривающий положения, регулирующие:

  • формирование, утверждение и актуализацию карт внутреннего финансового контроля (п. 15 Правил № 193);
  • ведение, учет и хранение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля (п. 23 Правил № 193). Должен быть установлен перечень должностных лиц (должностей), ответственных за ведение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля;
  • составление и представление отчетности о результатах внутреннего финансового контроля.

В должностных регламентах нередко отсутствуют положения, определяющие полномочия по осуществлению внутреннего финансового контроля. Напомним, что должностные лица подразделений главного администратора (администратора) средств федерального бюджета осуществляют внутренний финансовый контроль в соответствии с их должностными регламентами в отношении внутренних бюджетных процедур, указанных в п. 4 Правил № 193.

Кроме того, в Докладе отмечаются случаи несоответствия нормативных актов главных администраторов, устанавливающих порядок осуществления внутреннего финансового контроля, положениям Правил № 193.

Также обращено внимание на нарушение требований при ведении регистров (журналов) внутреннего финансового контроля. Отмечено, что журналы ведутся не всеми структурными подразделениями, ответственными за выполнение внутренних бюджетных процедур; не устанавливается периодичность представления руководителю главного администратора средств (либо его заместителю) информации о результатах внутреннего финансового контроля и фактически не осуществляется ее передача (п. 24 Правил № 193).

К основным нарушениям и недостаткам, выявленным в ходе анализа осуществления главными администраторами внутреннего финансового контроля, относятся следующие:

  • не исполняются бюджетные полномочия по ведению внутреннего финансового контроля;
  • не разработан порядок осуществления внутреннего финансового контроля;
  • не установлен порядок ведения, учета и хранения регистров (журналов) внутреннего финансового контроля;
  • отсутствует правовой акт, устанавливающий порядок составления отчетности о результатах внутреннего финансового контроля и порядок ее представления руководителю главного администратора средств (либо его заместителю);
  • внутренний финансовый контроль ведется не во всех структурных подразделениях главного администратора средств, ответственных за выполнение внутренних бюджетных процедур;
  • не установлены перечни должностных лиц, ответственных за ведение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля;
  • в должностных регламентах отсутствуют положения, определяющие полномочия по осуществлению внутреннего финансового контроля. Напомним, что такие полномочия должны быть установлены всем должностным лицам подразделений главного администратора (администратора), организующим и выполняющим внутренние бюджетные процедуры;
  • отсутствуют перечни операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) в структурных подразделениях главного администратора средств, ответственных за выполнение внутренних бюджетных процедур;
  • журналы ведутся не всеми структурными подразделениями, ответственными за выполнение внутренних бюджетных процедур;
  • журналы не содержат информацию о недостатках и нарушениях, выявленных при исполнении внутренних бюджетных процедур;
  • журналы не содержат сведения о причинах рисков возникновения нарушений, недостатков;
  • журналы не содержат сведения о предлагаемых мерах по устранению выявленных нарушений, недостатков;
  • не осуществляется учет журналов в порядке, установленном главным администратором средств;
  • не соблюдается порядок хранения журналов;
  • отсутствуют утвержденные карты внутреннего финансового контроля. Напомним, что карта внутреннего финансового контроля является подготовительным к проведению внутреннего финансового контроля документом, содержащим по каждому отражаемому в нем предмету внутреннего финансового контроля данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), периодичности выполнения операции, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия в ходе самоконтроля и (или) контроля по уровню подчиненности (подведомственности), а также периодичности контрольных действий. Составление карты внутреннего финансового контроля возлагается на подразделение, ответственное за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур. Карты внутреннего финансового контроля утверждаются руководителем (заместителем руководителя) главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) получателя бюджетных средств. Требования к содержанию карт внутреннего финансового контроля приведены в п. 10 Правил № 193;
  • не проводится актуализация карты внутреннего финансового контроля. Карта внутреннего финансового контроля составляется при ее формировании и (или) актуализации. Актуализация (формирование) карт внутреннего финансового контроля осуществляется не реже одного раза в год. В силу п. 14 Правил № 193 актуализация карт проводится до начала очередного финансового года, при принятии решения руководителем (заместителем руководителя) главного администратора (администратора) средств федерального бюджета о внесении изменений в карты внутреннего финансового контроля, в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, определяющих необходимость изменения внутренних бюджетных процедур;
  • не соблюдаются требования, установленные картами внутреннего финансового контроля к периодичности контрольным действиям, методам и способам контроля;
  • информация о результатах внутреннего финансового контроля направляется руководителю главного администратора средств (либо его заместителю) не всеми структурными подразделениями, ответственными за выполнение внутренних бюджетных процедур, либо с нарушением установленной периодичности;
  • не составляется отчетность о результатах внутреннего финансового контроля.

Недостатки при осуществлении внутреннего финансового аудита.

Как и в случае с внутренним финансовым контролем, при проверках Федерального казначейства обращается внимание на наличие случаев отсутствия ведомственных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления внутреннего финансового аудита. Напомним, что согласно п. 28 Правил № 193 внутренний финансовый аудит должен производиться структурными подразделениями и (или) уполномоченными должностными лицами, работниками главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, наделенными полномочиями по осуществлению такого аудита, на основе функциональной независимости.

Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые проверки проводятся в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств. План аудиторских проверок должен быть составлен и утвержден до начала очередного финансового года.

Ответственность за организацию внутреннего финансового аудита несет руководитель главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств.

Напомним, что в целях организации проведения внутреннего финансового аудита руководители главных администраторов (администраторов) бюджетных средств обеспечивают выполнение следующих действий:

  • корректировка своей организационной структуры в целях формирования субъекта внутреннего финансового аудита;
  • закрепление распределения полномочий и ответственности по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита правовым актом главного администратора (администратора) бюджетных средств, разработка и утверждение должностных регламентов и инструкций сотрудников, осуществляющих внутренний финансовый аудит;
  • включение в должностные регламенты квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей сотрудников, организующих и осуществляющих внутренний финансовый аудит.

Заметим, что в целях обеспечения принципа независимости аудиторские проверки должны организовываться и осуществляться должностными лицами, которые (Письмо Минфина РФ от 10.02.2016 № 2‑11‑07/6892):

  • не принимают участие в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур объекта аудита в текущем периоде;
  • не принимали участие в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур объекта аудита в течение проверяемого периода и года, предшествующего проверяемому периоду;
  • не имеют родства или свойства с руководителем и другими должностными лицами главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, организующими и выполняющими проверяемые внутренние бюджетные процедуры;
  • не имеют иного конфликта интересов, создающего угрозу способности беспристрастно и объективно выполнять обязанности в ходе проведения аудиторской проверки.

Федеральное казначейство отмечает: часть главных администраторов ошибочно считает, что их субъект внутреннего финансового аудита функционально независим, несмотря на несоблюдение условия функциональной независимости – неподчинение должностным лицам, организующим и выполняющим внутренние бюджетные процедуры.

У главного администратора должны быть утверждены нормативные акты, устанавливающие:

  • предельные сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления, а также их продления (п. 50 Правил № 193);
  • формирование, направление и сроки рассмотрения акта аудиторской проверки (п. 52 Правил № 193);
  • порядок составления и представления отчета о результатах аудиторской проверки и годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита (п. 57 Правил № 193).

К основным нарушениям и недостаткам, выявленным в ходе анализа осуществления главными администраторами внутреннего финансового аудита, относятся следующие:

  • не исполняются бюджетные полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита;
  • не утвержден правовой акт, устанавливающий порядок составления, ведения и утверждения годового плана внутреннего финансового аудита (п. 31 Правил № 193);
  • отсутствует утвержденный план внутреннего финансового аудита (п. 31 Правил № 193), а утвержденный план не содержит сведения в отношении каждой аудиторской проверки (тему аудиторской проверки, данные об объектах аудита, сроке проведения аудиторской проверки ответственных исполнителях). Отметим, что годовой план внутреннего финансового аудита должен быть утвержден до начала очередного финансового года;
  • не обеспечена функциональная независимость субъекта внутреннего финансового аудита;
  • не обеспечено неучастие субъекта внутреннего финансового аудита в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур;
  • внутренний финансовый аудит не осуществляется в отношении структурных подразделений главного администратора средств, ответственных за осуществление внутренних бюджетных процедур, а также в отношении подведомственных администраторов бюджетных средств (п. 30 Правил № 193);
  • субъектом внутреннего финансового аудита не соблюдается порядок составления и представления отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита, установленного главным администратором средств (п. 55 – 57 Правил № 193). Данная отчетность должна содержать информацию, подтверждающую выводы о надежности (эффективности) внутреннего финансового контроля, а также о достоверности сводной бюджетной отчетности, главного администратора бюджетных средств.

* * *

В заключение еще раз отметим, что ознакомиться с полной версией Доклада Федерального казначейства можно на его официальном сайте в Интернете.

Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений, №8, 2018 год

А. Гусев
к. п. н., редактор журнала «Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений»

На сайте Федерального казначейства в Интернете (www.roskazna.ru) размещен Доклад о результатах осуществления главными администраторами средств федерального бюджета в 2017 году внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (далее – Доклад). В статье мы рассмотрим основные недостатки и нарушения, указанные в названном докладе.

Полномочия Федерального казначейства

В соответствии с положениями ст. 160.2‑1 БК РФ главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета (их уполномоченные должностные лица) обязаны осуществлять внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит.

Правила осуществления названными органами (лицами) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита установлены Постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 № 193 «Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. № 89» (далее – Правила № 193). Кроме того, следует руководствоваться Методическими рекомендациями по осуществлению внутреннего финансового контроля, утвержденными Приказом Минфина РФ от 07.09.2016 № 356, и Методическими рекомендациями по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденными Приказом Минфина РФ от 30.12.2016 № 822.

Напомним, что в силу положений Бюджетного кодекса внутренний финансовый контроль обязаны осуществлять:

– главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

– главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

– главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета.

Таким образом, если орган государственной власти не является главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, главным администратором (администратором) доходов бюджета или главным администратором (администратором) источников финансирования дефицита бюджета, внутренний финансовый контроль он осуществлять не должен. В свою очередь, если орган государственной власти относится к одной из указанных категорий, он обязан осуществлять внутренний финансовый контроль в отношении самого себя и в отношении подведомственных ему распорядителей, администраторов и получателей бюджетных средств.

Субъектом внутреннего финансового аудита является уполномоченное на его осуществление подразделение главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета (как обособленное, так и в составе другого структурного подразделения). Должностное лицо субъекта внутреннего финансового аудита не может изучать проведенные им операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур).

Субъект внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно и исключительно руководителю главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, источников финансирования дефицита средств федерального бюджета.

Таким образом, внутренний финансовый аудит должен осуществляться структурными подразделениями и (или) уполномоченными должностными лицами главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, источников финансирования дефицита средств федерального бюджета, наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита.

В соответствии с ч. 4 ст. 157 БК РФ Федеральное казначейство проводит анализ осуществления главными администраторами бюджетных средств, не являющимися органами, указанными в п. 2 ст. 265 БК РФ, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Порядок осуществления такого анализа установлен Приказом Федерального казначейства от 23.06.2017 № 16н «Об утверждении Порядка проведения анализа осуществления главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита».

Целью проведения указанного анализа являются формирование и направление главным администраторам средств федерального бюджета рекомендаций по организации и осуществлению ими внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Задачи анализа:

– оценка осуществления главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;

– выявление недостатков в осуществлении главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Далее рассмотрим нарушения и недостатки, выявленные в ходе проведенного Федеральным казначейством указанного анализа. Отметим, что анализ осуществлен в отношении 95 главных администраторов, включая Федеральное казначейство.

Недостатки при осуществлении внутреннего финансового контроля

Первое, на что обращено внимание в Докладе – то, что до сих пор выявляются субъекты внутреннего финансового контроля, у которых отсутствуют утвержденные нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок осуществления внутреннего финансового контроля. Напомним, что в целях организации внутреннего финансового контроля должен быть разработан и утвержден порядок внутреннего финансового контроля, предусматривающий положения, регулирующие:

– формирование, утверждение и актуализацию карт внутреннего финансового контроля (п. 15 Правил № 193);

– ведение, учет и хранение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля (п. 23 Правил № 193). Должен быть установлен перечень должностных лиц (должностей), ответственных за ведение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля;

– составление и представление отчетности о результатах внутреннего финансового контроля.

В должностных регламентах нередко отсутствуют положения, определяющие полномочия по осуществлению внутреннего финансового контроля. Напомним, что должностные лица подразделений главного администратора (администратора) средств федерального бюджета осуществляют внутренний финансовый контроль в соответствии с их должностными регламентами в отношении внутренних бюджетных процедур, указанных в п. 4 Правил № 193.

Кроме того, в Докладе отмечаются случаи несоответствия нормативных актов главных администраторов, устанавливающих порядок осуществления внутреннего финансового контроля, положениям Правил № 193.

Также обращено внимание на нарушение требований при ведении регистров (журналов) внутреннего финансового контроля. Отмечено, что журналы ведутся не всеми структурными подразделениями, ответственными за выполнение внутренних бюджетных процедур; не устанавливается периодичность представления руководителю главного администратора средств (либо его заместителю) информации о результатах внутреннего финансового контроля и фактически не осуществляется ее передача (п. 24 Правил № 193).

К основным нарушениям и недостаткам, выявленным в ходе анализа осуществления главными администраторами внутреннего финансового контроля, относятся следующие:

– не исполняются бюджетные полномочия по ведению внутреннего финансового контроля;

– не разработан порядок осуществления внутреннего финансового контроля;

– не установлен порядок ведения, учета и хранения регистров (журналов) внутреннего финансового контроля;

– отсутствует правовой акт, устанавливающий порядок составления отчетности о результатах внутреннего финансового контроля и порядок ее представления руководителю главного администратора средств (либо его заместителю);

– внутренний финансовый контроль ведется не во всех структурных подразделениях главного администратора средств, ответственных за выполнение внутренних бюджетных процедур;

– не установлены перечни должностных лиц, ответственных за ведение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля;

– в должностных регламентах отсутствуют положения, определяющие полномочия по осуществлению внутреннего финансового контроля. Напомним, что такие полномочия должны быть установлены всем должностным лицам подразделений главного администратора (администратора), организующим и выполняющим внутренние бюджетные процедуры;

– отсутствуют перечни операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) в структурных подразделениях главного администратора средств, ответственных за выполнение внутренних бюджетных процедур;

– журналы ведутся не всеми структурными подразделениями, ответственными за выполнение внутренних бюджетных процедур;

– журналы не содержат информацию о недостатках и нарушениях, выявленных при исполнении внутренних бюджетных процедур;

– журналы не содержат сведения о причинах рисков возникновения нарушений, недостатков;

– журналы не содержат сведения о предлагаемых мерах по устранению выявленных нарушений, недостатков;

– не осуществляется учет журналов в порядке, установленном главным администратором средств;

– не соблюдается порядок хранения журналов;

– отсутствуют утвержденные карты внутреннего финансового контроля. Напомним, что карта внутреннего финансового контроля является подготовительным к проведению внутреннего финансового контроля документом, содержащим по каждому отражаемому в нем предмету внутреннего финансового контроля данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), периодичности выполнения операции, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия в ходе самоконтроля и (или) контроля по уровню подчиненности (подведомственности), а также периодичности контрольных действий. Составление карты внутреннего финансового контроля возлагается на подразделение, ответственное за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур. Карты внутреннего финансового контроля утверждаются руководителем (заместителем руководителя) главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) получателя бюджетных средств. Требования к содержанию карт внутреннего финансового контроля приведены в п. 10 Правил № 193;

– не проводится актуализация карты внутреннего финансового контроля. Карта внутреннего финансового контроля составляется при ее формировании и (или) актуализации. Актуализация (формирование) карт внутреннего финансового контроля осуществляется не реже одного раза в год. В силу п. 14 Правил № 193 актуализация карт проводится до начала очередного финансового года, при принятии решения руководителем (заместителем руководителя) главного администратора (администратора) средств федерального бюджета о внесении изменений в карты внутреннего финансового контроля, в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, определяющих необходимость изменения внутренних бюджетных процедур;

– не соблюдаются требования, установленные картами внутреннего финансового контроля к периодичности контрольным действиям, методам и способам контроля;

– информация о результатах внутреннего финансового контроля направляется руководителю главного администратора средств (либо его заместителю) не всеми структурными подразделениями, ответственными за выполнение внутренних бюджетных процедур, либо с нарушением установленной периодичности;

– не составляется отчетность о результатах внутреннего финансового контроля.

Недостатки при осуществлении внутреннего финансового аудита

Как и в случае с внутренним финансовым контролем, при проверках Федерального казначейства обращается внимание на наличие случаев отсутствия ведомственных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления внутреннего финансового аудита. Напомним, что согласно п. 28 Правил № 193 внутренний финансовый аудит должен производиться структурными подразделениями и (или) уполномоченными должностными лицами, работниками главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, наделенными полномочиями по осуществлению такого аудита, на основе функциональной независимости.

Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые проверки проводятся в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств. План аудиторских проверок должен быть составлен и утвержден до начала очередного финансового года.

Ответственность за организацию внутреннего финансового аудита несет руководитель главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств.

Напомним, что в целях организации проведения внутреннего финансового аудита руководители главных администраторов (администраторов) бюджетных средств обеспечивают выполнение следующих действий:

– корректировка своей организационной структуры в целях формирования субъекта внутреннего финансового аудита;

– закрепление распределения полномочий и ответственности по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита правовым актом главного администратора (администратора) бюджетных средств, разработка и утверждение должностных регламентов и инструкций сотрудников, осуществляющих внутренний финансовый аудит;

– включение в должностные регламенты квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей сотрудников, организующих и осуществляющих внутренний финансовый аудит.

Заметим, что в целях обеспечения принципа независимости аудиторские проверки должны организовываться и осуществляться должностными лицами, которые (Письмо Минфина РФ от 10.02.2016 № 02‑11‑07/6892):

– не принимают участие в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур объекта аудита в текущем периоде;

– не принимали участие в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур объекта аудита в течение проверяемого периода и года, предшествующего проверяемому периоду;

– не имеют родства или свойства с руководителем и другими должностными лицами главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, организующими и выполняющими проверяемые внутренние бюджетные процедуры;

– не имеют иного конфликта интересов, создающего угрозу способности беспристрастно и объективно выполнять обязанности в ходе проведения аудиторской проверки.

Федеральное казначейство отмечает: часть главных администраторов ошибочно считает, что их субъект внутреннего финансового аудита функционально независим, несмотря на несоблюдение условия функциональной независимости – неподчинение должностным лицам, организующим и выполняющим внутренние бюджетные процедуры.

У главного администратора должны быть утверждены нормативные акты, устанавливающие:

– предельные сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления, а также их продления (п. 50 Правил № 193);

– формирование, направление и сроки рассмотрения акта аудиторской проверки (п. 52 Правил № 193);

– порядок составления и представления отчета о результатах аудиторской проверки и годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита (п. 57 Правил № 193).

К основным нарушениям и недостаткам, выявленным в ходе анализа осуществления главными администраторами внутреннего финансового аудита, относятся следующие:

– не исполняются бюджетные полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита;

– не утвержден правовой акт, устанавливающий порядок составления, ведения и утверждения годового плана внутреннего финансового аудита (п. 31 Правил № 193);

– отсутствует утвержденный план внутреннего финансового аудита (п. 31 Правил № 193), а утвержденный план не содержит сведения в отношении каждой аудиторской проверки (тему аудиторской проверки, данные об объектах аудита, сроке проведения аудиторской проверки ответственных исполнителях). Отметим, что годовой план внутреннего финансового аудита должен быть утвержден до начала очередного финансового года;

– не обеспечена функциональная независимость субъекта внутреннего финансового аудита;

– не обеспечено неучастие субъекта внутреннего финансового аудита в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур;

– внутренний финансовый аудит не осуществляется в отношении структурных подразделений главного администратора средств, ответственных за осуществление внутренних бюджетных процедур, а также в отношении подведомственных администраторов бюджетных средств (п. 30 Правил № 193);

– субъектом внутреннего финансового аудита не соблюдается порядок составления и представления отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита, установленного главным администратором средств (п. 55 – 57 Правил № 193). Данная отчетность должна содержать информацию, подтверждающую выводы о надежности (эффективности) внутреннего финансового контроля, а также о достоверности сводной бюджетной отчетности, главного администратора бюджетных средств.

В заключение еще раз отметим, что ознакомиться с полной версией Доклада Федерального казначейства можно на его официальном сайте в Интернете.

Классификация информационной продукции

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Информация об изменениях:

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

ГАРАНТ:

Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

Информация об изменениях:

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

Информация об изменениях:

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

Информация об изменениях:

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Случайные статьи

Вверх